Декабрь Первоклассника
дневник читателяОх не первый год декабрь мы делим на две части. Первые недели три - это время антигриппина и парацетамола, ингаляторов, градусников и незаправленных кроватей. И оставшийся кусочек декабря - время судорожной подготовки к новому году (когда и платье нужно купить, и салат приготовить). Поэтому читали редко и по чуть-чуть.
Если кто-нибудь спросит меня: «А когда ваш сын начал читать книги самостоятельно?» - Я гордо ))) скажу: «Да (взмах рукой)) давно. Еще в 2016-ом» ))). Потому как ура-ура самый хвостик 2016, последние 5 дней декабря мы все-таки захватили. В стопке есть книга, которую Максим прочел сам от корки до корки. С нее и начну.
Предыстория: на 1 сентября мой Первоклассник читать не умел, как будто совсем. Все усилия воспитателей, педагогов в школе развития и мои оказались сизифовым трудом ((( К маю Максим запомнил почти! весь алфавит, и почти! не путал буквы и умел их складывать в слоги, читал короткие слова. Но и эти скудные навыки выветрились за лето во время бешеной езды на самокате.
Поэтому в сентябре мы начали учиться читать заново, но уже замотивированные ))) Буквально в первые дни Максим пришел из школы со словами: «Мама, я один в классе читать не умею (( Научи меня».
«Да с удовольствием, сынок!» - сказала я, и чуть не в пляс поскакала к шкафу за Букварем Жуковой.
Конечно, я закупилась книгами для самостоятельного чтения, конечно я стала их всюду раскладывать на видные места, предлагать почитать, активно рекомендовать сыну, когда он понял принцип чтения. Но, нет. Категорический отказ (( Только один раз засекла )) его за чтением маленькой книжечки, о чем писала в ноябре.
Как итог к концу декабря техника чтения у нас была не очень: 14 слов в минуту, чтение по слогам, без интонации и, самое печальное для меня, без понимания смысла ((
Тянуть, однако, уже было некуда, в школе строго-настрого велели завести читательский дневник и пришлось Максиму выбрать таки книгу для самостоятельного чтения. Все новинки распрекрасные (с любовью мамой ночами долгими на сайте выбираемые) он отмел в сторону и взял читаную-перечитанную книжечку )
И молодец, что ее выбрал. Пиф просто создан для первого чтения:
- крупный шрифт и буква Ё (все, мама уже может быть спокойна));
- слова практически все простые (знакомые ребенку) и короткие;
- иллюстрации В. Сутеева. Просто невероятно как Владимиру Григорьевичу удалось так передать в иллюстрациях весь юмор, движение, характеры героев. Можно не читать. Можно просто смотреть книгу как мультфильм. Поэтому, когда ребенок читает текст вслух, ему очень просто понять его смысл;
- сами истории о смышленом песике Пифе и его друзьях (мальчике Дуду, его маме и папе, хитром котище, соседских псах и одном прожорливом малыше) действительно интересные, очень юморные, добрые и, главное, короткие. На страницу или разворот, буквально по 1-3 строки на каждую картинку. И это очень здорово для первой книжки. Еще не успел устать и упустить нить повествования, а уже целый рассказ прочел, и мама похвалила. Ну, здорово же.
А вообще декабрь у нас с Максимом начался со «Снежной Королевы».
Мы читали ее уже. Но в прошлом декабре было много зимних новогодних книг, а в этом вот только одна. Все потому, что читали долго, не спеша, обсуждая все-все, размышляли и фантазировали. «Мама, а почему люди бывают злыми, ну какая им от этого польза? А может это зеркало на самом деле существует? А тебе осколок не может залететь? А если залетит, мне что делать? Как спасать...». Вот так и читали иногда по половинке, по четвертинке главы за вечер. И не торопились никуда ))
У нас Снежная Королева в прекрасном переводе Анны Ганзен и с бесподобными, восхитительными иллюстрациями Валерия Алфеевского. Иногда я мечтаю, чтобы нашу Снежную Королеву прочитала мне мама (вот хоть на несколько дне переезжай к родителям)) - это все из-за рисунков. Очень хочется слышать мамин голос и смотреть-смотреть на изящные фонари и льющийся из окон свет, на красные крыши с мансардными окнами и на цветущий сад, хочется потрогать плотные серые облака и колкое северное сияние, прижать к маме озябшие ноги, представив себя на миг Гердой. А какая у Алфеевского Королева: тонкая, прозрачная, хрупкая и невесомая, но вместе с тем величественная и несокрушимая, слитая с вечным холодом и льдом.
В прошлом году Максим принял иллюстрации прохладно (сперва вообще фыркнул и сказал: какие-то странные они, есть другие?)) В этом году - завороженно рассматривал их вместе со мной, проводил пальцами по тонким, аккуратным линиям, а я думала: «Да, вот так и формируется у Человека вкус».
Ну и еще ))) мы буквально вырывали книгу друг у друга…из-за обложки. Она необыкновенная, ее невозможно выпустить из рук. И те, у кого книга эта есть, согласятся со мной: одной обложке можно посвятить целый хвалебный пост. За это отдельное спасибо издательству Речь.
Еще одна сезонная книжка в декабре «Зима мишки Бруно» Гуниллы Ингвес.
Честно скажу искусала себе уже все локти и избавилась от пары нелишних волос из-за этого мишки. Дело в том, что когда в сети стали попадаться восторженные отзывы о Бруно, я решила, что нам уже поздно одному и шибко рано другому и вообще в лабиринте у меня четырехсотенная очередь, которая не убывает. Потом была невероятная акция и я купила на пробу одну книжку за двести с копейками. Ну где была моя голова, (надо было все хватать и возможность была (( ведь у меня как минимум двое детей, будет много внуков, да я сама их буду читать-смотреть, в конце концов. А теперь выбора нет, придется брать за что дают, потому что мишка Бруно нам с Максом очень понравился.
Бруно вне возраста: и для детей, и для взрослых, просто для тех, кто любит иногда отойти от суеты подальше, оглянуться вокруг, удивиться и залюбоваться простотой и гармонией мира. А потом сделать вместе что-то тихое, но полезное: рассыпать семечки под рябиной во дворе, весело топать по следам любимой собаки, а не тащиться за ним на поводке)), а вечером непременно посмотреть на Луну и домой, пить чай с облепихой, корицей и апельсином.
Из всех наши Робинсовских окошек самая любимая у сына «Открой тайны техники».
Я, конечно, ее уже выучила наизусть за два года. Она действительно классная. Множество окошек. На развороте с большими машинами и кранами окошки вообще трехярусные. Помню восторг сына от этих трехярусных разворотов, когда читали книгу впервые (ему только-только исполнилось 5 лет). Несколько дней он заставлял меня читать и перечитывать этот разворот раза по три подряд )) и постоянно разворачивал всю эту конструкцию с башенным краном.
Техника в этой энциклопедии рассматривается самая разнообразная от фена до подводной лодки. Как устроено все внутри и как работает. Самые любимые развороты по-прежнему:
- Простые механизмы - ну это жизненно важно для Макса, он постоянно что-то придумывает, строит. В ход идут разнообразные конструкторы и вся домашняя утварь (причем даже та, которую мне очень жалко))). Поэтому рассматривать чудо-юдо-машину с клином, шестеренками, рычагами, блоками и прочей механической снедью мы можем бесконечно. И еще дольше мы можем описывать, отчаянно борющейся со сном маме (мне то есть), конструкцию будущих машин, которые Макс планирует изобрести (машина, исполняющая желания, продлевающая жизнь, останавливающее время вокруг…)));
- Музыкальные инструменты - после того, как сыну в музыкальной школе показали «фортепианье брюшко», этот разворот мы читаем-рассматриваем и бесконечно обсуждаем;
- Машины и краны - наверное все мамы мальчиков знают как гипнотизируют парней слова «бетономешалка», «экскаватор», «бульдозер», «кран», «гидравлический подъемник»… А у нас напротив дома строится новый жилой комплекс и Максим как раз в декабре увидел как «вживую» собирается башенный кран. Сидел у окна и гордо комментировал что же будет дальше, ведь он знает всю технологию ))
Еще одна прекрасная энциклопедия есть у нас. Волшебный фонарик: Птицы.
Необычная книга-энциклопедия, игра. У Максима в пять лет пользовалась бешеным успехом, я думала он ее затаскает, порвет и измочалит сам фонарик, но книге уже больше двух лет и она (ттт) в идеальном состоянии.
Внутри пять разворотов:
1. Тропический лес.
2. Живущие у воды.
3. Ночные охотники.
4. На море.
5. Хищные птицы.
Каждый разворот справа содержит удивительной красоты иллюстрацию, но увидеть ее невооруженным глазом невозможно, она выполнена на пленке (похожа на фотопленку по плотности). Вооружиться необходимо специальным фонариком из картона, который легко помещается между пленкой и подложкой. На конце фонарика просто белый круг, он и «освещает» кусочек картинки. Перемещаешь фонарик и освещаешь новые закуточки пейзажа (морского, или тропического, или лесного).
Слева на каждом развороте очень простые, краткие описания птиц и задания. Например, найди трех розовых фламинго, найди одного казуара.
Жаль, что у нас эта книга появилась только в пять лет Максима. У нее отличный развивающий потенциал уже лет с 2-3. Во-первых, внимательность (найти на картинке среди множества птиц ту, что просит мама). Во-вторых, счет до трех (нужно найти то одну, то две, то три птицы одного вида). В-третьих, это самое главное для меня, умение рассматривать иллюстрацию, причем частями.
Особенно круто рассматривать книгу темными зимними вечерами под светом настольной лампы или бра. Тогда пленка совсем непрозрачная и видно только тот кусочек, что «освещен» фонариком. И там…. буйство ярких красок, зелени и лета. Красота.
«Как ни в чем не бывало» Алексея Толстого предложила сыну на волне обожания младшего брата. Причем книгу мы уже читали дважды в прошлом году, слушал с огромным интересом. Приключения двух братьев: шалости и проказы, знакомство с бродячим псом и побег из дома, путешествие на лодке (честно арендованной за 65 копеек)), падение в воду и спасение, запеченная картошка у костра и мальчишки дикари... Ну как тут не понравиться?
Однако в этот раз Максим наотрез отказался читать. Уговорила, хотя бы начать пару глав, не помогло. Не интересно, скукота, и, что сильно удивило меня, ему не нравятся иллюстрации Ольги Громовой: «какие-то они мрачные и грустные». Мне же наоборот иллюстрации Громовой нравятся вообще и в этой книге особенно.
Ну что делать ((( Убрала, может просто так совпало и позже мы ее еще прочитаем с удовольствием.
В школе задали пересказ русской народной сказки и Максим выбрал «Вершки и корешки», а я выбрала В.А. Чижикова ))) и наконец выкупила ее из отложенных (томилась там два года).
В книге три истории:
Сама сказка
1. «Как мужик с медведем рассорились».
И продолжение народной сказки, написанное самим В. Чижиковым.
2. «Петя и Потап» (как внучата мужика и медведя подружились)
3. «Петя спасает Потапа» (от злого охотника).
Классная книга: яркая, озорная, добрая, чижиковская ))) И сама сказка совершенно иначе заиграла в иллюстрациях Виктора Александровича и продолжение нам очень понравилось.
Вообще Чижиков определенно наш с Максимом художник, его рисунки это настоящая беззаботная детская радость, наивность и простота. И в сказках о Пете и Потапе нет закрученных приключений, глубокой философской морали…просто легкое, веселое и очень детское чтение. А нам другого и не надо, успеем еще вырасти ))
Хоть у меня и мальчики, я смело покупаю книги о девочках…себе )) потому что даже если Максиму не понравится, я прочитаю с удовольствием. Вот и Юля-Чистюля у сына не пошла совсем. Он понял юмор, пересказал мне даже суть стихотворения, но при этом не улыбнулся, только фыркнул: «Да, это ж деффчонка ))». Что еще тут добавить )) (может ему мораль в стихотворении не понравилась, вещи-то он почти как Юля на место прибирает)))
Перечитывать не просил, иллюстрациями Сюзанны Бялковской не заинтересовался. А книга отличная и нужная особенно девочкам. Чтобы девушки все знали с детства: хорошо успевать все, и косички заплести, и расческу на место положить.
Лабиринт | Озон | Майшоп
Полюбилась эта книжица Максу, причем просит перечитывать «Сорванцов» по нескольку раз за один присест и долго держит книгу на прикроватной тумбочке. Иногда перелистывает даже, а это бывает у нас крайне редко.
Максим, конечно, знает кто такой Незнайка, но…книгу мы не читали, мультфильмы не смотрели…как-то этот персонаж пока до нас не добрался. Я все жду-пожду когда же издадут хорошо с Лаптевым (( Может все-таки куплю от ИДМ, хотя отзывы в лабиринте расстроили ((
А пока вот читаем смешной рассказ о Винтике и Шпунтике с иллюстрациями Мигунова. Они тоже отличные, ну Мигунов редко кому не нравится.
Такие книги у Макса обречены на успех. И пока Винтик и Шпунтик мастерят пылесос, мой сын пытается смастерить пылесос свой в домашних условиях: пилит пополам пластиковые бутылки, коробки, приматывает на скотч вентилятор, умоляет меня пожертвовать на важное дело кухонное сито и помочь ему идеей из чего сделать шланг...в общем работа кипит.
Смеется (люблю, когда ребенок искренне смеется над книгой))) и подолгу рассматривает форзац и нахзац, размышляя о предметах, чьи они могут быть и зачем нужны. И как оказалось, Максим в свои 7 с хвостиком не знает, что такое лезвие (тоненькие прямоугольные из нашего детства). А я помню с каким страхом, аккуратно, дрожащими пальцами (мама же строго запрещала мне)) разворачивала их из белого пергамента. А класса с 3-го уже заправски подтирала им ошибки в тетрадях. Да… а мой ребенок впервые такую диковинку только в книге рассмотрел.
Закончился наш 2016 год )) посмотрели мы с Максимом сколько было прочитано хороших книг, какие были интересные знакомства и открытия.
Пытались мы выделить несколько самых-самых )))) не получилось, для нас почти каждая прочитанная книга становится самой-самой. Где-то под нее в душе открывается новая комнатка и душа растет. А я думаю, как же хорошо, что мы читаем…и у нас в душе есть одинаковые кирпичики.