"Музыка. Детская энциклопедия. История и волшебство классического оркестра"
Отзывы
Честно говоря, покупала практически наудачу, потому что выложенные сканы сделаны как-то бестолково и совершенно не дают представления о том, что на самом деле там внутри. Но за 1 рубль можно было рискнуть :)
И надо же, этот "кот в мешке" оказался гораздо лучше, чем я вообще о нем думала :) Судя по сканам, книга казалась больше развлекательной, нежели познавательной, потому что самое-то главное как раз оставалось за кадром. Итак,
Музыка. Детская энциклопедия. История и волшебство классического оркестра (в оригинале THE STORY OF THE ORCHESTRA)
Автор: Роберт Левин
Иллюстратор: Мередит Хамильтон
Издательство: АСТ, 2015
Серия: Хочу все знать
ISBN: 978-5-17-087527-6
Страниц: 96 (Офсет)
Книга переводная, перевод с английского.
В названии есть слово "энциклопедия" и, пожалуй, на энциклопедию книга действительно походит своей внутренней организацией: в ней два крупных раздела, которые посвящены, во-первых, композиторам, во-вторых, оркестровым инструментам:
Но вот способ изложения познавательного материала существенно отличается от сухого энциклопедического в лучшую сторону, в частности, на первых страницах появляется наш проводник по миру оркестра - эксперт по классической музыке Оркестровый Боб:
Как я уже упоминала, первый раздел книги посвящен композиторам и направлениям в классической музыке.
Точнее, направлениям, а уже внутри направления подробно рассматривается творчество ряда выдающихся композиторов. Так, зарождение оркестровой музыки знаменует эпоха барокко:
Она представлена в книге творчеством таких выдающихся композиторов, как Вивальди и Бах:
Информация о композиторах, конечно, отличается известной фрагментарностью, это скорее набор некоторых значимых фактов из их творческой жизни, нежели какое-то полноценное жизнеописание. Например, мы узнаем, что Вивальди носил прозвище "Рыжий священник", поскольку у него были рыжие волосы, что именно он стал родоначальником особой формы концерта, которая вскоре стала стандартной и включала быструю, медленную и снова быструю части. Здесь же дается рекомендация к прослушиванию, в частности, на странице про Вивальди это первый концерт из знаменитого цикла "Времена года", а про Баха - первая прелюдия из цикла "Хорошо темперированный клавир". Рекомендация сопровождается небольшим пояснением.
Следующее течение в классической музыке - это классическая эпоха, представленная такими композиторами, как Гайдн, Моцарт и Бетховен:
Далее описывается эпоха романтизма ("классическая музыка с шиком и блеском"), когда в оркестровой музыке появились новшества, в частности, была разработана схема рассадки оркестра и появился такой инструмент, как дирижерская палочка:
Романтизм в классической музыке представлен Вагнером, Чайковским, Брамсом и Малером:
Вообще мне всегда казалось, что эпоха романтизма зародилась в начале 19 века и господствовала, по крайней мере в живописи и поэзии, в первой его половине. А тут годы жизни того же Петра Ильича Чайковского - 1840-1893... Поэтому специально стала искать информацию и оказалось, что да, информация в книге точна: романтизм зародился в 20-е годы и развивался весь 19 век. Это как-то внушило доверие к автору :)
Следующее направление - это модернизм, для которого характерна эклектика, смешение множества музыкальных стилей. Представителями модернизма считаются Дебюсси, Стравинский, Шёнберг, Гершвин, Копленд и Бернстайн.
Второй раздел посвящен оркестровым инструментам:
Причем, что мне понравилось, информация представлена в очень систематизированном виде: сначала дается общая характеристика той или иной группы инструментов, а затем рассказывается подробно о каждом из них. Вот, например, как выглядит рассказ о струнных инструментах:
А вот о духовых:
Было бы нелогично и несправедливо, если бы в книге о классическом оркестре отсутствовал бы отдельный рассказ о человеке, который собирает всех воедино и из звучания отдельных инструментов создает музыку, - о дирижере. Ему посвящен целый разворот:
В конце есть алфавитный указатель:
И еще список композиций, предлагаемых для прослушивания: