Июньское чтение. Часть 2 (7,3 лет и 3,8 года)
дневник читателяКак обычно, читали мы и бумажные книги, и электронные книги, и слушали книги в аудио формате. Поэтому и дневник (вторая его часть, если быть точной) будут сборной солянкой.
И соляночка слегка запоздала, но времени просто очень не хватает.
Начну, точнее продолжу, с совместного детского чтения.
Книги Лидии Шульгиной у нас хитом не стали, но и одноразовыми я их назвать не могу. Истории в них довольно простые и незамысловатые, но вот рисунки можно разглядывать практически бесконечно. Чем дети, в общем-то, и занимаются время от времени. И не просто рассматривать, а угадывать или придумывать, что за животные получились у автора на страничках. Ведь если посмотреть на рисунки, то все совсем не однозначно.
Вот для примера, в книге "Путешествие к попугаям" рассказывается о приключениях Фанни. А кто это такой - ни словечка. Смотрим на рисунок и видим длинный хобот.
- Ха, да это же слон! - кричит Егор.
-А где ухи? - резонно спрашивает Алиса
Действительно, где? Они почему-то маленькие, как у бегемота.
- Тогда пусть будет Слонобегемот! - выкручивается сын
И это еще не самое сложное зверье))
Все в той же самой книге, на девятой странице, есть нечто с лапками, длинным носом, тоненькими ножками и с туловищем-морковкой.
Зверь пока не опознан, но имен ему было придумано много. Жалко, что не записала.
Утка с человеческими ушами тоже популярна у нас. Она скромненько стоит в сторонке на странице тринадцать, обмотав длинную шею красным шарфом и облизывая сосульку.
Да и куча других деталей вызывает интерес: деревья, самолет, волны, носок с дырой.
"Тайна огорода Снурри" тоже не менее забавна в плане иллюстраций. Если со Снурри и его семьей все у нас однозначно. Вердикт детей - это кролики с пушистыми ушками. То другие обитатели вызывают сомнения. Например, кто такой Дарк? Существо со свиной мордой и ушами, но живущее в норе под землей.
- Это же черт! - воскликнул сын, вспомнив сказку про Балду.
- Может это крот? - поинтересовалась я осторожно.
- Неа, точно черт! И прическа похожа...
Интересно, где ребенок мог увидеть черта с такой прической?
Картинка для наглядности
А вот еще лев, похожий на Дминрия Брекоткина из Уральских пельменей. Это уже муж развлекался.
История, как и в первой книге, довольно проста, но зато ее может прочесть самостоятельно начинающий читатель или прослушать до конца слушатель-торопыжка.
Сюжет, если коротко, заключается в следующем. Кролик решает посадить морковку, чтобы прокормить свою большую семью. Когда приходит время собирать урожай, на грядке оказываются только одни листья. Сама морковка бесследно исчезла. То же самое случается и со вторым урожаем. Но заканчивается все хорошо, морковка находится и ее хватает всем-всем-всем.
Третья книга "Приходите на чашечку чая". По логике эта книга должна читаться в первую очередь, т.к. в ней происходит знакомство со всеми героями, которые встречаются в других книгах. Некоторые встречаются, правда, только на картинках, но познакомиться с ними не мешает. В этой книге тоже не сказано, какое животное имелось ввиду, а названы только имена. Точнее сказано, что животные выдуманные, не встречающиеся в природе, но прототипы все-таки угадываются.
Текста, как и в первых двух, совсем мало. В этой книге, правда, сюжета, как такового нет, но рисунки все так же шедевральны. Поскольку эта книга знакомит читателя со всеми нарисованными чудиками, то каждый разворот - это совершенно новая атмосфера. То пруд, то горы, то большой дуб, то просто уютная комната. Но все это наполнено сказочной живностью, которую, повторюсь, мы очень любим рассматривать
С Егором по каждой из этих книг мы еще играем в такую игру: я загадываю предмет (например, розовая майка, носок с дырой, термос, кусок торта и т.д.), а он ищет его на скорость на картинке.
