Вдохновила меня на этот пост наша замечательная Катерина . Я до сих пор не понимаю, как ты можешь так "угадывать" с подарками? Одно дело - всегда быть в курсе новинок и актуальных книжных новостей... Но вот так "угодить" книгой - это дорогого стоит. Да, признаюсь, увлекалась лет в 15-20 очень сильно сим "нетяжелым" литературным направлением. СПАСИБИЩЕ, тебе, моя дорогая. И столько литературных воспоминаний всколыхнула книга, что захотелось с вами поделиться, дорогие сообщники (про книгу тоже напишу, обязательно).
Спроси я, с чего все началось, многие, думаю, назвали бы роман Брэма Стокера "Дракула". Да, это наиболее известное произведение в этом жанре, но оно было далеко не первым. Первый литературный вампир появился не в прозе, а в поэзии. В 1773 году из под пера Готфрида Августа Бюргера выходит баллада "Ленора", став родоначальником жанра.
Вдохновленный "Ленорой" Гёте пишет свою "Коринфскую невесту" 1797, Кольридж "Кристабель" 1797-1801, а Жуковский, занимаясь переводом "Леноры", своих знаменитых "Светлану" 1812 и "Людмилу". Тексты можно прочитать тут
А дальше начинается самое интересное. В 1816 году на вилле Диодатти у Женевского озера останавливаются Лорд Байрон, Перси и Мэри Шелли и Джон Полидори (личный врач Байрона) .Однажды ночью в июне, после того, как компания читала вслух «Фантасмагорину, или Собрание историй о привидениях, духах, фантомах и проч.» (1812 г.), Байрон предложил, чтобы каждый из присутствующих написал «страшный» рассказ. Мэри Шелли создала первоначальный набросок своего знаменитого романа «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1816-1817). Байрон написал фрагмент истории с главным героем по имени Август Дарвелл, но быстро отказался от этой задумки. Именно этот устный рассказ Байрона Полидори удержал в памяти, а затем на его основе создал первую повесть о вампире, которую так и назвал «Вампир» (1819 г.) Повесть была опубликована в 1819 году как байроновское произведение. Сам Байрон пришёл в негодование и отправил в издательство письмо с протестом, отрицая своё авторство. В литературных кругах до сих пор нет единого мнения о литературном отцовстве "Вампира".
Довольно "занимательно и непредсказуемо" эта история рассказывается на страницах повести Федерико Андахази "Милосердные" 1998. (Это книгу не рекомендую никому, скандальная и провокационная, с присутствием эротических сцен). Мне, как литературоведу, была инересна сама идея "литературного отцовства" и попытка её трактовки.
С этого времени и начинается развитие вампирской тематики в литературе и искусстве. В 1839 году к этому мотиву обращается Алексей Толстой. Путешествуя по Европе в 1838(Германии, Италии, Франции) , он явно знакомится с текстом Джона Полидори и создает свою вампирскую новеллу "Семья вурдалака", а в 1841 году пишет "Упыря".
Моё знакомство с "вампирской" литературой началось именно с Толстого. Помню, лет в 10 , совершенно случайно, услышала радиопостановку "Упыря". Впечатление текст на меня произвел грандиозное- жуть жуткая. Несколько долгих зимних вечеров я провела на стульчике перед стареньким советским радиоприемником, ожидая продолжения захватившего меня произведения. Я и сейчас с удовольствием перечитываю тексты Толстого, хороши - поверьте мне, не меркнут даже на фоне всей "новой" вампирской литературы а ля "Сумерки", хотя "Семья вурдалака" нравится немного больше "Упыря".
А потом я прочитала "Кармиллу" Джозефа Шеридана Ле Фаню 1871, которая окончательно предопределила мою "любовь ко всякого рода мистикам и готике".
В этой новелле впервые появляется женщина-вампирша и изображаются лесбийские отношения, но все происходит очень завуалированно. Я в том возрасте не заметила никаких намеков на нетрадиционную ориентацию. Это был очень интересный текст, от которого кровь стыла в жилах. Прототипом Кармиллы графини Карштейнской принято считать венгерскую графиню Елизавету Батори (1560-1614), известную серийными убийствами молодых женщин и девушек. Число её жертв превышает 600 человек. Но припысываемый ей вампиризм - купание графини в крови девственниц, чтобы сохранить молодость-не был подтвержден на суде и является недостоверным фактом .
Ну и , наконец, в 1897 году публикуется роман Брэма Стокера "Дракула". Влияние Шеридановской "Кармиллы" на текст Стокера очевидно, одна из героинь - Люси Вестенр явно "списана" с Кармиллы, да и действие романа в первоначальной версии происходит не в Трансильвании , а в Штирии. Лишь после того как Стокер знакомится с венгерским учёным-ориенталистом, путешественником и краеведом Арминием Вамбери, и начинает интересоваться фольклором Восточной Европы, он меняет место действия на Трансильванию и выбирает в прототипы Влада Цепеша, правителя Валахии в XV веке. Он также известен в историографии под именем Влад III Дракул (то есть «сын дракона»).
