"7 и 37 чудес" (в двух частях) от ИД Мещерякова :-)
отзывы
Действительно, как и указано в аннотации, наверное, не все знают, что Кир Булычев не только литературный папа знаменитой путешественницы, храброй девочки и просто красавицы Алисы, но и автор познавательных книг - причем, очень достойных! - на историко-культурные темы.
"Чудес было семь: египетские пирамиды, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк, храм Дианы Эфесской, статуя Зевса Олимпийского и висячие сады Семирамиды.
Число их определялось магией цифры «семь», ограниченными возможностями человеческой памяти, пределами античного мира и, главное, устойчивостью традиций. Когда примерно в III веке до нашей эры кто-то провозгласил это семицветие эталоном чудес, часть человечества, обитавшая вокруг Средиземного моря, подчинилась авторитету, и лишь некоторые местные патриоты, не оспаривая самого принципа, старались внести поправки в частности. К примеру, римский поэт Марциал признавал седьмым чудом света Колизей, другие - Александрийскую библиотеку, третьи - Пергамский алтарь.
Через тысячу лет после падения Рима, когда вновь у людей возродился интерес к происходящему за пределами их маленького мирка, о чудесах света вспомнили, и сила античного авторитета была такова, что упомянутые семь чудес воспринимались уже как незыблемое целое, хотя некоторые из них полностью исчезли с лица земли, сохранившись лишь в древних рукописях и преданиях. Тогда-то и появилось известное выражение «восьмое чудо света».
Восьмым чудом света были Пальмира, Петербург, Венеция, даже Эйфелева башня. Девятого чуда не было и быть не могло. К семи чудесам можно было прибавить лишь одно, показав этим бесспорное его превосходство над всем, созданным людьми после утверждения канона".
Как пишет автор, он видел свою задачу в восстановлении исторической справедливости. "Не споря с выбором древних, а лишь используя его в качестве исходной точки, я попытался дополнить список памятниками, не попавшими в поле зрения древних эллинов".
По собственному признанию автора, его выбор достаточно субъективен, и это вполне естественно. Во-первых, когда речь идет о творениях человеческих рук, об искусственных сооружениях, считать ли это чем-то выдающимся или нет - это дело вкуса. Во-вторых, руководствуясь принципом: "Лучше писать о том, что знаешь", автор описывает, например, в Бирме четыре памятника, а в Японии только один. Таиланд пропущен вовсе, зато Индия и Шри-Ланка (Цейлон) выделены в отдельную часть. Поэтому обязательно найдутся те, которые захотят упрекнуть автора в том, что он что-то пропустил, о чем-то не рассказал, а вот гид на экскурсии говорил... Нельзя объять необъятное.
Некоторые моменты, как мне показалось, нуждаются в дополнительном пояснении. Например, название знаменитых висячих садов. Почему в истории осталось имя Семирамиды, а не царицы Тамары, настоящей жены Навуходоносора, ради которой, собственно, он и затеял грандиозную стройку, объясняется немного путано.
Но вообще написано так, что оторваться невозможно! А ведь это даже не художественное произведение!
Обе книги были подготовлены по изданию 2006 года, и во вторую часть вошли сооружения Африки, Индии и Шри-Ланки, а также Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Конечно, можно было бы не разделять текст на две части, а напечатать все вместе под одной обложкой. Это кажется таким естественным, но это только с одной стороны. С другой же, если все суммировать, получается 500 страниц текста. Об этом я размышляла сегодня, когда взяла книгу с собой и читала в дороге. Мне было удобно и не тяжело. А вот 500 страниц я бы с собой уже не потащила. И уменьшения объема за счет, например, уменьшения шрифта мне бы тоже не хотелось.
Книги очень неплохо изданы - такие крепенькие, ладненькие томики, каптал, ляссе нет. Шрифт достаточно крупный, как раз для спокойного, комфортного чтения. Иллюстрации не на каждой странице, но в целом их достаточно много - и черно-белые рисунки, и цветные фото. Иллюстрации не особенно выдающиеся, но когда я начала читать еще в электронном виде, поняла, что без них никак, голый текст существенно обедняет содержание, здесь нужна наглядность. Качество печати без нареканий.
Понравилось, что каждая глава сопровождается картой. Не очень нарядной, не красочной, довольно схематичной, но она дает общее представление о географическом местоположении шедевров мировой культуры.
Традиционно не понравились увеличенные поля - ну просто я даже у таких книг, познавательного характера, не делаю на них пометок.
А впрочем, что тут рассуждать, надо брать и читать :-)

Книга 1
Книга 2
Приятного чтения! 