Дальше расскажу о книге, которую тут уже неоднократно показывали. И любима она у всех, наверное, одинаково, поскольку придраться в книге решительно не к чему.
"Как кот стал Котом Котофеичем"
В эти глаза просто невозможно не влюбиться.
Алиса когда увидела обложку на кране монитора, сразу же сказала, что эта книга ее, и попросила купить кису. Ну как же не купить, если и сама ее хотела, и ребенок просить начал. Читана-зачитана, смотрена-пересмотрена, даже пальчик Алиса умудрилась страничкой порезать, киса нам попалась царапучая.
Рисунки в книге просто фантастические. Особенно очаровала меня лично кошачья драка. Так красиво это еще никто не рисовал. Сами полюбуйтесь:
Стихи тоже очень хороши, и ритм плавный, о строчки язык не спотыкается, и история интересно рассказана. Шрифт, правда, для начинающих будет неудобен. Он немного мелковат и непривычное написание некоторых букв. Хотя с этими рисунками шрифт смотрится очень гармонично.
О качестве книг Речи можно и не писать ничего, все как всегда на высоте.
Книга хоть и выстрелила, и читалась много раз, но вот ни чем особенным не отметилась. Она подарила всей нашей семье просто эстетическое наслаждение. А это уж не мало.
Алиса пыталась с ней пару раз лечь спать в обнимку, пришлось долго уговаривать и идти на всякие хитрости, дабы уберечь книгу от неминуемой гибели в крепких детских объятиях.
Дальше расскажу о гарантийных человечках, поскольку это был один из хитов конца июня и плавно перетек на июль.
Издание у нас бюджетное, купленное спонтанно в местном книжном лет пять назад. Сама я читала эту историю еще маленькой в журнале Мурзилка. В журнале были красивые цветные иллюстрации, а в нашей книжечке они же, но черно-белые. Сыну не принципиально, т.к. других он не видел, и ему интересна сама история, а не картинки, но мне хочется приобрести и нормальное издание. Проблема только в количестве хотелок, их слишком много и они все время только увеличиваются. Но это все лирика, к делу отношения не имеющая.
В эту маленькую книжку вошли обе части истории про гарантийных: Гарантийные человечки и Гарантийные возвращаются.
Первая часть немного больше по объему и нам показалась более интересной. Кроме того, во всех произведениях Успенского, которые были дописаны в перестроечное время и позже, есть некоторые нюансы, несколько спорные, а для кого-то и вовсе неприемлемые.
Вот для примера один диалог между мамой и маленькой дочкой.
Девочка Таня действительно ночью услышала шорох и шум и решила проверить - не маленькие ли человечки появились на даче.
Она прошла с фонариком по всем уютным местам и везде сидела тихо и слушала. Не дай бог, кто-нибудь из гарантийных стукнет чем-нибудь металлическим или включит чуть сильнее гарантийное радио, девочка тотчас усилит свои поиски и рано или поздно поймает гарантийных.
И тут её заметила мама.
- Что, дочка, ты ищешь? - сквозь сон спросила она.
- Человечков.
- Мы же с тобой говорили, что человечков нет. Говорили?
- Говорили, - ответила Таня.
- Так в чём дело?
- В том, что они есть.
- Я боюсь, что у тебя глюки, - сказала мама. - У тебя навязчивая идея, надо тебя показать психологу. Сейчас многих детей показывают.
- Не надо меня показывать.
- Нет, надо.
- Нет, не надо.
- Ну вот, ты опять споришь, - рассердилась мама, - Тебя надо ещё психиатру показать.
- Тебя саму надо психиатру показать, - рассердилась девочка.
- Так ты ещё и грубишь, - сказала мама, - значит, тебя надо ещё педагогу показать.
- Ты меня ещё милиционеру покажи, - грубо сказала Таня и завернулась в одеяло.
Дело в том, что в девочке Тане как бы жили две разные девочки. Одна Яна - упрямая и вредная, другая Юшечка - покладистая и весёлая. В ту ночь вредная Яна явно взяла верх. И Юшечке было стыдно за неё.
