Cанкт- Петербургский Книжный Салон 2016
мероприятияТо, что было вчера, сегодня не актуально. Что было позавчера - сегодня седая древность.
Так думала я и не собиралась писать о четверге и пятнице Петербургского Книжного
Но сегодня Веллер Михаил Иосифович высказался как всегда зажигательно, для него Салон актуальности не утратил, и я рискну.
Дальше, как обычно - слов много, а картинки и видюшки не показываю.
Итак: то, что улица полна неожиданностей - для меня непреложная истина.
А уж дорога от города до города - мрак и ужас, квест без оружия и без права на квест и оружие.
Поэтому попасть на дни Салона я хотела, но мечтательно - гадательно, т.е. ничего для этого делать не собиралась.
Мои мужчины вели туманные разговоры, что ещё неделю назад им надо было в Питер, но вот такая цидулька не подписана, а этакой и вовсе нет, и вдруг: «Завтра ночью выезжаем»
А завтра ночью - это с 25 на 26, т.е. по классику: «Сегодня рано, а завтра уже поздно, самое оно в ночь с 25 на 26» (Ну, исказила, но ведь немного?).
Про путешествие из Москвы в Петербург рассказывать нечего, классики, как всегда, успели до меня. Они ехали с остановками и разговорами, а у меня в окне 12 часов молчаливые группки деревьев сменялись молчащими группками избушек в три окна и снова всё менялось обратно. В каждой группке домов попадались парочка в четыре окна, с вывесками: «Кафе», «Кафе Мечта», «Кафе Мария» и, чаще всего, «Кафе Закрыто». Надпись на доме с рухнувшей мансардой празднично объявляла: «Деньги на дороге валяются! 1 га земли даром!», а рядом не то что ни одного искателя денег,- ни единой души вообще.
5 раз навигатор будил нас фразой: «Приготовьтесь через 350 метров», ни разу не сказав, какой готовности он требует. Нам бы насторожиться, а мы не вняли.
Вот мы в Петербурге, перед нами замелькал регистрационный номер 768, меняя полосы движения с прытью и логикой блохи. Оказалось, что здесь это довольно обычная манера передвижения. Зато вежливо-пропускающий жест не встретился ни разу - будем считать, что просто не повезло.
А может, водителям снесла мозги сирень, она здесь цветёт по всем улицам сразу, во всех направлениях. Вокруг Казанского собора так вообще слёт сиреней - патриархов (стволы толщиной в руку) со всей … хм, сказать Земли - маловато будет, … со всей галактики! Если во всём вина сирени, то попрыгушки на дорогах закончатся через две недели, вместе с цветением.
Наш навигатор уже в дороге проявлял признаки душевного разлада, тут, среди цветущих кущей, совсем сдвинулся на почве романтики и, похоже, решил сменить стезю если не на автопилота, то хотя бы на авиадиспетчера, - он упорно тащил нас в Пулково. Мы, как могли, отбивались, но на встречу с Веллером таки опоздали.
А сегодня Михаил Иосифович сообщил по радио, что на той встрече было 5 человек: он, две представительницы издательства и двое заблудившихся. Эх, а с нами-то было б все восемь, считай, толпа! Не успели послушать Дмитрия Жукова, а ребёнок так хотел, он всё прошлое лето читал его книгу «Стой, кто ведёт? Биология поведения человека и других животных», да и мне очень интересна его «Биология поведения богов и героев Древней Греции».
Итак, Книжный Салон, 26 мая, четверг.
На сцене синего шатра что-то пело и плясало, зрителей было человек 20, а мы, не отвлекаясь, в Михайловский манеж (странное какое написание, почему-то не все буквы заглавные, как будто этот манеж не в Санкт-Петербурге) посмотреть на книги - ну да, по нынешним временам есть в этом стремлении нечто нездоровое, но мы как-то справляемся и даже немного социально адаптированы (льщу себя надеждой).
Успели только на вручение премии «Книжный червь», заслушали клятву упомянутого червя, Траугот назвал её слишком пафосной, но присоединился к ней, за что получил красную папочку. А мы получили его автограф. Странное ощущение от присутствия Александра Георгиевича: словно стена стала полупрозрачной, а там, с другой стороны стены - он и все остальные персонажи Андерсена. Его самого достаточно просто рассматривать и ощущение волшебства будет с вами.
