Октябрьское чтение 2018 (5 лет и 2 года)
дневник читателяИстория про трёх поросят напомнила нам, что какая бы теплая осень не была, к наступлению холодов надо относиться ответственно. У дочери любимые Наф-наф, Нуф-нуф и Ниф-ниф, у сына "Три поросенка" в стихах Виталия Лиходеда:
К зиме готовятся и любимые ёжики ("Жили-были ёжики", А.Усачев):
Перелетные птицы подготавливаются к дальней дороге лето и осень: важно окрепнуть, молодым птицам научиться отлично летать и жить в стае, понимать друг друга и давать своевременные знаки об опасности. Удивительным мы нашли сюжет, как стрижи учат птенцов летать ("Стрижонок Скрип", Виктор Астафьев, издательство "Детская литература", серия "книга за книгой"):
Бывают и такие случаи, что птица не в форме. Как хорошо, если находятся желающие помочь справиться с трудностями. Рассказ "Я буду ждать тебя всегда" Г.Якобса спокойный, теплый и без лишнего драматизма:
История дружбы Бельчонка Ларика и Ласточки Чики напомнила нам о приключениях Дюймовочки, которая отогрела замерзшую ласточку в тоннеле крота:Какая же замечательная "Дюймовочка" получилась в иллюстрациях Екатерины Ефремовой! Спасибо художнику за такое видение!!! Эмоциональная, живая, динамичная; разнообразные ракурсы, например: Дюймовочка сидит на ветке с жуками - можно посмотреть на нее с точки зрения жуков, сидящих на стволе дерева, и,перевернув книгу, под привычным человеческим градусом:
На следующей иллюстрации даже тень летящей ласточки можно рассмотреть:
Со сломанным крылышком, как и ласточка Чика, не смогла лететь на юг вместе со всеми Серая шейка. История полна волнений и переживаний. Часто слышно от героев рассказа,что уточка погибнет. Друг зайчишка вместо слов поддержки, как у Ларика и Чики, часто предостерегает о том, что лиса рядом ходит - от этого Серой Шейке становилось ещё тревожнее, и чувство одиночества у нее присутствовало. Спас, как известно, утку случай (на фото слева):
Аналогичный по сюжету рассказ "Гуси в полынье" Астафьев (из книги "Стрижонок Скрип", серия "книга за книгой"): здесь домашних гусей, попавших в полынью спасают деревенские мальчишки во главе с "вполне взрослым человеком Мишкой":
Кстати, в данном издании нет тонкостей торговли известняком и рассуждений маленького героя о том, что может означать фраза "шибко портил девок", которая характеризовала этого самого Мишку. Таким образом, можно в данном издании рассказ читать детям.
Почему вдруг крыло сломано у птицы? Подробная история о нападении лисы на утят есть в рассказе "Серая шейка". История о том, как мать защищала выпавшего из гнезда птенца - "Воробьишко" М.Горького - один из возможных вариантов ответа:
Через все, прочитанные нами рассказы о птицах, проходит важная мысль, озвученная в книжечке "Сказка про дружбу": " как всё-таки хорошо иметь друзей и помогать друг другу". Книжечка очень маленькая, картонная, старенькая (дали родственники), автора нет. Любовь к динозаврам у дочери с нее и началась:
Осень - время больших хлопот на селе: уборка урожая, заготовки на зиму овощей, фруктов, подготовка дома. Подробно об осенних хлопотах нам рассказала Мария Евсеева, к книге "Осенние хлопоты Кудели"возвращаемся снова и снова:
Мария раскрывает нам секреты осенних работ в поле, обработки зерна, хранения запасов в погребе, квашения капусты и многое другое. Не забывает рассказать и о праздниках, которые когда-то были важны и известны.По инструментам, которыми работали в поле, у дочери возникли вопросы. Ответы на них нашли в "Тематическом уголке", который давно стоял без дела на полке:
В целом тематику нашего чтения в октябре хорошо отражают стихотворения "Осень" М.Ходяковой и "Праздник урожая" Т.Боковой:
Главный сказочный овощ - конечно, репка.
