Все побежали, и я побежал. Что-то вроде хваста
Обзоры (подборки книг на определённую тематику)Смешно, да? За этими книгами все так давно уже сбегали, что и хвастаться неуместно. Это я, как умная Маша с вымытой шеей, ждала-ждала, нос воротила, а потом спохватилась и тоже побежала... догонять.
Вы же знаете такую ситуацию? Если все побежали, то остаться на месте трудно... Но у меня же железные нервы! И здравый смысл! Я же умею говорить себе и в пространство: "Да ну, да мне не надо. Да ну, да сколько их уже, сказок этих. Да ну, да мне старой книги хватит! Да ну, да видела я эту Италию сапог сапогом да там и иллюстраций кот наплакал... Да ну..." Да все побежавшие уже нахватали, на полки поставили, сто раз похвастались, и вообще книга уже закончилась. Почти везде.
Каааааааааааак это закончилась? А мне? А я? А иллюстрации? И я начинаю круги нарезать по стенам и потолку...
Почти все книги в этой стопке куплены именно так. Когда уже давно улегся ажиотаж, и все уже давным-давно прибежали и даже отдышались.
Два или три года подряд в каждый книжно-новогодний бум показывалась "Елка". Но у меня же включен мозг, хранящий в памяти имеющуюся "Правдивую историю Деда Мороза"! И он совсем не собирается "съезжать с катушек". Верней не собирался. Но съехал. Тормоза поизносились, видимо. И "Ёлка", поблескивая позолотой на черном фоне, с подобающим изданию достоинством уже возлежит на столе.
А я заглядываю в кармашки, извлекая из них все новые и новые интересности, в которые кот тычется усами.
Я открываю окошки и отгибаю отвороты... Ну красиво же! А я сопротивлялась... И вовсе она не дублирует "Историю", она ее дополняет. Она сама по себе. Она рассказывает о празднике, которого мы не знаем. Рассказывает совсем о другом времени, других обычаях. Вспоминаются Катаев и Паустовский, описание процесса золочения грецких орехов, которые потом вешались на елку, книги с папиросной бумагой между страницами, которой проложены иллюстрации, золотые и серебряные звезды, ангелы, запах хвои, яблок и пряников, и горящих свечей. И этот мир, который был описан словами и существовал только в тексте и воображении, теперь зримо воплощается на страницах роскошного издания.
Прошляпив неожиданно почти мгновенно разлетевшийся тираж с новогодними приключениями Ведьмочки Винни, быстренько прихватила второй красный сборник с пиратами, роботами и ракетами...
Перейдем к классике.
У меня хватает разных вариантов сборников и отдельно изданных сказок Андерсена. Я спокойно смотрела на книги с иллюстрациями Бирмингема по бешеной цене. И спокойно слушала хвалебно-восторженные речи. И я прекрасно обходилась без них. Оказывается, их надо держать в руках, а не хлопать глазами на экран монитора.
Нет, я не рву волосы с восклицаниями "Где были мои глаза?!", я просто радуюсь, что все же не пропустила эти книги. Пусть они встали на полку гораздо позже других, пускай что-то уже дублями, но мы все же встретились! Избавляться от ранних изданий не собираюсь. В конце концов, что такое три Королевы по сравнению с их ежегодным новогодним хороводом, организованным разными издательствами?
Снежная королева Бирмингема в общем-то и не "моя", мне она больше напоминает Настеньку из сказки "Морозко". Нет в ней леденящей строгости и жесткости. Но дети! Но все остальные иллюстрации! Разве можно остаться равнодушным?
Не могу удержаться, чтоб не показать эти картины маслом развороты. А вдруг есть еще такие же, как я, придумавшие себе сотни отговорок и не рассматривавшие эту красоту к покупке? Вдруг еще кому-то, как и мне, нужен не пинок, не толчок даже, а лишь легкое прикосновение кончиками пальцев к страницам. И один лишний взгляд... который решит - быть или не быть этим книгам у ваших детей.