Потом присутствующие потянулись к столам, где накладывали и наливали, а мы на Детскую площадку (опять недобор по заглавным буквам). А Анна Ремез уже закончила встречу и ушла!
Пока мы расстраивались, к нам подошла женщина с микрофоном и огненной гривой и вызвонила для нас Анну Александровну - такую же огненную! Мы, счастливые, протянули для автографа «На коньках по Неве» и «Стражи белых ночей». Кстати, узнали от Анны, что «Стражей» переиздадут, причём с фотографиями львов. Класс!
Где-то в промежутке выскочили перекусить. Сколько милых кафешек на воздухе на Малой Садовой! И как там тепло и уютно! Зато, когда возвращались в манеж, небо вылило на нас весь припасённый за этот год запас воды и, кажется, немного за прошлый. Куртку я в манеже сняла, засунула в пакет, и куртка плавала в пакете, как рыбка в аквариуме.
В результате всех наших перемещений - с опозданиями и без - выяснилось колоссальное отличие от ММКВЯ: встреча здесь может начаться на полчаса раньше, закончиться тоже на полчаса раньше или вообще через 5 минут после начала, а может длиться на полтора часа дольше, НО, если вы опоздали не больше, чем на полчаса-час-полтора, то нужного вам человека найдут, вызвонят, подведут вас к нему - в общем, всё будет хорошо! Странное чувство, как у Алисы в Стране Чудес: время здесь - категория неизмеряемая, оно совсем неважно.
Вышли мы из манежа в полвосьмого, а жаль: на встречу с Лоуэнфелдом не попали.
Пятница, 27 мая
В этот день поехали на общественном транспорте, проезд подорожал, но всё равно аппетит питерских начальников поскромней, чем московских.
Дама в сединах призналась кондуктору, что у неё сегодня день рождения. Мы заслушали два (!) поздравительных денрожденных стиха. Да, это были не Пушкин с Бродским. Но где вас ещё поздравит стихами кондуктор автобуса? Она же на обратном пути пустила меня с рюкзаками на своё сиденье. Да здравствует кондуктор 22 маршрута!
Вышли, пожалели маленьких енотов, которых продавали какие-то ушлые личности и в манеж, на встречу с писателями и их книгами. Не помню когда, где-то лет 7-8 назад, читала книгу Изабеллы Иосифовны Шангиной «Русские девушки» и поэтому её детская «Дело мастера боится» была мне интересна заранее.
Оказалось, книга легко написана, хорошо иллюстрирована, прекрасно издана и образует отличную пару с книгой Волковых «Профессии старой России».
Книга Шангиной о деревенской жизни, книги Волковых о городской, и вместе они дают панорамное видение жизни дореволюционной России (имею в виду революцию 1917).
Когда я пришла, встреча уже досрочно закончилась, но я, наученная вчерашним днем, не паниковала - милые люди издательства «Речь» Изабеллу Иосифовну нашли и автограф я получила. Жаль, поговорить не удалось, да и слушать я люблю больше, чем говорить.
Послушать удалось на встрече с поэтом Сергеем Махотиным и художником Андреем Аринушкиным. Народ клубился, дети что-то вещали поэту в микрофон,
художник рисовал на форзацах огромные полноцветные картины, в общем, я отошла погулять. А вернулась и позавидовала черной завистью Гермионе, мне бы её Time-Turner. Или умение слушать сразу двоих.
Слева на детской площадке Михаил Бычков рассказывал, как он создавал иллюстрации к Погорельскому и Сент-Экзюпери, как он узнавал, какой именно породы была Чернушка, как обувались ученики, как выглядят ширмы 18 века, как жили люди той поры, к которой относится сюжет книги - историческая добросовестность необыкновенная!
А справа Аринушкин рассказывал о… как бы сформулировать… Аринушкин - такое зеркало с неизмеряемой глубиной, любую реплику собеседника он может поддержать, дополнить, продолжить, нагрузить дополнительной информацией. С одним человеком он обсуждает французские городки за пределами путеводителей, с другим - московские особняки в стиле модерн. Когда я уходила (а было это через три часа с момента вставания в очередь за автографом), он говорил о матерных частушках. Он щедр в общении, в раздаче своего таланта. Всякий, кого не покусали его голодные дети или не сгрызла совесть, что он тут автограф ждёт, а рядом его дети голодают, получил незабываемый шедевр на форзаце своей книги. Даже открытки Андрей Аринушкин украшал сложным витиеватым автографом. А мог бы просто ставить отпечаток пальца.