- Про милиционера я не знаю, а психологу я тебя покажу, - сердито сказала мама. - Спи, давай. Завтра рано нам надо ехать в город.
Это, конечно, еще не самое ужасное, в других книгах треша и поболее у него, но вот начинаешь читать и думаешь, что это за ерунда.
И если первую часть я могу порекомендовать спокойно, то ко второй просто посоветую присмотреться. Сын на этой главе особо внимания не заострил. Тут уж каждый сам для себя решает. У нас к книге интерес возник после того, как Егор узнал, что эта книга легла в основу мультфильма про Фиксиков.
Книжечки, купленные для Алисы, но особо мою даму не заинтересовавшие.
Книжки замечательны и формат не маленький, но вот слушать их Алиса отказывается. Один раз их прочитали и все, больше не берет их в руки даже.
Как-то уж очень стремительно интерес с куколок в книгах переключился на роботов.
Расскажу все-таки о каждой книге по чуть-чуть.
"Мои помощники"
Эта серия книг вся примерно формата А5, правда шире на 1,5-2 см. Книга-раскладушка представляет собой полосу картона, глянцевую с одной стороны и матовую с другой. Эта полоска сложена в книжечку.
В книг "Мои помощники" всего одно стихотворение, поэтому на каждой страничке в основном по 2-4 небольших строчки. Шрифт крупный, удобно читать самостоятельно.
Правда, Егор, когда взял ее в руки, не сразу смог понять в каком порядке читаются строчки. И оба ребенка были удивлены, что книга раскладывается, а листов, к которым они привыкли у нее нет.
Алиса один раз рассмотрела картинки и один раз прослушала стихотворение. Егор попытался прочитать сам, но тоже интерес быстро пропал.
Надеюсь, что рано или поздно, но книга у Алисы будет хоть немного популярна.
Е. Благинина "Не мешайте мне трудиться"
Мимо стихов Благининой пройти очень сложно, даже если это совсем крошечная книга.
Хотя, в отличие от предыдущей книги, в этой стихов целых четыре штуки: "Не мешайте мне трудиться", "Приходите, поглядите", "Научу обуваться и братца", "Щёголь". Соответственно и текста на каждой страничке больше, чем 2-4 строчки
Очень красивые рисунки, очень хорошие стихи, но интереса книга не вызвала ни у Егора, ни у Алисы. Хотя я в детстве с удовольствием читала подобные книги. Остается надеяться, что потом может дочь сама прочтет.
Книга тоже раскладывается и из нее хорошо строить домик или загородку для зоопарка. Пока, увы, чаще всего она так и используется. Удобно эти книги брать с собой на прогулку, в поликлинику, в дорогу и пр. Как-нибудь при случае попробую, может так будет читаться.
Борис Заходер "Как они себя ведут?"
В книге одно длинное стихотворение. Мне нравится, детям пока никак. Хотя книга сама по себе не только очень интересная, но и полезная в воспитательном плане. В ней высмеиваются многие пороки. В книге хорошо достается копушам, лентяям, соням, неряхам, привередам и грязнулям.
Егор, конечно, уже начал перерастать такие вещи, и на него это мало действует. Вот если бы пару лет назад нам эту книгу. А на Алису вообще ничего не действует. Когда ей не хочется делиться чем-нибудь, то она может спокойно заявить что жадная и уйти. Хотя вот Егора периодически дразнит жадиной-говядиной (аядина-аядина) в надежде на то, что он-то с ней игрушкой поделится все-таки))) Если не хочет мыться или чистить зубы, то с совершенно равнодушным видом говорит, что она грязнуля. И так во всем. Только личным примером, а порой и в ультимативной форме (не вымоешься, будешь спать на коврике), а по-другому не получается пока. Надеюсь, что вредность с возрастом пройдет.
"Вот те нате! Вот те раз!"