Лабиринт / Май-шоп / Озон / Читай-город
Русалочка... Я не читала в детстве эту сказку, ее почему-то не включали в советские детские сборники, только толстый "взрослый" томик в мягкой обложке с тонущими в тумане островерхими домами издательства "Правда" дал возможность познакомиться с ней. Уже после фильма, где больше всего мне понравился введенный его создателями персонаж Валентина Никулина, автора, сопровождающего Русалочку на дороге жизни и любви. Фильм, сказка, потом пьеса Людмилы Разумовской "Сестра моя, Русалочка" переплелись в голове, создав единый образ, отличающийся от каждого в отдельности, но вобравший в себя все черты всех трогательных Русалочек, дополненный собственным воображением и восприятием. Теперь этот художественно-эмоциональный образ дополнен свежими мазками Кристиана Бирмингема.
Такая грустная и пронзительная сказка! Я никогда не читала ее детям. Мне кажется, что с ней каждый должен познакомиться сам. И больше всего для такого знакомства мне кажется подходит именно Русалочка Бирмингема (Русалочка Ломаева - не мой вариант, да простят меня его поклонники). А вот диснеевскую Ариэль с ее ужимками и гримасами, совершенно опошлившую андерсеновскую трогательную Русалочку, я терпеть не могу.
Среди полдневной синевы
Струится воздух,чист и светел,
Большое солнце в небе светит,
На землю льёт лучи свои.
Плыви,Русалочка,плыви.
А ночь,куда ни посмотри,
Покрыла небо жемчугами,
Луна блаженствует над нами,
Чаруя землю до зари.
Плыви,Русалочка,плыви...
Автор поэтических строк - Анатолий Кузнецов-Непушкин. Это из песни к спектаклю по пьесе Л.Разумовской "Сестра моя, Русалочка..."
Лабиринт / Озон / Читай-город
Сказки и легенды Шотландии тоже триумфально лавиной прошли по страницам ДК несколько лет назад, отметившись в отзывах, хвастиках, дневниках чтения, отчетах о выставках и комментариях. А мне опять-таки было не надо, а потом вдруг резко стало надо. В моем сборнике - волшебные сказки, а этот можно читать детям и пораньше. И в дополнение к моей книге с рисунками Иткина мне захотелось побольше иллюстраций, чего-то еще более впечатляющего, масштабного и детального одновременно. А тут все в один голос твердили о красивости и стильности книги, вот и сработала какая-то пружина. Тем более, что пересечений в этих двух изданиях почти нет. Всего одна сказка, так это, можно сказать, и не считается ))
Да, все действительно красиво и стильно! И разные шрифты, и рисунки, обрамляющие текст - все очень гармонично. Подбор сказок неплохой, и их адаптация тоже. Лица у людей, да, не блещут утонченной красотой, но уж как есть.
Лабиринт / Озон / Май-шоп / Читай-город
А вот Мифы Северной Европы брала сразу, не задумываясь! В свое время мне так не хватало их знания, так хотелось их иметь, да еще роскошно изданными, что места на раздумья просто не оставалось. Да еще и иллюстрации Игоря Олейникова, чья мрачноватая манера исполнения очень подходит суровым северным сюжетам!
Мир скандинавских сказаний мне открыли почему-то вовсе не скандинавские писатели. В их детских светлых теплых книгах нет отсылок к древнему эпосу. Этот мир открылся вместе с ровными столбиками стихов в томе Валерия Брюсова с желтой матерчатой обложкой. Сначала были стихи, потом редкие упоминания в литературе, и лишь потом нашелся невзрачный неиллюстрированный сборник.
Поэтому пока при первом перелистывании этого тома мне понравилось все ))
Изучить досконально текст не успела, потому что разглядывала иллюстрации.
Медвежонок понравился сразу. По выборочным увиденным на экране рисункам визуально читалась история. И мне очень хотелось прочесть ее полностью, без купюр. Цена кусалась, и только поэтому не схватила его сразу, не глядя. Потом встречались отрицательные отзывы. "Странно," - думала я. Как странно, они меня не останавливали. Иллюстрации обещали стОящую книгу, и они не обманули! Книги "Поляндрии" всегда глубоки, всегда с двойным дном и кучей смыслов, которые в каждом возрасте, в каждом настроении открываются слой за слоем, разворачивают за простеньким текстом,
изложенным в коротких предложениях, широкую панораму немого кино. О жизни, о любви, о течении времени...В черно-белых прекрасных иллюстрациях показывается мир, наплывающий на маленького медвежонка, вылезшего весной вслед за мамой из берлоги, обступающий его со всех сторон.
Совершенно вневозрастная книга. По своему формату ) и эмоциональному воздействию на меня поставлю ее рядом с Маленьким буксиром. Как в прямом, так и в переносном смысле. Почему-то про нее хочется сказать словами Левитанского "Жизнь моя - кинематограф, черно-белое кино", хотя говорил поэт совсем о другом.
Несколько лет кругами ходила вокруг книги "Как все устроено" Дэвида Маколи. Но не было никакого резона ее покупать. Информация в таких книгах достаточно быстро устаревает и брать их нужно строго в момент возникшей необходимости. Зато обнаружившиеся Замок и Собор в эту категорию не попадали, так рассматривают они исторические постройки. И книги можно было смело брать.
Вообще-то я не тороплюсь приобретать энциклопедии и литературу нон-фикшн, отдавая безоговорочное предпочтение художественным произведениям и поэзии. Но есть некоторые темы, давнишний интерес к которым заставляет меня порой забывать о приоритетах, и тогда в корзину летят книги о кораблях и самолетах, маяках и мостах, архитектуре и театре, и прочих интересностях.
Замок - это дань памяти жгучему детскому интересу, приключенческим книгам о рыцарском средневековье, толстому растрепанному фолианту Владимира Беляева "Старая крепость", строгому томику "Брестской крепости", юношеским впечатлениям при виде стен Копорья, Нарвской и Ивангородской крепостей, слушая таллинские легенды о Длинном Германе и Толстой Маргарите... Не было тогда таких книг, были лишь редкие, скупые рисунки Бастилии, замка Иф да безымянных крепостных стен и башен в разрозненных изданиях. Даже Тауэр встречался очень редко... И поэтому книга с подробными схемами, рисунками и описанием постройки казалась сказочным подарком.
Очень добротное качественное издание на хорошей матовой меловке с крупными, достаточно подробными изображениями и суховатым, но информативным текстом, начинающимся с предисловия о первом издании книги и ее авторе, небольшой исторической справки о времени постройки вымышленного замка и города, а затем следует описание выбора места, плана, конструкции и строительства.
Лабиринт / Озон / Читай-город
Вторая книга этого же автора - Собор.
Книги парные, серийные, одинаковые по замыслу, структуре, подаче материала и своему исполнению. Здесь так же повествование начинается с краткой исторической справки. Так же описывается не какой-то конкретный, а вымышленный собор, так же описываются и показываются в рисунках все стадии постройки от плана до завершения.
Отличные пособия не только для изучения школьниками истории средневековья, но и истории инженерной мысли. Вообще очень полезны для развития инженерного мышления. Сами иллюстрации очень напоминают технические рисунки, архитектурные планы, фортификационные схемы, наброски чертежей с привязкой к местности.
Иллюстрации, выполненные в очень спокойной цветовой гамме, очень важны и интересны именно техническими деталями. Много архитектурной терминологии. После чтения книги не надо будет лазить в википедию а уж тем более в Словарь иностранных слов, как мне когда-то, чтоб узнать значения слов "контрфорс" или "аркбутан". И понятно станет как, каким образом без подъемных кранов и бетонных плит перекрытий, возводились своды, перекрывающие внушительные внутренние пространства храмов.
Можно увидеть на рисунках, как существующие ныне, так и уже исчезнувшие
технические приспособления.
Пусть кратенько, где-то только упоминаниями, но все равно очень интересно рассказано о разных профессиях, о технологиях производства - разноцветного стекла для витражей, например.
Устройство колокольни.
