"Рыбы. Ихтиология в картинках". Сладков Н.И, илл. Варшамова Р.А.
дошкольникамМного, очень много рисунков, 32 страницы, но информации в данной книге много, она обобщена по разделам и не напрягает слух. Со второго класса вел дневник Николай Иванович Сладков, записывая свои первые впечатления и наблюдения. Оттого язык его рассказов так понятен детям, так легок.
Рассказ ведется неторопливо. Про танец светящихся рыб, переговаривающихся между собой. Про хитрющих рыбок, вероятно владеющих искусством рисунка, и поэтому изобразившим на своем хвосте глаза для обманки хищников. Про рыбок-зубочисток, про рыбок-фонариков, про стеснительных рыбок-трусишек, которые бледнеют при испуге. Про тихих неторопливых рыбок и про рыбок «мы поедем, мы помчимся» со скоростью 130 км/час. Пусть будут санки зимой с горы, а летом хочу рыбу парусника или рыбу-меч. Правда в «принеси мне палочку» с такой килькой не поиграешь, если не хочется остаться шампуром. И в мячик не поиграешь, или поиграешь, но очень быстро мячик закончится. Но зато в «Кто быстрее?» и водные догонялки на другой берег озера или водохранилища, мы с таким другом соберем все нагрудные значки, символизирующие медаль за первые места.
Выход
Вообще очень немного книг для детей со сжатой, но информативной подачей про рыбок. О книге думаю: 32 страницы - это много или мало? Может быть, для рождения интереса к изучению этого мира любящих водичку животных достаточно?
При всей обширной информации есть место для фантазии после прочитанного. Всё это - хорошая и добрая информация для детей. Мне текст показался сначала суховатым, когда я читала одна и себе. А затем мне казалось я никогда не дочитаю эту книгу, потому что дети вокруг меня играли в мальков) Ремни для брюк стали угрями, ковёр истёрт от бьющихся мальков и от бурых мишек, ловящих лососинку. А еще я не обращала внимание раньше, что синий карандаш не продают «в развес», но рыбы без моря на всю страницу и безбрежного океана не нарисовать. Ура, А4 имеет границы, но точилка точила и точила синий). И жёлтый наконец пошел в ход. Не как обычно лишь на солнце, а на чешую, водоросли, камни и шахматную доску.
Поэтому пока и у остальных не укоренилось впечатление необязательности книги для библиотеки, пишу очень подробно, так, как я оценивала эту книгу. И как, скажите на милость, мне мог показаться текст слишком серьезным и сухим для детских ушей? «Малёк камбалы вначале похож на обычную рыбку, только на дно ложится боком: одним глазом смотрит вверх, а другим вниз, на дно. Но постепенно тот глаз, что смотрит на дно, начинает «перебираться» на верхнюю сторону и скоро оказывается рядом с первым. Не беда, что оба глаза на одном боку, зато оба видят море»
В книге указано «для среднего школьного возраста». Но большие красочные картинки заинтересуют и маленьких, а затем дадут пищу для размышления и младшим школьникам. Текст прекрасно виден на белоснежном офсете, а вокруг рисунки, рисунки, рисунки полноформатные и небольшие, и все они акварельные и красочные. На каждой странице. Акварель, не детальная и не размытая, рыбки по-настоящему переданы, без ярких карикатурных эмоций, это же рыбы.
Текст дан не во всю ширину книги, что позволяет детям визуально ориентироваться в прочитанном. Межстрочное расстояние не даст строчкам слиться.
Вместе с тем, мне не было понятно зачем выделять части текста, которые составляют единое целое с основной текстовкой по стилю изложения и по сути. Будто сноски, вдруг появившиеся в середине текста, в которых нет надобности. Может быть для облегчения границ чтения? Но текст и так прекрасно подан.. Этот момент я замечала на каждой странице, но на 32-ой уже к этому привыкла). Деваться то некуда от этой неуместной фрагментарности. Но гостившим ковровым малькам это было ультрафиолетово.
Наука о вкусных рыбах, граничащая с искусством и именуемая кулинарией, возникла давным-давно, книг о кулинарии наверное даже больше чем желудков на планете) А наука как ведёт себя плавающая еда до превращения в блюда кухни, развивалась столь медлительно, веками, пока наконец не стала полноправным рукавом реки зоологии.