Вообще тема огорода и сада в книгах встречается довольно часто:
"Две гусеницы" Лилии Носовой
"Ох и Ах", "Раз горох, два горох", "Мешок яблок":
Дериглазова "Натюрморт":
А сколько сказок и рассказов о пшеничных полях, о хлебе в нашей литературе! "Сивка-бурка", "Петушок и чудо-меленка", "Колосок", "Лёгкий хлеб", "Липунюшка" и т.д.
А сколько радости-то было, когда мельницы стали строиться М.Стельмах "Ёжик выстроил ветряк":
До появления мельницы зерна мололи вручную. Мы попробовали сами измельчить камушками семечку дыни - очень сложно и результат только на кашу пригоден. Поэтому сразу стало понятно, почему много веселья и сказок связано с чудо-мельницей:
Имея муку и Колобок можно испечь) У нас на "Ура" "Колобок" читался. На асфальте (благо погода позволяет) даже рисовали дорожку, по которой он катился и зверей, которых встретил, в качестве главного героя - мяч. Таким образом, уличный спектакль удался)
В брошюре от Hatber узнали, как добывают сахар из свеклы, рассмотрели технологию обработки зерна, изделия из муки:
Основные темы октября у нас: "овощи", "фрукты" и "ягоды. Заготовки" - по книге О.И.Крупенчук "Научите меня говорить правильно" (изд.Литера). В дополнение привлечено немало литературы, я старалась подбирать книги и занятия в тему.
По самой книге "Научите меня говорить" выделяю несколько моментов, которые мне не особенно понятны:
-во-первых, не понимаю, почему фрукты и ягоды рассматривают в разных темах и при этом на картинках и по тексту в теме "Фрукты" присутствуют арбуз, дыня - бахчевые культуры, которые с биологической точки зрения больше подходят под определение "ягод".
Было бы проще, если фрукты и ягоды были бы в одном разделе.В книге, пояснений нет по этому поводу.Я понимаю, что ребенку в 5 лет достаточно знать: фрукты растут на деревьях (исключения, конечно, есть, но нужно ли в этом возрасте вникать в разные виды классификаций биологических и кулинарных?), остальное ягоды; там где одна косточка - костянка, много косточек - ягода - арбуз, черника, смородина.
Конкретного определения не даёт и "Полная энциклопедия дошкольника" от Росмэн, объединяющая обе группы в главе "Садовые растения"(отдельно выделены только лесные ягоды):
- во-вторых, потеряна тема злаков - а это тоже урожай,культурные растения.
- в-третьих, слова, используемые в заданиях на определение звуков, не связаны с темой недели. По ходу занятия получается: начинаем вникать в тему занятия, а тут ...оп, слова не имеющие к теме никакого отношения. Ребенок мой на этот момент внимания не обращает, но может быть кому-то будет важно:
Со злаковыми культурами мы познакомились с помощью энциклопедии от Росмэн в главе "Что растет на полях".
После данной темы обсудили, что мы изучали культурные растения - растения сада и огорода, полей; что в лесу и на лугу растут дикие растения; почитали о растениях в целом ("Полная энциклопедия дошкольника", Росмэн):
Замечательными дополнениеми к рассматриваемой теме оказались книга с окошками "Подземный мир" и развивающий плакат "Во саду ли, в огороде":
Логопедические занятия продолжаем. Занимаемся по пособию, рекомендованному нашим логопедом. Задания разнообразные и веселые:
Для поддержания боевого духа и просто в помощь: "Тигренок, который говорил "р-р-р"" и "Семеро солдатиков".С первым рычим:
После прочтения второй книги у дочери появилось много помощников: Понедельник, Вторник, Среда и т.д. Теперь доченька точно знает, если не поможет справиться со сложным упражнением понедельник, то поможет другой день недели обязательно!
Лото "Растения-животные" включает в себя много слов со звуком "Р", поэтому в него сейчас играем чаще, чем обычно.
Маленькими шагами осваиваем чтение. Больше дочери нравится читать не по букварю ( на фото букварь Н.Жуковой), а по написанным мной карточкам или, сама по образцу составляет магнитные буквы в слоги, слова и их читает. Лото с предлогами убивает у нас сразу двух зайцев: читаем простейшие предлоги и строим предложения по схемам:
Обучающая книга от 'Умка" у нас лежит с весны, активно пользоваться доченька стала сейчас. Мне нравится наличие кнопки "фонетика", четкий звук. Доченька учит звуки, стихи, включает для брата перечень цветов и названия предметов, изображённых на рабочем поле:
Математике тоже время уделяем. Пособие Жени Кац удобно использовать в игре с домино, бусами, спичками как шпаргалку для родителей (на фото слева внизу).
