Пост о материалах для работой над техникой чтения начал писаться ещё пару месяцев назад). А сейчас уже и результатом поделиться можно! Это сначала казалось, что главное, чтобы ребёнок научился складывать слоги, а затем и объединять их в слова. А на самом деле, потом открылся огромный фронт работы, чтобы расчитать ребёнка).
Несмотря на то, что сын уже читал обычные книжки-картинки (с крупным шрифтом и не пугающим объёмом текста на страницу), в какой-то момент стало ясно, что нужны нам ещё и книги-тренажёры. Чтение хоть и было быстрым, но оставалось слоговым. Самым удачным из таких тренажёров оказался "Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе" (Г. Мисаренко). Из аннотации: "Данное пособие предназначено для развития у младших школьников умения бегло и правильно читать слова разной слоговой структуры, как изолированно, так и в составе словосочетаний и предложений". Сам подход очень интересный! Именно по принципу слоговой структуры материал разбит на 14 блоков. Сложность, начиная от чтения коротких слов с открытыми слогами, постепенно возрастает. Насчёт возраста: указано для младших школьников, но фактически подойдёт для ребёнка, который уже может уверенно складывать слоги в слова. Плюс словарный запас значительно обогатили, потому что здесь какие только понятия не попадались!))). А вообще, эффект от ежедневной работы с этим пособием оказался ощутимым: мы начинали заниматься с ним со скоростью чтения 17 слов/мин, уже через 2 недели дошли до 24 (при условии правильности и осознанности). Чем дальше, тем больше Как оказалось, замер скорости чтения вообще сына здорово мотивирует))). А главное - в процессе занятий с этим пособием Мики перешёл на чтение целым словом! Очень рекомендую!
Помимо этого используем тренажёры Буракова. Со "Складарём" мы познакомились, когда ещё только начинали заниматься с кубиками Зайцева. Очень удобно было по нему склады расчитывать! Софи кубики и сейчас очень любит: складываю слова (в т. ч. и по упражнениям из "Складаря") - она читает.
А вот параллельно с "Дидактическим материалом" сыну давала задания из сборников: сначала - "Словесное чтение", теперь - "Фразовое" (в перспективе - "Смысловое"). Вот чем мне понравились эти сборники, так это самой структурой занятий: ребёнку не скучно (всё-таки единственный минус "Дидактического материала" - это монотонность занятия, поэтому больше 2 разворотов за раз не читали)! А здесь надо искать соответствие "слово-рисунок", находить нужные слова в общей сетке букв, заполнять пропуски или переставлять буквы, чтобы получить новое слово и т. д.
Кстати, подобные задания попадались нам и в "Дополнительных занятиях" gakken (сборники с маркировкой 4 и 5 лет).
И в серии "Папка дошкольника" есть очень интересные игры с буквами! В разных тетрадках (например, "Поиграем со словами") этой линейки собраны ребусы, кроссворды, задания на поиск слов в общей путанице букв.
И в тетрадке "Буквы" (А. Наварро) есть парочка подобных занимательных заданий на поиск слов в общей сетке букв.
И ещё один тренажёр - Блицконтроль скорости чтения и понимания текста (М. Беденко). Хоть и заявлен для первого класса, но сами тексты очень короткие, простые (в основном темы по окружающему миру). После каждого - вопросы на понимание смысла прочитанного. Понравился "карманный" формат сборника, можно и с собой взять в дорогу.
Ещё у Беденко есть отличная тетрадка для дошкольников из серии "Занимательная летняя школа". На каждом развороте - небольшой рассказик на предложений 5, предполагающий смысловое чтение, а после него вопрос по тексту с вариантами ответов. Также для каждого "урока" есть задания: сопоставить название предмета с его изображением, найти ошибку "предложение, описывающее картинку - само изображение". Вообще этот сборник понравился именно хорошим балансом между математикой, чтением и графомоторикой.
И хочется ещё отметить "Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения" (Кондранина). Вот для оттачивания чтения целым словом - то, что надо! Для каждого занятия сначала вынесены основные слова с частицами, предлогами или союзами (их нужно расчитать), потом предлагается в упражнении расставить буквы в указанном порядке и прочитать получившиеся слова. И только затем следует текст.
Добрались мы с Мики, наконец, до четвёртой книжки с письмами гномика Гоши). Адресовано детям с 4-х лет, но по факту тексты большие, ориентированы на уже хорошо читающего ребёнка!
Немного фонетики. Основу у нас сейчас составляют тетради Колесниковой. Для развития фонематического слуха очень хороши! Раскрасить квадратики в соответствии с местом услышанного звука в слове; найти слова, в которых пишем букву из упражнения; задания на графомоторику и т. д.
Тетради Жиренко из серии "Речевых тропинок" для нас оказались находкой в плане отработки слоговых схем, звонкости и глухости, мягкости и твёрдости звуков. Детям понравилось расставлять разноцветные фишки звуков для каждого из упражнений (приведены отдельными листами в конце тетрадок)!
А из пособий Колесниковой что бы вы посоветовали? Их так много! Или вы все взяли на свой возраст?
Я заметила, что у нас с дочкой много занятий по математике, логике, мышлению, поэтому хочу подобрать и для речи что-нибудь. Пойду в них разбираться!
У Колесниковой понравились: От а до я; Учимся составлять слоговые схемы; Предмет, слово, схема. Плюс плакат с лентой букв на стене для наглядности).
https://www.labirint.ru/books/505073/
Спасибо, Алёна! У нас много таких заданий "Найди слово" попадалось в разных новогодних сборниках. Как раз там удобно смотреть, какие задания нравятся ребенку. И нравится читать Шибаева. Значит эти пособия как раз пригодятся)
Не за что). У нас подобные задания с буквами быстро заканчиваются 😁 Если ребёнок любит разгадывать анаграммы, можно попробовать ещё Майнд-фитнес для детей Ш. Ахмадуллина.
Огромное спасибо! Дочка как раз любит игры со словами, а я на лето набираю заказ с интересными пособиями! Сколько всего интересного и полезного узнала!
Алёна, огромное спасибо, вот это супер пост!
Настя хорошо читает, но пора заняться разборкой звуков и фонетикой. Твой пост просто спасение для меня, не надо методом тыка пособия покупать. Просто выручила меня!
Не за что, Катюш). Мои когда садятся заниматься сразу берут сборники по математике, логике и т. п. А вот про фонетику себе приходится каждый день напоминать, чтобы уделить и ей немного времени).
Нам с математикой надо что-то делать. Не хочет ей заниматься и всё. Достаю тетради, она сразу хватает книгу. Пока режим соблюдали, все хорошо было, каждое утро, после завтрака, сама занималась. Может слишком много заданий было для нее, не знаю. Всё собираюсь Женю Кац почитать, как-то играми завлекать буду. Время идёт, в сентябре уже подготовишкой станет.
Да убери ты эти тетради, успеют ее в школе замучать ими. Играйте в магазин. Насобирай мелочи - копейки-десятики, пусть десятками до рубля насчитывает. Кучками по рублю- по два складывает. Какой-нибудь моток ненужной веревки изрежьте. Пусть отмеряет кусочки, отрезает. Можете макраме плести из этих огрызков )))) Взвешивайте все подряд на разных весах. Записывайте что сколько весит. Хоть как коряво, зато цифры напишутся.
У нас этой мелочи ведро наберется, не знаем куда девать. Так что в магазин поиграть есть чем). Тем более она просто обожает в него играть!
Да она у меня уже несколько прописей цифрами исписала. Да всё по правилам я с неё спрашивала, что бы ровно в клеточку, да как на схеме показано)). Всё хочется к школе подготовить, что бы ей там легче было.)
Спасибо тебе, Марин! Как всегда отличные советы!
Между прочим, грамотные ученые не зря составляли программу начальной школы при советской власти (когда рынок им ничего не диктовал) - с семи лет, когда полностью сформировался мозг, созрели и сформировались связи между его участками. Тогда и писали по клеточкам и линеечкам. А сейчас рисуйте-раскрашивайте, точечки-кружочки-клеточки-узорчики, спиральки-улиточки - в свободном режиме, без школьного надзирательства. Просто руку надо набивать, чаще держать в руке карандаш, но не над прописями корпеть, а что-то игровое делать - цены писать, например. Просто, чтоб рука привыкла к карандашу, к мелким движениям кисти, пальцев. Лучше пускай бумажным куклам платья в горошек и в клеточку рисует )) Сделай пару трафаретов платьица из картона - и пускай обводит и разрисовывает. В этом деле у нас, кстати, Элмер рулил)) Столько слонов в клеточку, горошек и цветочек было нарисовано ))
Гораздо легче ей будет, если ненависти к тетрадкам не появится, а карандаш в руке будет привычным делом.
К ручке и карандашу рука у нее привыкла, обожает раскрашивать, постоянно пополняю запас цветных ручек, а раскрасок огромная стопка на любой вкус. И любит именно с мелкими деталями раскрашивать. Или это другое? Надо что бы сама тренировалась рисовать?
А раз привычна, то и не мучай )) Кроме раскрашивания, да, желательно, чтоб произвольные какие-то фигуры рисовала. Если не хочет рисовать, то может украшения платьев - кармашки, бантики, фартуки понравятся. Кроссворды покупай, пусть заполняет печатными буквами. Или сами в слова-чайноворды играйте-пишите.
Тогда вообще не пойму твоих заморочек ) Живите и наслаждайтесь жизнью и играми, интересными делами - режьте, шейте, плетите, клейте. Чем с тетрадками маяться, лучше картонный дом с ней сделай. И не говори, что есть пластмассовый - он в подметки не годится самодельному с мебелью из спичечных коробок )) Ну или пусть будет дворцом, а самодельный будет чьим-то домиком )
Хочу что бы училась хорошо)).
Вот как раз с шитьем, плетением и аппликациями у нас пробел огромный. Надо исправляться срочно.
Домик делали только из почтовой коробки, а из спичечных коробок не умею).
Год служил верой и правдой, недавно выбросила.)
Несомненно интереснее!)) Да, пластилин любим! Только успеваю докупать.)) И пазлы еще. В последнее время как-то забросила, а в период увлечения на 120 легко без картинки собирала. Надо новых накупить.
Марин, так одно же не исключает другое! Не предполагается же, что бедный ребёнок выводит палочки-крючочки весь день))) 😂 У нас обводилки, графические диктанты и прочие упражнения на моторику в течение дня буквально несколько заходов по 5 минут. Написал и дальше играть). Плюс для снятия напряжения в пальчиках разные сенсорные среды (кинетический песок, гидрогель и пр.). Зато к школе будет большая польза для графомоторики. Смотрю на первоклашек среди знакомых: те, кто не готовились, с программой с трудом справляются.
Ален, так и я не про то, когда между делом и в радость. А если идет сопротивление, надо менять тактику. Многие же умудряются затретировать детей за несколько месяцев (а то и лет) до школы. У меня подруга пришла в гости с сыном на 3 года младше моей дочки, дело было летом, осенью им в 1 класс. Посмотрела она на наши книги, плакаты, таблицы, кубики, головоломки, пианино и пр. (под окнами у нас физмат-лицей, дочь-отличница). Я говорит, тоже так хочу! Встречаемся через месяц. Вся в расстройстве: ему, говорит, нужен психолог! За этот месяц пацан заикаться начал, она его буквами-цифрами-прописями замучила... Ну слов просто нет. Это тебе, говорю, психолог нужен!!!
И я таких родителей знаю преогромное количество!
Ведь одних и тех же результатов можно добиться самыми разными способами. У нас сейчас в детских садах дают домашние задания! По мне так это уже ни в какие ворота не лезет!!! Совсем с ума посходили...Какие цифры и штриховки в 4 года!!! Дети плачут вечерами, родители психуют. Лучше бы пельмени с варениками лепили и шнурки завязывали!
Слово "готовились" - оно очень емкое и каждый в него кучу разных смыслов вкладывает, равно как и действий. Все слышат, что надо готовиться и начинают усиленно заниматься. С места в карьер. Одни и те же занятия для одного ребенка с одной мамой - замечательная подготовка, а для другого и с другой мамой - только вред, причем для обоих.
Понимаешь, это все хорошо и замечательно, что вы вот так занимаетесь, и детям это нравится и есть результат - у вас ведь давно сложившиеся отношения с этими занятиями, свои ритуалы, свои нюансы. Но нет ничего хорошего в том, что кто-то из детей прямо сейчас бьется в истерике, потому что мама тоже решила, что пора "заниматься серьезно".
Я об этом.
Данька очень много рисовал, любил вырезать и сразу идеально начал писать в прописях на занятиях. (это, кстати, и наш семейный вариант - так же было у меня, брата, наших детей). И можно было уморить над этими прописями рыдающего Димку, но более страшного почерка я в своей жизни никогда не видела (разве что в недавних опросах лицеистов встретился один достойный соперник)...
Марин, так и я о том же! Ни в коем случае нельзя с бухты барахты. К тому уровню, какой у вас с дочкой был, тоже по шажочкам подводить надо. А тут за лето до школы объять необъятное... Одного "я тоже так хочу" мало). Особенно, если для ребёнка систематические занятия, вообще, дело непривычное.
И методик сейчас море - есть, из чего выбрать! Одна не пошла, меняем на другую и идём дальше).
Вроде бы мы об одном, но разница есть. Я все же считаю, что в дошкольном возрасте подготовка к школе не должна повторять и копировать школьные занятия (пускай упрощенные), но в более раннем возрасте. Причем, категорически не должна. Деятельность должна быть предметной - то есть не в тетради карандашом, не пальцем ткнуть в широкую или узкую полоску, а отрезать из бумаги или картона, вылепить из теста-пластилина, построить широкую/узкую дорогу, дом по плану-чертежу. Не задачу в тетрадке решать и цифры в клеточки вписывать, а дать дырокол с листом бумаги и спросить сколько раз надо им клацнуть, чтоб 6 дырок пробить? А 8? А 10? А какой длины коридор если его в шагах измерять? А если идти на руках, когда второй тебя за ноги держит? Кстати, для письма очень полезное упражнение )) Самолетики-кораблики из бумаги складывать. Машинки запустили, путь рулеткой отмерили и записали в протоколе. Сравнили. И так во всем. После 5 лет у детей наступает самый важный период - коллективной игры по собственным правилам, а мы детей именно в это время загоняем за парты и грузим шаблонами, считая, что готовим их к школе.
Для этого у мамы должно быть много фантазии! Мне намного легче взять тетрадку и по ней заниматься. Помню, вы советовали Звонкина почитать и у Жени Кац вроде бы есть математические игры. Я правильно понимаю, в этих книгах же есть подобные игры?
Да, у них именно игры, задания, особенно у Жени Кац, а не сидения за столом над тетрадками с задачками типа 6-1, еще лучше посмотрите математические материалы Монтессори, которые все пощупать, полапать, попереставлять можно. Особенности детей этого возраста - предметная деятельность. Звонкин как раз пишет об этом, подтверждая наблюдения Пиаже. У детей все действие должны быть не в тетрадке, а на практике, применимыми к конкретным ситуациям. Пример - спрашиваю дочь сколько будет, если 6 разделить на 3, сопит, тупит. Я в дикой досаде, знаю же, что считать может... Говорю - если 6 печенек разделить вам с Анютой и Сережей на троих, по сколько достанется? По две!!! отвечает, вообще не задумавшись даже на долю секунды... И вообще у детей сейчас возраст усвоения правил, так что лучше играть в какие-то игры по определенным правилам, в которых надо по ходу считать, ориентироваться, сравнивать и пр. В карты в "пьяницу" - отличная игра ))
Зачем в пьяницу?))) 😂 Я понимаю раньше, когда выбора среди настолок не было: вот карты, вот монополия, вот ходилки из Весёлых картинок... На этом, собственно, всё! Но сейчас-то?! Та же Банда умников производит прекрасные обучающие игры, гораздо интереснее и по арту, и по механике для детей). Турбосчётом вообще с лету неравенства щёлкают!
