Вообще-то, пик любви к этим книжкам у нас пришёлся на февраль. Но мне хотелось написать о них вдумчиво, и я даже не стала включать их в обзор чтения за зиму... В общем, в очередной раз попробую.
Я как-то всё проходила мимо этих книг Оскара Бренифье: не привлекали рисунки, и как-то казалось, ну что там может быть внутри, какая-нибудь нудная мораль или банальность... Но тут (как раз в январе-феврале) Фелька стал очень часто спрашивать нас, почему мы его любим и почему я его родила, каждый день, через день мы это обсуждали. И, вживую увидев книжку с таким названием, я решила заглянуть. Дочитав до последней страницы, я сказала что-то вроде "ух" и быстренько сгребла все остальные :)
Мальчик Алекс задаёт разные непростые вопросы. Игрушка Пухлик вместе с ним ходит и помогает ему во время поисков ответа, объясняя, почему разные предметы не дают ответа именно на его вопрос. Разобраться, тот ли ответ ты получил, полон ли он, что ты думаешь по поводу полученного ответа, можешь ли что-то возразить или добавить, бывает очень и очень непросто. Благодаря Пухлику получилось отличное пособие по логике и вообще развитию самостоятельного мышления: родитель вместе с ребёнком может обсуждать ответы до того, как читать реплики Пухлика.
В конце на вопрос Алекса отвечает кто-то из значимых взрослых.
В этих ответах заложены ещё и распространённые философские концепции, так что многослойность у книг потрясающая.
Тексты там внешне простые, поэтому и в 2,8 всё это было Фельке как бы понятно, но, конечно, по сути они рассчитаны на возраст заметно постарше, так что, думаю, мы просидим над ними ещё немало вечеров.
Я их не предлагала сначала - Фель сам отрыл их на полке шкафа с книгами на вырост, куда он как раз научился дотягиваться, и попросил читать. Я в таких случаях почти никогда не отказываю, но потом книги снова убираю. Тем не менее, он регулярно про них вспоминал (хотя лежат плашмя, их совсем не видно) и просил достать. Бывают долгие перерывы, а потом он снова про них вдруг вспоминает...
Тексты на фото, вроде, должны читаться. Это не все страницы, только часть, чтобы составить представление о содержании.
Самые последние реплики Пухлика я пока не озвучиваю. Оставим на более взрослые размышления :) Думаю, тут хватит ещё до младшего подросткового возраста, как минимум.
А вот эти странички помогли мне сформулировать, почему Фельке нужно останавливаться, когда он улетел вперёд на беговеле, а я кричу "Стоп", даже если он ещё не доехал до дороги (он в целом останавливается и сам, но часто слишком близко, да и вообще, я пока не могу ему доверить вопросы безопасности, так что контролирую).
А это вообще моя любовь :) Обязательно коллегам покажу. Почему - см. ниже.
Ну, это просто книжка про мою работу :) Дело в том, что я руковожу программой "Самоучка", в которой ребята (у нас занимаются дети-сироты и выпускники детских домов) учатся ровно этому - задавать СВОИ вопросы и искать СВОИ ответы :) Это называется программой развития познавательного интереса и навыков самообразования. Обязательно буду использовать её на первом занятии, когда мы обсуждаем, зачем вообще ходить в школу, и чем можно заниматься на моих уроках.
А с Фелькой тоже, думаю, будем обсуждать. Мне кажется, было бы очень здорово спрашивать школьников не "что вы сегодня проходили?", а "какие интересные вопросы пришли сегодня тебе в голову?" :) Это само по себе ужасно занимательно (вот, например, несколько вопросов от моих ребят: "На каких языках люди разговаривают на небесах?", "Как стать дальнобойщиком?", "Как понять, что человек взрослый?", "Как древние люди научились рисовать?", "Может ли человек понять другого человека?", "Что такое вечность и где она находится?"...) и разворачивает ребёнка от восприятия школы как поставщика конвейерной информации (которую даже не обязательно перерабатывать внутри) к субъектному отношению к этому потоку и попыткам его преобразовать и преображать.