По остальным пособиям занимаемся, сидя за столом. В пособиях Шевелева (на фото вверху) и Колесниковой (на фото внизу) понравилась то, что рисунки и задания соответствуют времени года:
Пособие Петерсона очень красочное - удобно заниматься по нему с двумя детьми: называем все вместе, что нарисовано, какого цвета, как разговаривает, где живёт, большой-маленький и т.д., со старшей - по заданию.
Очень понравилось пособие от Kumon "Пазлы-аппликации" - вырезаем ножницами от простого к сложному. Плотная бумага, четкие линии, возможность отрезать рабочий лист предусмотрена, элементы аппликации пронумерованы. Очень понравилось то, что клеить вырезанные части на втором листе строго по номерам, расположенным последовательно слева-направо:
Считаем мух, которых поймала собачка Соня, и улов кота Леопольда:
Со многими цветами уже познакомился сын. Наш самодельный сортер "по цвету" занял уже всю коробку (начинали с одного красного, через несколько дней добавили жёлтый и т.д.). В книгах также обращаем внимание на цвет нарисованных предметов, озвучиваем животных и называем их. В последнюю неделю октября лото с машинами вытеснило ягодное лото:
Вспоминали и о летних красках:
Про машины сын не забыл, находит во многих книгах. Актуальны в октябре "Дядя Стёпа" Маршак и "Арифметика для малышей":
А 30 октября выпал первый снег! Ооо, сколько радости было у детей! Несмотря на низкую температуру, гуляли мы в тот день дольше обычного. Даже снеговика слепили в юбке с желтыми листочками) Пока лепили снеговика, чуть не потеряли в снегу любимую игрушку сына:
А стихотворение мы уже выучили:
Пока продолжаем наслаждаться теплой ноябрьской погодой и удивляться ее непредсказуемости: фото сделано пару дней назад:
Спасибо, что дочитали до конца.
До встречи в следующем месяце )
Ника1313
Какой же пост интересный! Столько дел, столько занятий, столько нюансов! Столько подмеченных деталей - как я люблю такое вдумчивое чтение.
Спасибо за громадное удовольствие! Слова на бумажках )) наш метод ) В букваре показать, прочесть пару слов и поехали дальше - там да сям, бумажки-фломастеры, глядишь уже и слова читаются и заголовки )
Очень здорово!
08.11.2018
Ответить
Екатерина
Очень приятно знать, что пост читаете внимательно) С сентября как-то в систему вошли, а теперь без плана занятий некомфортно даже)))
Читать каждый день не получается. Да ещё и иногда справа налево читает (и смех, и слезы мои). С папой слова из 6 букв читают уже: у него подход такой - прочитали слово в букваре, собрали это же слово на магнитной доске, прочитали, написали в тетради, прочитали. Вчера они так занимались, слово "хорошо" раз 10 прочитывалось - дочь довольна, папа тоже) Начинаем слоги по столбикам читать - сложно)
08.11.2018
Ответить
Ника1313
Мы без планов читали )) так обломов меньше, а удовольствия гораздо больше ) Справа налево - не левша ребенок? Я заметила, что сложить из кубиков или магнитов слово для детей интересней, легче и комфортней, чем прочесть, поэтому сначала складывали пару-тройку слов, а потом уже читали. Например, сложил слово ДОМ, придумали слова на каждую букву. Хватило сил - складывает их, нет - просто предлагаю найти слова на Д, О, М в книге. Захочет - прочтет и их )) Или рифму придумать и сложить, или заменить одну букву, чтоб получилось другое слово. Пока буквы в уме перебирает. подставляет - столько вновь получившихся, пускай дурацких, слов мысленно прочтет )))
09.11.2018
Ответить
Дилетантка в декрете
Люблю такие дневники, в которых волшебство выглядывает отовсюду - из книг, из коробки пластилина, его приносят в дом с прогулок, отыскивают на кухне.
Чудесная и плодотворная осень)) Спасибо, что поделились.
08.11.2018
Ответить
Екатерина
Ой, как приятно) спасибо за теплые слова! Над волшебством старались всей семьей)
08.11.2018
Ответить