Знаете ли Вы, что рыб стали исследовать еще в глубокой древности, и впервые в Древней Индии в 6 веке до нашей эры появились первые описания рыб? А вот уже узконаправленные рукописные книги про рыб, образ их жизни и особенности питания появились лишь через семь веков, в 1 тысячелетии до нашей эры в Китае. Еще через пять веков дядя Аристотель систематизировал чешуйчатые книги, и в его «Истории животных» рыбы описаны уже системно. Данные Аристотеля были основными знаниями человечества о рыбах до 15 века и нисколько не расширялись. Учёные-копилки с 15-го по 19-й века изыскивали новые сведения о рыбах. Наконец, в 19 веке ихтиология стала самостоятельной научной дисциплиной, научной собирательной рекой познаний о низших позвоночных, обитающих в водной среде - рыбах.
Представьте, 11 веков рыбного дураковаляния! И о рыбах самые распространённые знания только в области эзотерики, касающиеся двенадцатого дома гороскопа. Та-дам! Ужас да и только. А для малышни един ответ на вопрос что они знают про рыб: «Русалочка» и «Приключения Немо». Это первое, что пришло им на ум. Катастрофа океанских масштабов! Срочно исправлять ситуацию!
Но маленького ребёнка не заинтересовать трактатами или трудами Аристотеля. И даже достав первую книгу Коха и транспаранты с величием прогресса в области рыбоводства, подрастающих деток не заинтересовать.
Представляю, что я читаю им из взрослых книг об ихтиологии:
«Впервые книга доктора Коха «Руководство по рыбоводству» была издана в 1922 г. Позже переработанная в качестве учебника для специалистов прудовых хозяйств и рыбоводов под названием «Рыбоводство» книга была переиздана в 1949 г. Третье издание было осуществлено в 1960 г. Каждый раз доктору Коху приходилось почти полностью переделывать книгу из-за быстрого и постоянного прогресса в области рыбоводства.
В 19 веке ихтиология выделяется из зоологии в самостоятельную науку. Начинается новый этап ее развития, непосредственно связанный с нуждами интенсивно развивающегося рыбного промысла и характеризующийся исследованиями динамики численности промысловых рыб, влияния промысла на рыбные запасы, условий воспроизводства рыбных запасов. Ихтиологические исследования способствуют рациональному ведению рыбного хозяйства, обеспечивая развитие рыболовства и рыбоводства. В состав полносистемных прудовых рыбных хозяйств входит целая система различных по размерам и назначению категорий прудов, соответствующих стадиям развития и содержания разновозрастных поколений рыб,- нерестовые, мальковые, маточные, выростные, зимовальные, карантинные и нагульные. Это замкнутые системы промышленных предприятий с оборотным водоснабжением.»
Да даже мне такая сухая инфа ни к чему.. Значит нужна детская книжка.
Малыши не будут думать о дорогущих аквариумах, они выпалят про ванну на колёсиках. Значит, нужна книга на языке детей. Значит, да здравствуют акварельные рисунки и новая наука для детей в картинках. Раньше люди ждали веками такие книги, но как же повезло яблоку)
В 1920 году родился человек, который этими текстами рассказал деткам о рыбках. И познакомил с понятием «ихтиология», рассказав о науке, изучающей рыб. Ихтиология (от греч. ichthýs - рыба и ...логия), раздел зоологии позвоночных, изучающий рыб, их строение, функции их органов, образ жизни на всех стадиях развития, распространение рыб во времени и пространстве, их систематику, эволюцию.
В 1936 году родился художник, впоследствии окончивший Суворовское училище в г. Cаратов, украсивший очень лаконично рассказы Сладкова.
Маленькие хитрости: знаете ли вы, что если золотую рыбку положить на сковородку, то количество желаний увеличивается до пятидесяти? Но я не подумала, что такая книга, появившись в библиотеке, даст волю желаний еще на 50 книг о рыбной и водной тематике.. Видимо значительно раньше придется мне доставать из загашника "Великий час океанов в 5 томах" ..
Я за ненавязчивый воспитательный момент. Считавший спортивную охоту делом варварским, Николай Иванович не забывает и о юном поколении, добровольцах-патрульных водного мира. И даже упоминает Деда Мазая, показывая неразрывную связь заботы человеческой о братьях наших меньших, будь то сказка-быль или книга с энциклопедическим уклоном.. Очень люблю последний раздел «Голубой патруль», который рассказывает «чтобы охранять, надо знать - КАК и КОГО». Эта очень правильная книга заканчивается словами: «Они следят, чтобы не случилось с ними никакой беды. Так должны поступать все юные ихтиологи».
Размеры книги 27*26 см, бумага - офсет, рисунки - акварель.
PS Цены на книги в Лабиринте
Для сравнения ИДМ Информация об СП тут жжжмяк, прайс с ценами от 18/02/2015г ознакомиться тут жжжмяк
Краткое содержание предыдущих серий
Но цены поменялись конкретно на "Рыб", когда появилась новость