Загляните к нему в жж http://kot-hudojnik.livejournal.com - одного такого кота я унесла домой.
После Аринушкина на стенд «Речи» к Маури Куннасу, купила 5 его книг и только после того, как ребёнок присмотрел ещё одну книгу из тех, что я сама бы не купила, до меня дошло, что есть же волшебное слово! Но хныкать: «Знаете, я вот тут вспомнила, а посчитайте мне прошлую скидочку, я вообще внезапная вся такая» - было ещё глупее, чем эту скидку не получить. Жена Куннаса, тоже Куннас, её имя-фамилию можно увидеть в книге, - школьная учительница, но спросить её о том, учат ли её воспитанники «Калевалу» (и не с рисунками ли неких Куннасов?), не успела: в пятницу была большая очередь из любителей автографов, а в субботу меня уже не было в Петербурге. Узнала только, почему у него славяне вообще и русские в частности нарисованы волками (см. "Викинги идут!" стр 20-21 и стр.41, причём на странице 41 рабы - славяне с такими зверскими волчьими мордами, что их с шейными кандалами не жалко, а жалко бедную хрюшечку-работорговца, такое впечатление, что наброски с невольничьего рынка делал работорговец - личное оценочное суждение). Оказалось, ни почему, в каждой саге есть персонаж-волк, и он необязательно славянин. Логика хромает, ну ладно.
В манеже фланировали и Кирдий, и Абгарян, и иные неземные существа, но я по особому поручению своих домашних уже спешила на встречу с Лазарчуком. Спешила я туда в несколько угнетённом состоянии духа: Андрей Геннадьевич представлял новую книгу «Соль Саракша», а у меня в кармане денег только на шикануть один раз - проехаться на автобусе, а не идти домой пешком. Собравшиеся на встречу, в основном мужчины, воззрились на меня с недоумением: я не подпадаю под тип «любитель фантастики». Тихо села, послушала, как «Соль Саракша» связана с миром «Обитаемого острова» Стругацких, как пишутся и издаются книги, какая судьба бывает у сценариев - очень разнообразная, но права сценариста не слишком отличаются от тех, что были ещё у Юрия Клепикова. В общем, если вам кажется, что вы как-то сложно живёте, послушайте Лазарчука, как он спокойно-усмешливо отвечает на вопросы читателей.
Надеюсь, что в следующий раз мне будут не нужны автографы, я пойду куда-нибудь, скажем на презентацию книги «Имперский шаг Екатерины. Россия в английской карикатуре XVIII века» или послушаю Секацкого. Может быть. Когда-нибудь.
Вот мы покинули Салон, затем Петербург и тут навигатор сначала отомстил нам за то, что его недостаточно выгуляли в сирени и затащил на платную дорогу -петербуржцы, подскажите, чьи зубы выкусили у меня сорок пять рублей?
Потом навигатор взыскал недополученной романтики и потащил нас через Пушкин, после чего наконец успокоился и только изредка призывал приготовиться через 350 метров.
А я, пока не уснула, думала, кто придумал эти мягкие покрытия - пылесборники на полу манежа, почему они бывают таких кислотных цветов, почему так душно, недостаточно света и встречи напоминают сцены заговора левых эсеров: несломанная мебель, приличные люди, тихие голоса и полумрак для конспирации?
Потом подумалось о спокойном движении массы народа по широким проходам ММКВЯ, выдраенных белых плитках пола (правда, на последней ММКВЯ были попытки затруднить движение, выстроив шатры для почетных гостей и накидав-таки каких-то мягких покрытий под ноги), море света через стеклянную крышу и свежий воздух от мощных кондиционеров - всё это будет в сентябре. Чего не будет в сентябре, так это виденного мною на Салоне необычайного количества спокойно-доброжелательных совсем седых старичков и старушек среди гостей - в Москве им труднее добираться на выставки, а жаль.