"Воспоминания в Царском Селе", или Как иллюстрировать гения
Отзывы
Действительно, а как? Учитывая, что речь идет не просто о стихотворце, а о самом светлом из русских поэтов, о солнце русской поэзии (и это без всякого пафоса), и солнцу этому всего пятнадцать лет. И учитывая также своеобразие избранного поэтом жанра - ода, которая не терпит ни малейшей насмешки, ни малейшего проявления иронии в рисунке, поскольку сразу сводится на нет ее торжественный, героический посыл. В то же время понятно, что монументальный живописный стиль убил бы все то теплое, лиричное начало, которое тоже присутствует в стихотворении.
Прочитала, что "Воспоминания в Царском Селе" вообще никогда раньше не иллюстрировались. И это совершенно не удивительно. Ибо сложная очень творческая задача.
Интересно, что примерно в этот же период (1999-2000 гг.) Трауготы работают над поэмами Гомера "Илиада" и "Одиссея" - самыми что ни на есть героическими произведениями:
Но вернемся к "Воспоминаниям". Находка Трауготов поистине гениальна: с одной стороны, рисунки выполнены в их своеобразной графической технике (она, кажется, именуется монотипией) и напоминают зарисовки пером по акварели. Что-то знакомое, правда? Конечно же, знаменитые пушкинские головки на полях рукописей! Этот художественный прием с размытыми акварельными рисунками, прозрачными, словно бесплотными, с тонкими контурами пера в определенной степени снижает пафосность жанра, делает поэму легче, доступнее для восприятия. В то же время в рисунках используется много цвета, что придает им торжественность, парадность. Присутствуют и непременные атрибуты героической поэмы: боги и богини, античные бюсты, трубы и фанфары, щиты и мечи и т.д. Если сравнить с "Илиадой" и "Одисеей", можно заметить много общего в части активного использования этой символики.
Сама книга тоже оформлена торжественно: темно-зеленый шелк обложки сочетается с золотым тиснением в буквах заголовка и в рисунке:
Честно говоря, мне это показалось немного простоватым, но уловить точно, что именно не так, не выходит...
Когда смотрю на форзац, все время лезут в голову знаменитые строчки:
"Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он".
А с другой стороны, на нахзаце, у нас красуется царь-победитель:
Интересно, что Пушкин для "Воспоминаний" и Пушкин для "Медного всадника" совершенно разные, прежде всего, они отличаются своей колористической насыщенностью, настроением. Вот, например, Пушкин в "Воспоминаниях":
А такой в вариантах иллюстрации к "Медному всаднику":
В книге используется довольно плотная бумага нежного персикового оттенка, и это отличная задумка издателя: на такой бумаге иллюстрации Трауготов смотрятся просто великолепно, краски играют ярче, цвет бумаги с ними не контрастирует, а напротив, оттеняет.
Вот здесь очень яркая характеристика стиля Трауготов: обратите внимание на руку, рисунок отражает динамику ее движения:
А вот другой вариант иллюстрации:
"Воспоминания" изданы, как и предполагал сам Александр Сергеевич, вместе с "выпискою" из его Записок о Державине:
"Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтобы дождаться его и поцеловать ему руку, руку, написавшую Водопад. Державин приехал. Он вошел в сени, и Дельвиг услышал, как он спросил у швейцара: "Где, братец, здесь нужник?" Этот прозаический вопрос разочаровал Дельвига, который отменил своё намерение и возвратился в залу. Дельвиг это рассказывал мне с удивительным простодушием и весёлостию. Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвислы; портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочёл мои Воспоминания в Царском Селе, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошёл я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом...
Не помню, как я кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли..."
У этой иллюстрации есть другой вариант:
Также в книге размещена большая статья поэта и литературоведа Андрей Чернова, в которой обстоятельно рассказывается об этом эпизоде биографии великого поэта. Приятно, что и эта статья оформлена рисунками Трауготов, причем, расположены они очень деликатно - на увеличенных полях:
А в самом конце даются пояснения к "Воспоминаниям в Царском Селе", например, к некоторым поэтическим строкам, отдельным словам, историческим именам.
Книга поистине великолепна, это превосходный подарок для поклонников творчества и великого русского поэта, и замечательных художников Трауготов :)
Технические характеристики издания:
Воспоминания в Царском Селе
Автор: А.С. Пушкин
Иллюстраторы: Г.А.В. Траугот
Издательство: ДЕТГИЗ, 2010
ISBN: 978-5-8452-0430-1
Страниц: 56 (Мелованная)
Размеры: 268x208x8 мм