Эта книга самая богатая на стихи из всех четырех. В ней их целых восемь штук. Автор стихов Петр Синявский. Вот пока пост не села писать даже и не замечала, что на обороте у этих книг есть такая желтенькая медалька, а на ней написано, сколько лет назад книга увидела свет впервые. Именно этой книге уже более 30 лет. Теперь до меня дошло, почему серия называется "Издается более..."
В этой книге стихи не больше, по шесть-восемь строчек всего. Как и в книге Бориса Заходера, в этой книге высмеиваются плохие привычки. Я уже и говорила, что на моих детей это действует не особо, но периодически буду предлагать для чтения. Мало ли...
Для старшего Остер хорошо работает и принцип от противного.
Мое любимое стихотворение в этой книге такое:
Ох уж это зеркало
Вот те нате, вот те раз!
Это что за дикобраз!
Неужели зеркало
Прическу исковеркало?
- Где же ты, гребёнка?
Выручай ребенка!
"Рам и Рум"
Как не странно, но эта книга сейчас у Алисы в фаворитах. Читаем ее перед сном уже недели три подряд. Мне-то она еще во времена Егоркиной любви надоела, но куда же денешься, если дитю нравится. Зато Снегопухи на каникулы отправились)) А это все-так огромнейший плюс. Они мне еще больше надоели.
Причем Алиса и просто слушает текст, и сама что-то по картинкам сочиняет, т.е. книга у нас многофункциональной оказалась. Я по своей наивности думала, что дочери будет неинтересно слушать странички про машины, самолеты, корабли и прочую технику, но ничего подобного, мои попытки пропустить эти страницы Алиса сразу же пресекла, потребовав читать все. А сын уже не слушает эту книгу, видимо не интересно слушать одно и то же в сотый раз. Эта книга у нас и самая объемная из всего дочкиного "чтения-слушания". До нее длинные книги слушала кусками, быстро теряла интерес, а тут видимо доросла и повзрослела.
Сюжет: Книга рассказывает о приключениях двух механических человечков, и о стремлении людей создать себе подобных роботов. Механических людей зовут Рам и Рум, их задача научиться жить и работать самостоятельно. Поэтому они учатся вытачивать детали, строить дом, плавать на катере, летать на самолете, путешествовать в космос и многое другое. А дети в процессе чтения узнают, что как устроено и как работает.
Городок Жур-Жур пока остался недочитанным, поэтому о нем напишу, когда прочтем полностью.
Книгу про Данку и Янку читали в электронном виде. Такой пока в продаже я не встречала. Истории про двух близняшек в этой книге не такие волшебные, как в книге "Данка и Янка в сказке", но тоже очень интересные. Мои дети отлично слушали их несколько раз. Если книгу переиздадут, то возможно и приобрету ее в свою библиотеку.
Покажу пару страничек
Книга занимашка-развивашка по русскому языку.
М. Дружинина "Моя главная книга по русскому языку"
В вообще-то побаиваюсь таких ярких обложек, но цена на нее была очень -очень низкая. Поэтому купила с мыслью, что если нам не понравится, предложу кому-нибудь в дар или оставлю на книжной полке в ПВЗ Лабиринта. Но книга пришлась ко двору и осталась жить у нас. Первым делом дети по очереди рассмотрели все рисунки, а потом уж стали мы ее использовать по назначению.
Эта книга долгоиграющая, ее хватит на всю начальную школу. В ней несколько разделов. Начинается все с банальной азбуки, потом идут звуки и буквы, парные согласны, непарные согласные, слоги, ударение. Затем большой раздел с правописанием: сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу и т.п.. Дальше большой раздел посвящен частям речи, следом за ним коротенький раздел "выражаем мысли" и еще куча всего. Мы сейчас осваиваем только первую часть. Хоть буквы мы уже и знаем, в этом разделе куча ребусов и загадок, да и других интересных заданий, которые Егор с удовольствием выполняет. Например, ставит на место заблудившиеся буквы, заканчивает строчки, угадывает слова и пр. Всю книгу я пока не читала, но пока ошибок я не встретила. Как там будет дальше, пока не знаю. Если что-то обнаружится - допишу.