"Флакон с двойным дном" или путешествие в Серебряный век.
подросткамКниг о путешественниках во времени или попросту попаданцах сейчас более чем достаточно, и по этой причине я их редко беру в руки (однообразие, однако). "Флакон с двойным дном" привлёк моё внимание временем, в которое попадает главная героиня повести, - Серебряный век.
Привлёк потому, что я ничего о нём не знаю, ибо где-то со среднего школьного возраста это словосочетание стало ассоциироваться с декадансом, упадком, пустыми разговорами и т. п. Не спрашивайте, почему: НЕ ЗНАЮ. Для ассоциаций достаточно одной фразы в книге или учебнике, одного разговора, одного мнения. Да, и ещё я не особенно дружу с поэзией, и тут спасибо школе, которая заставляет заучивать наизусть стихотворения, которые не вызывают у тебя никаких эмоций, читать биографии людей, на произведения которых твоё сердце никак не откликается и т. п.
Прошло, однако, много лет. И душа отозвалась на какие-то строки Ахматовой, подруга на первом курсе в твоем блокноте написала текст "Волшебной скрипки" Гумилёва, и ты уже понял, что Маяковский - это не только "Что такое хорошо и что такое плохо" и даже не "дубликат бесценного груза", а было что-то раннее, иное, да и вообще ты стал почеловечнее, люди и жизнь уже не в черно-белых тонах, что в подростковом возрасте. И мне захотелось "прыгнуть" в те годы: 1912, 1914, Первая мировая, Петроград и Москва в первые годы Советской власти, окончание гражданской войны... Вместе с Яной, шестнадцатилетней героиней книги, которая по сюжету попадает в свою же собственную питерскую квартиру, только веком раньше, и встречает там ровесника Володю, который, конечно же, хорош собой, воспитан в духе того времени, и в которого Яна, конечно же, влюбляется. Отсюда и ноги следующих путешествий в то время. Впрочем, не только отсюда, ибо ребята вместе расследуют тайну самого популярного в то время аромата - "Любимый букет императрицы", который совсем скоро будет называться "Красной Москвой". Ахматова и Гумилёв, таинственный Танго с двумя половинами лиц, Эрнст Бо и Коко Шанель, "Бродячая собака", фабрика Брокара и Август Мишель, её "нос"... Лёгкий мистический аромат книги будоражит и вызывает любопытство: что-то будет дальше?
Параллельно - первая любовь и история страны. Тут и окопы Первой мировой, и расстрел Гумилёва, и национализация предприятий, и отплытие печально известных пароходов, увозящих из России тех, кто понял: "Не могу и не смогу".
Книга очень понравилась. Я сразу метнулась к Интернету, чтобы посмотреть на фабрики Ралле и Брокара, на сами флаконы духов, на лица Гумилёва, Ахматовой, молодого Маяковского. Я не знаток той эпохи, как вы понимаете, но мне кажется, что автору удалось передать её дух. Во всяком случае, мне было интересно, и книгу я прочитала очень быстро.
Не понравилось только одно: последние страницы. Спойлить не буду, кто читал, тот поймёт, однако на мой взгляд, второй флакон духов совершенно излишен, он просто перечёркивает тот образ Володи, что складывался на протяжении всей книги. Володя бы так не поступил. Подростки, может быть, это подобие happy end оценят (а основные читатели книги, конечно, они, а не мы, взрослые), но будучи взрослым человеком, понимаешь, что это никакой не happy end, а его противоположность.
Общее впечатление от книги эти последние странички не сильно подпортили А эпоха - это вообще отлично. Для эстетического удовольствия - ниже несколько фото из Интернета на тему:
Книга в
Те самые духи - "Любимый букет императрицы":
Продукция компании "Брокаръ и К":
Прошло немного времени - и "Любимый букет" превратился вот в это: