День 6. Книга, перевернувшая моё мировоззрение.
Флешмоб!"Тэдди" Джером Сэлинджер. Рассказ.
В детстве я была всеядным ребёнком (что касается книг, да и вообще.. 🙄). Читала всё, что находилось в нашей домашней библиотеке.
Но, согласно антропософскому воззрению, в вашей душе может оставить след лишь то, что предначертано вам свыше вашей кармой, судьбой, богом, если хотите..
Поэтому сборник романов и рассказов Сэлинджера меня зацепил. The catcher in the rye - теперь моя профессия. Дети играют в поле ржи, а я ловлю их, если они подбегают к краю пропасти.. (Кому хочется прояснить для себя этот поток сознания - читайте "Над пропастью во ржи").
В сборнике был рассказ "Тэдди". Про мальчика Тэдди, который был рождён в обычной, не хватающей звёзд с неба, американской семье. Но Тедди - это не просто мальчик. Он вундеркинд, который в своих прошлых жизнях почти достиг единения с нирваной. До полного единения осталось прожить только эту жизнь. В теле мальчика, которого родня и окружающие считают слегка тронутым из-за его "странного" мировоззрения. Тэдди пишет дневник. Он точно знает, когда он должен умереть ("это произойдёт либо сегодня, либо в моё 16-тилетие"). Его это ни сколько не пугает. Ведь жизнь в теле мальчика - это только короткая задержка на пути к богу, Космосу, нирване.. Тэдли ведёт разговоры с одним журналистом. В частности, о воспитании детей :
"- Что вы скажете о нашей системе образования?
- Пожалуй, я прежде всего собрал бы всех детей и обучил их медитации. Я постарался бы научить их разбираться в том, кто они такие, а не просто знать, как их зовут и так далее… Но сначала я бы, наверно, помог им избавиться от всего, что внушили им родители и все вокруг. Даже если родители успели внушить им только, что СЛОН БОЛЬШОЙ, я бы заставил их и это забыть. Ведь слон большой только рядом с кем-то - например, с собакой или с женщиной.
Тедди остановился и подумал.
- Я бы даже не стал им говорить, что у слона есть хобот. Просто покажу им слона, если тот окажется под рукой, и пусть они подойдут к слону, зная о нем не больше того, что слон знает о них. То же самое с травой и всем остальным. Я б даже не стал им говорить, что трава зеленая. Цвет - это всего лишь название. Сказать им, что трава зеленая, - значит подготовить их к тому, что она непременно такая, какой вы ее видите, и никакая другая. Но ведьих трава может оказаться ничуть не хуже вашей, может быть, куда лучше… Не знаю. Я бы сделал так, чтобы их стошнило этим яблоком, каждым кусочком, который они откусили по настоянию родителей и всех вокруг.
- А вы не боитесь воспитать новое поколение маленьких незнаек?
- Почему? Они будут не большими незнайками, чем, скажем, слон. Или птица. Или дерево, - возразил Тедди. - Быть кем-то, а не казаться кем-то - еще не значит, что ты незнайка.
- Нет?
- Нет! - сказал Тедди. - И потом, если им захочется все это выучить - про цвета и названия и все такое прочее, - пусть себе учат, если так хочется, только позже, когда подрастут. А начал бы я с ними с того, как же все-таки правильно смотреть на вещи, а не так, как смотрят все эти, которые объелись тем яблоком (имеется ввиду яблоко познания) понимаете?"
Слова Тэдди перекликаются с теорией 12 чувств Штайнера (основателя Вальдорфской педагогики). Если вдруг кто-то интересуется этой педагогикой, то могу порекомендовать книгу" 12 чувств " Альберта Сёсмана. Эта книга тоже стала для меня откровением.
В общем-то это удивительно. Что такой прагматичный человек как я, не имеющий ранее понятия об антропософии и вальдорфской педагогике, всё-таки "врос" в эту педагогику. Под влиянием судьбы, кармы, душевных порывов..