Память детства )) колода карт места занимает мало, а интереса - море!!! Одни пасьянсы чего стоят! И доминошные тоже. Они на сложение до 12 и состав числа отлично тренируют ))
У нас из подобных игр Спящие королевы хорошо пошли и Золотые яблочки от Степ пазл. К Банде умников всё присматриваюсь, надо уже что-нибудь попробовать)
Ника, спасибо вам огромное за то, что делитесь своей мудростью и опытом! Я вот тоже уже запуталась, нужно ли заниматься. Дочка в неполные 5 любит и читать, и считать. Притом я не заставляла ни в коем случае, а следовала интересу. А чем ближе школа, тем страшнее. И везде пишут, как сложно первоклассникам, особенно в плане письма. И как хочется хоть немного облегчить в будущем жизнь. А потом во дворе встречаемся с теми, кто ходит в садик. И наши ровесники сейчас только буквы изучают. Начинаю думать, не гоню ли я лошадей, может, и вообще не нужно заниматься. Но всё же понимаю, что нельзя так из крайности в крайность бросаться. Всего надо в меру и очень учитывать возрастные особенности, побольше с помощью игры изучать, а этого у нас почти нет. Перечитаю ваши советы и немного пересмотрю наши игры и занятия, спасибо!
спешите вы, имхо. Отвращение так может быть к учебе - всем этим клеточкам, а не подготовка к школе, переутомление от занятий. Всему свое время. Сейчас время игр и фантазии, а не прописей с цифрами.
Кать, а какие тетрадки по математике пробовали? Необычную математику Кац мои очень любят! Тут разделить фигуры на равные доминошки, там пронумеровать вагончики... И не скучаешь, и основные математические понятия отрабатываешь! Математика вприпрыжку тоже в процессе чтения в электронке 😊 Много классных идей! Про не переусердствовать с занятиями - это важно. Как только вижу, что устают, переключаемся на игры или творческое).
есть мнение, что этот фонетический разбор вреден для начинающих учить русский язык детей. Если интересно, можно найти в нете
Педагогика безграмотности
Ясюкова Л.А., руководитель лаборатории социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ, кандидат психологических наук, психолог-консультант.
Опубликовано в журнале «Школьные технологии», 2011, № 2, с. 25-30
Пожалуйста.
Мы учили фонетику в 5 классе. У нас был стандартный критерий оценок за диктант: 5 ошибок - двойка. Сейчас, когда я читаю на школьном форуме сообщения выпускников лицеев и гимназий, у меня глаза на лоб лезут. Да даже на учительских форумах и образовательных пабликах! (((
Алена, добрый день! Спасибо за обзор. Очень познавательно. Подскажите, что за сборники: "сначала - "Словесное чтение", теперь - "Фразовое" (в перспективе - "Смысловое")". Кто автор?
Спасибо за полезный обзор! Дочка научилась читать по букварю Резниченко и рабочим тетрадям к нему. Но только по слогам. Понравился материал Мисаренко. Попробуем "расчитаться" по нему.
Я никак не отучусь говорить одень((. Как привыкла с детства, так и въелось в меня. Во взрослом возрасте только узнала, что правильно говорить "надень". Боюсь, как бы детям от меня это "одень" по наследству не перешло.
Фантастика! Слов нет, настолько интересные и полезные пособия вы собрали в одном посте! Спасибо большое. Дочь только начала складывать слоги, и я уже присматриваю пособия для дальнейшего обучения. А теперь мне осталось просто купить по вашей наводке ) Еще раз спасибо!
Не за что). Только большинство пособий в обзоре для уже уверенно читающего по слогам ребёнка. Для начального уровня скорее Складарь и самые первые блоки Дидактических материалов. А потом и дальше продвигаться можно).