Артист на войне...
дневник читателя
Недавно прочитала две книги, в которых так или иначе затрагивается одна и та же тема - артиста на войне. Вещи совершенно разные. Юрий Яковлев описывает события, происходящие в блокадном Ленинграде - на высоко звенящей, пронзительной ноте. Тамара Самсонова и другие ребята балетной труппы - мученики, не сдавшиеся в тяжелых военных условиях, настоящие герои, прошедшие испытание голодом и пулями, но не сломавшиеся, не потерявшие себя, нашедшие в себе мужество несмотря ни на что продолжать танцевать, чтобы поднять боевой дух наших солдат и офицеров... Дочитывала я со слезами на глазах.
Пол Гэллико пишет совсем по-другому. Не о героях, а об обычных людях, которые и актерским-то талантом обладали вполне себе средним. "В маленькой труппе не было примадонн. Никто не хватал звезд с неба, но усердием и преданностью делу актеры возмещали недостаток мастерства. Частая близость к передовой, регулярные бомбежки и внезапные разрывы снарядов неподалеку больше воодушевляли, чем пугали их. Они гордились своей смелостью и способностью делать дело, когда приходится несладко, так что в конце концов привыкли не обращать внимания на шум и опасность. Все, кроме Верны. Война пугала ее так, что душа уходила в пятки".
Она не отличалась хоть сколько-нибудь значимым талантом, однако "считала, что рождена для шоу-бизнеса и ей суждено, как она говорила, актерское поприще. Единственным ее желанием было стать звездой, и она твердо верила, что ничто не помешает ей добиться своего. Верне было невдомек, что у нее нет ни малейшего актерского таланта...
Верна не умела по-настоящему ни петь, ни танцевать, ни держаться, ни производить впечатление. Но она была миленькой, с готовностью обнажала перед публикой свое худое, детское тельце и растягивала маленькие розовые губки в ослепительной застывшей улыбке...
Удивительно, до чего она нравилась солдатам. Верна была уверена, что их восхищает ее талант. Она не подозревала, что любительщина, с которой она выступала, даже не воспринимается как номер. Солдатам нравилось смотреть на нее просто потому, что она была такая худенькая, искренняя, трогательная и беспомощная и напоминала им девчушек, которых они оставили дома".
Однако несмотря на очевидные сюжетные различия и тот взгляд, которым авторы смотрят на своих героинь, обе книги вызывают одно и то же острое чувство сопереживания, сочувствия, жалости, обе книги воспитывают, трогают сердце. Одним словом, справляются с той художественной и нравственной задачей, которая, увы, недоступна для многих произведений, написанных специально для подростков.