Полезные книги. Для закрытия моих школьных гештальтов )))
Лабиринт / Озон / Читай-город
Вот эта книга Пришвина - это про меня )
Я ее заказала, а потом еще раз заказала, а потом увидела в чьем-то обзоре и чуть было в третий раз не заказала, подумав, что только собиралась, но забыла. Беда, если заказанные и полученные книги в руках не подержишь...
Беличья память. Хоть я и не страстная поклонница Пришвина и рассказы его читаю без всякого душевного трепета, хоть и есть у меня пара его сборников, один из которых, очень скромненький, с редкими черно-белыми иллюстрациями, любила в школе дочь, а второй цветной и яркий, эту книгу я все же купила. И даже не единожды )))
Такие красивые в ней иллюстрации! Под них читается все! Если на лето зададут читать Пришвина, а его как пить дать зададут обязательно, то эта книга подойдет как нельзя лучше. И шрифт крупный, и рассказов много, есть из чего выбрать, и чудесные картинки в памяти останутся.
А, кроме того, есть в этой книге такие распрекрасные рассказы, которые заслуженно оценит каждый начинающий читатель. Вот смотрите!
И это не один такой разворот! Почитал минут 15 и пиши себе список на полстраницы! Не каждый учитель ведь возьмется подсчитывать количество строк в рассказах ))
Лабиринт / Озон / Май-шоп / Читай-город
Хоть и знала, читала про не совсем обычную историю создания новой книги от "Речи", все равно Коровью удочку брать сначала не собиралась. Вроде и книг с рисунками
Устинова у меня хватает, и Востоков есть не в единственном экземпляре, и миниатюр о пеньках, деревьях и заборах с сугробами тоже более чем достаточно...
А потом вдруг взяла. Иллюстрации зацепили. Не зацепили даже - за горло взяли.
И как приятно оказалось, что и текст не подвел. И, открывая книгу, я вдруг начинаю воздух слышать и запахи ощущать... И пусть Черемшанка, где мы жили когда-то, это совсем другая деревня, но все равно какие-то ее кусочки оказываются на этих страницах...Книгу эту в деревне и на даче хорошо читать. А потом в городе перечитывать. Для настроения.
***
Сказки. Сказки, которые я в детстве вроде бы и не любила, и не охотилась никогда за ними, часто относясь к ним с подозрительным неприятием, но прочитала тем-не менее немеряное их количество... А дочь любила и читала все подряд. До сих пор стоят на полках толстые неиллюстрированные сборники с мелким шрифтом сто раз прочитанные ею. Классические сборники с хорошими иллюстрациями я купила, поставила на полки и успокоилась. А вот к сказкам малых народов я отношусь подозрительно.
Поэтому каждый появляющийся такой сборник подолгу рассматривается, обдумывается, вылеживается в корзине. В первую очередь в них все решают иллюстрации.
И, несмотря на то, что Умную Марселу иллюстрировал любимый всеми без исключения детьми Владимирский, я долго-долго сомневалась. А нужны ли нам индонезийские сказки, будут ли они понятны и интересны, найдут ли своего читателя или встанут на полку просто "для коллекции". Потом решила взять и заказала в местном интернет-магазине. Ждала почти три месяца, пока мне не сообщили, что книга уже отсутствует на складе... И тут мне просто загорелось ее иметь!!! А поезд ушел... Именно в этом случае мне захотелось рвать на голове волосы, ведь сколько раз показывалась книга!!! Сколько про нее писали! Ну нельзя же быть таким жирафом!!!
Но не зря же есть ДК! И есть друзья! И неведомо где выудила ее Катя, и тот самый ушедший поезд радостно засигналил о прибытии!!! Огромнейшее спасибо, Катюша!!!!
И только толстый синий томик Сказок народов Азии оправдал мою дурацкую позицию "умной Маши". Я пропустила семитомник восточных сказок с иллюстрациями Кочергина от Нигмы, я пропустила его же трехтомник от той же Нигмы с солидными толстенькими книжками, рисунок на корешках которых образует голошеюю сказочную птицу, и наконец дождалась, когда поток книгоизданий понесет мимо меня
была все равно ниже, чем у семитомника и трехтомника, а потому моя жаба на этот раз скорбно безмолвствовала... Да, я знаю, что этот вариант совсем не заменяет предыдущие пропущенные мною издания, но для первого знакомства с темой четырехсот страниц и восьмидесяти сказок с хорошими иллюстрациями хватит с лихвой. А потом при возникновении более пристального интереса уже можно будет думать дальше, брать в библиотеке, искать, приобретать.
Сборник отличный! Привычный, знакомый с детства шрифт, красивые тонированные иллюстрации, которых много! Разнообразие сказок разных народов, собранных в одной книге позволяет сравнить сюжеты, обычаи и этические нормы, привычно кивнуть или удивиться. Хороший подарок читателям!
Сказочную серию "Речи" я не хватаю подряд без разбору, потому что уже написала свое отношение к сказкам. Да и в этом их формате издания они почти не отличаются от многих моих старых книг. Но среди них попадаются те, которые взять хочется, и тогда я беру )
В том широком потоке хлынувших сказочных изданий я пропустила Дагестанские сказки, увидев их лишь недавно... Взяла. Потому что очень любила и часто перечитывала книгу-эссе Расула Гамзатова "Мой Дагестан". Благодаря ему я когда-то заново перечитала "Хаджи-Мурата", "Казаков" и "Кавказского пленника".
И к его рассказам об обычаях аварцев, легендах, пословицах, к переводам горских песен теперь добавилась книга сказок. Причем, сказки здесь на любой вкус - и бытовые, и волшебные, и про животных. Разной длины, они помогут вчитаться в книгу, если начинать с самых коротеньких - их много. Начало и конец каждой сказки оформлены рисунком. К длинным сказкам есть и полностраничные иллюстрации. Кочергин прекрасен в любом исполнении, хоть в цвете, хоть в монохромной печати!
Видите? Такие сказки под силу одолеть и слабо читающим первоклашкам. И перечень прочитанных сказок в списке летнего чтения, как и в случае с Пришвиным, (нет, это я говорю совсем не с целью обдурить учителя!) здорово поднимет самооценку! Ведь прочитано вон сколько! И в такой толстой книге!
А я когда-нибудь на пенсии буду читать эту книгу сказок, одновременно с томиком Гамзатова и проставлять себе сноски - какая сказка какую пословицу иллюстрирует ))
А уж тиснение на обложке - это мое все ))))))
Умную внучку тоже сначала не стала брать, но вместе с туркменскими, казачьими
и Зеленой пиалой заказала и ее - иллюстрации понравились. Цветными оказались, в уважаемой мною технике. К тому же еще и художник, известный мне с детства
по пейзажным репродукциям в журналах и по титрам культовых фильмов Хуциева
и Тарковского. Да и сказки в этом сборнике не часто встречающиеся, неизбитые, хоть "Волшебное кольцо", благодаря мультфильму все знают. А на имя автора - Андрей Платонов - вообще невозможно не отозваться. Он работал над обработками сказок сразу после войны, уже больной туберкулезом, после нескольких лет травли и беспощадной критики. Сказки были отдушиной, безопасным полем литературного творчества.
Пускай будет дубль, не страшно.
Два сборника сказок с иллюстрациями Тамары Юфы.
Тоже очень долго сомневалась! Читала хвасты, отзывы и обзоры, высматривала, разглядывала, морщилась на цены, но когда книги уже стали исчезать, бросилась догонять и заказала обе, понимая, что вторую "Калевалу" с ее иллюстрациями я точно не куплю, вполне довольствуясь черной книгой от Нигмы с Кочергиным и пересказом Любарской. А ее работ хотелось - тонкой книжечки с "Красавицей Насто" для знакомства с художницей явно не хватало.
Топелиус - моя тоска и боль. Несмотря на имеющиеся в моей библиотеке книги, мне его отчаянно не хватает!
Наверное, этот гештальт я смогу закрыть только когда количество изданий его сказок сравняется с количеством Красных Шапочек, Дюймовочек и Снежных королев...
Вот такая стопка книг. Буду рада, если смотреть на них в сотый раз было все равно интересно )