Книги об истории Казани
дневник читателя
Ивановская площадь. Вход в Казанский Кремль. Сейчас это место выглядит несколько иначе.
***
Искала-искала я в интернетах, что почитать о Казани и татарах - и нашла только сканы изданий 19го века.
Казанские татары, К. Фукс
Карл Фукс - интереснейший человек. Немец по происхождению, врач по профессии, этнограф по призванию. А ещё коллекционер, полиглот, основатель ботанического сада, ректор Казанского университета... Жил в Казани в первой половине 19го столетия. Написал несколько научно-популярных работ об истории региона, культуре его жителей.
Я читала именно это издание, но позже нашла и переиздание на современном русском языке. Буду брать для вас отрывки оттуда.
Гид на экскурсии по Казани нам сказала, что татары и русские в те времена жили как масло и вода, т.е. каждый в своём мире, параллельно. У татар была своя часть города, у русских - своя.
Татарская слобода. Там сейчас часто расположены рестораны, сувенирные лавки. В одном таком месте (по рекомендации местного таксиста) мы хорошо покушали. "Аш бабай". Бабай - это дедушка по-татарски)


Фукс был вхож в татарские дома.

И несколько раз ему приходилось лечить татарских жён. Один такой забавный случай он описывает.
Многоженство среди татар - исключительные случаи. Четыре жены себе позволили во времена Фукса лишь двое жителей Казани. Видимо, высокого достатка. Пишет он о проблемной для демографии традиции жениться на очень юных девушках, не готовых ещё к деторождению. О раннем старении женщин.
Русские традиции, не самые лучшие, проникают и в татарскую среду - трактиры с крепкими напитками.
В Рамадан это чревато.
О религиозной строгости.
Что едят казанские татары.

"Похожие на уши пирожки" с мясом)
Одежда и украшения. Длинным списком с подробным и занимательным описанием)
О костюмах казанских татар есть советская книга Л. Сперанской. А есть современное издание С. Сусловой.
Гигиена.
Забавно читать об эталонах красоты и достатка. О принятом этикете.
Зубы чернили, чтобы продемонстрировать... кариес. Он - признак сладкой (в буквальном смысле) жизни. Сладкое доступно было обеспеченным людям. Как сказала наш гид: пили чай редко с сахаром "вприкуску", чаще - "вприглядку".
Татарский чак чак, которым на каждом шагу сегодня торгуют в Татарстане, - это деликатес. Его готовили по торжественным случаям.
Татарский характер.
Я подтверждаю, очень гостеприимный народ)
Фукс ещё уточняет, что самовар - это атрибут зажиточного дома. И в той деревне, где он был и чай пил, самовар муллы следовал за ним - из дома в дом)
Но не только лестное пишет Фукс. Взгляд европейца.

О массовом просвещении. Муллы держали недорогие школы. Даже крестьянки знали грамоту, суры из Корана.


Сочувствует женщинам Востока. Особенно знатным горожанкам, которые лишены даже возможности гулять на свежем воздухе, укутанные от посторонних взглядов и перемещающиеся в кибитках.
"Второстепенным" татаркам жилось проще: они ходили пешком, "выставляя при том нос и один глаз". Ну а "третьему разряду" - почти свободно)
"Деревенские татарки гораздо счастливее городских".
Прохвост немец - развёл татарочек "третьей категории" на любовь. Опубликовал в переводе их нежные многословные послания к нему.
"Брови твои чернее ночи, рост твой красивее пальмы; подобные тебе редко рождаются на свет". "Ты, составляющий уголок моего сердца, черноту моих очей, друг мой, которого люблю, как душу, нет, более, нежели душу!"
Были даже стихи.
У татар не было проблем с разводами. И муж, и жена могли его потребовать и получить. Калым разрешал финансовые вопросы.
Свадьбы длились несколько дней. Отдельно пиры для женщин и мужчин. Но невеста в пирах не участвовала. А в целом переезд новобрачной к мужу занимал года два! Уже дети успевали народиться.
Однажды любопытный немец умудрился проникнуть на женский пир! Подсматривал через занавеску и, конечно, подробно описал его в своей книге. "Пирожное, похожее на стог сена" - это о знаменитом чак чаке)
В книге Фукса описаны также другие ритуалы, имеющие место в татарской жизни.
Фукс даёт переводы и собственную классификацию татарских песен.
Подробно о религиозной жизни татар, их праздниках. Интересна легенда прихода ислама в эти земли. Он не был насаждён силой.


О деятельности татар.
Ну а финальная страница заканчивается так)
***
Краткая история города Казани, К. Фукс
Книга об истории Казани того же автора небольшая. Но ссылки почти на каждой строке!
Много версий о происхождении и значении имени города Казань. У Фукса представлена такая.
А Пинегин вот что пишет.

В Казани гиды, кстати, этих версий не придерживаются. Говорят "казань" - это "окраина".
Казань в прошлом и настоящем, М. Пинегин
Это труд на почти 700 страниц. Я ещё долго буду читать)
***
Свияжск, В. Аксёнов
В Свияжске я тоже была недавно. По словам гида, лет 10 назад увидела б ещё иную картину. Сейчас там возрождение. И монастыри реставрируют, и прочие постройки. И новые дома жилые строят очень удачно: стилизованные под те, что сохранились с ушедшей эпохи.
Закат в Свияжске.
Повесть Аксёнова меня удивила. С одной стороны, знакомый мне Аксёнов, описывающий земное и плотское. С другой, это история перерождения. Обретения веры.
История "острова-града" Свияжска стоит того, чтобы её знать.
Изначально построен как крепость по инженерному и военному плану, достойному включения в какой-нибудь список "100 военных гениев в истории человечества". За 28 дней под самым носом у казанцев! Крепость, по преданию, построили в Угличе, разобрали - каждое бревно пометили - спустили по Волге и снова собрали. Отсюда в 1552 русские пойдут на Казань, чтоб наконец-то её покорить.
Потом это важный духовный центр и пункт речного пароходства.
В революцию тоже стратегическое место для борьбы за Казань между белыми и красными. После - упадок, запустение на десятилетия. Как многие бывшие монастыри, место страданий политических заключённых или интернаты. Но при этом - место, где теплилась православная вера в богоборческое суровое время. Об этом как раз рассказ Аксёнова.
В Свияжске есть уникальная церковь. Считается, что в ней молился сам Иван Грозный. А ведь построена она из дерева! Как смогла сохраниться за столетия?! Гид говорит, что много недоверчивых среди туристов. Действительно, сложно осознать, что это постройка середины 16го века.Троицкая церковь.
***
Зулейха открывает глаза, Г. Яхина
Начала читать с предубеждением. Много и восторгов, и критики на эту книгу. Но первая глава меня увлекла) Продолжу.
А как вам фильм? Стоит смотреть?
***
С дочкой читаем татарские сказки. Напишу попозже об этом.
Спасибо за внимание!