Роман был достаточно благосклонно принят современниками и оказал в дальнейшем огромное влияние на популяризацию "вампирского мифа". В России одним из первых почитателей романа был Александр Блок, его впечатления отразились в цикле стихов «Чёрная кровь» тут
…прочёл я «Вампира - графа Дракула». Читал две ночи и боялся отчаянно. Потом понял ещё и глубину этого, независимо от литературности и т. д. Написал в «Руно» юбилейную статью о Толстом под влиянием этой повести. Это - вещь замечательная и неисчерпаемая, благодарю тебя за то, что ты заставил меня, наконец, прочесть её. - Из письма Блока Е. П. Иванову от 3 сентября 1908 года. А с началом развития киноиндустрии роман успешно экранизируется. Наиболее известными являются версии : "Носферату. Симфония ужаса" -немой фильм снятый в 1922 году режиссером Фридрихом Мурнау
"Носферату-призрак ночи" 1978 год, с Клаусом Кински в роли графа Дракулы,
и наконец "Дракула" 1992 , с Гэри Олдменом и Киану Ривз в главных ролях
(к сожалению, нет на youtube фильма на русском, поэтому добавила "видеонарезку", если кто не видел фильм, советую, замечательная экранизация).
В сборнике сказок Афанасьева ( 2е издание 1873) уже присутствует сказка "Упырь" тут, под влиянием которой Марина Цветаева в 1922 году пишет своего знаменитого "Молодца".
Цветаева не только внесит изменения в сюжетную линию сказки, но полностью переосмысливает её финал. «Я прочла у Афанасьева сказку "Упырь", - писала она, - и задумалась, почему Маруся, боявшаяся упыря, так упорно не сознавалась в ею виденном, зная, что назвать - спастись? Почему вместо да - нет? Страх? Но ведь от страха не только забираются в постель - и в окно выбрасываются. Нет, не страх. Пусть - и страх, но ещё что-то: Страх - и что? Когда мне говорят: сделай то-то и ты свободна, и я того-то не делаю, значит, я не очень хочу свободы, значит, мне не-свобода - дороже. А что такое дорогая несвобода между людьми? Любовь. Маруся упыря любила, и потому не называла, и теряла, раз за разом, мать - брата - жизнь. Страсть и преступление, страсть и жертва…
Не хочу твоей раны!
- Ад с тобой - сад румяный!
- Не хочу твоей пены!
- Смерть с тобой - жемчуг ценный!
Не избыть такой нежбы!
Выплясали из избы.
Лесной стравы опилась!
Двор переплывают в пляс.
- Ты мне князь! Ты мне храм!
Пляшут, пляшут к ворота́м.
В дальнейшем выходят следующие романы с вампирской тематикой: "Я легенда" 1954 Ричарда Мэтисона, "Жребий" Стивена Кинга 1975( англ. 'Salem's Lot), Интервью с вампиром 1976 Энн Райс, и конечно, нежно мной любимые Лукьяненовские "Дозоры". А в 2005 вышла первая книга серии "Сумерки" Стефани Майер.
П.С: Ну и о "подарке", собственно... А то совсем заболталась. Охотно порекомендую книгу тем, кто только начинает знакомиться с жанром, и еще не читал Стокера. Я, конечно, повозмущалась немного вольностью пересказчика, ушедшего в некоторых местах от "традиционного сюжета". Но в этой книге текст -это не главное. ИЛЛЮСТРАЦИИ!!!!Просто шедевральные. Эстетическое наслждение прям получаешь. А еще очень необычен образ Дракулы. У меня литературный Дракула слился с героем Гэри Олдмана-этакий эпатажный джентельмен, а тут красавец со вполне себе романтично-славянской внешностю...
Спасибо тебе, Катюш, еще раз за подарок, эмоции, воспоминания...
П.П.С: совсем забыла еще одну книгу: Барон Олшеври "Вампиры" - роман неизвестного автора начала 20го века. Является частичным приквелом "Дракулы", т.к. описывает появление Дракулы в родовом замке и создание "семьи", обращение в вампирш трех представительниц рода (три вампирши, которых встречает Харкер в замке Дракулы). Мне текст показался слабее Стокеровского, интриги меньше, не такой динамичный. Но для ознакомления с темой неплох.
Спасибо, Лена! Очень познавательно - так много о вампирах я не знала..."Дракула" от АСТ у меня уже есть - потрясающе красивая книга! "Линор" Э.По на полке отыскался - сейчас буду читать, знакомиться)))
А за "Упыря" отдельное спасибо! У меня в детстве была красная огромная книга в мягком переплете с очень страшными сказками (Упырь был, Верлиока был, какие-то страшилки о солдатах, постоянно идущих домой через кладбище). Мы ее и боялись, и слушали взахлеб! Так это Афанасьев?!
Тоже люблю эту тематику )) Стокера будучим подростком прочитала взахлёб ))
Я вообще в возрасте 9-10 лет собирала вокруг себя подруг и вслух читала им отрывки из Вия - любимое моё произведение тогда было, с тех пор обожаю Гоголя )))
Коплю денежку купить себе на д.р. короля Стаха - люблю всё мистическое ))
Ничего себе исследование! Здорово! Спасибо огромное. Сама неделю назад купила эту книгу. До сих пор на кресле лежит, ждет, когда я ее либо прочту, либо уж уберу. Теперь точно уберу только после прочтения)))
Леночка, невероятно! Даже не думала, что книга всколыхнёт такие познания в теме вампиризма! Сколько всего нового и интересного я узнала из твоего поста! Ты не просто увлекалась, а довольно серьезно изучала данную тему!
Очень рада, что книга понравилась!