Про Кадашевскую слободу
Экскурсия в музейКто давно меня знает, знает, что я имею особенность "фанатеть". Я влюбляюсь в место , зачатки разума погибают под атакой эндорфинов и я пропадаю. А еще если мне очень понравилось, то я читать начинаю "по теме" много.
Окончательно и бесповоротно.
Кадашевская слобода:
Зинаида Петровна и Инна Владимировна.
Люди из другого мира, из параллельной вселенной.
Я уже писала тут:
https://www.babyblog.ru/user/summerkate/3257093
Тут
https://www.babyblog.ru/user/summerkate/3259389
Сегодня буду рассказывать, как мы чай пили.
Мы его и у кухарок пили, и к купцам заглянули, и к обедневшим дворянам.
И конечно ТАК ЧАЙ Я НЕ ПИЛА ЕЩЕ НИКОГДА!
И еще я не видела, как выходит огонь из самоварной трубы)
А еще я все время считаю, что "наши дети", дети "музейной пятницы": Дима, Каролина, Артем, Даша, Ксюша и все другие тоже, чудесные дети, воспитанные, законсервировать и под стекло. А на самом деле отправь их в начало двадцатого века и на них пальцем будут тыкать - невоспитанные ужас. Девочек за руку к столу не приглашают, танцевать мазурку не умеют, за столом болтают, локти на столе, чашку ко рту подносят неправильно, печенки и те, не так кушают) Маугли, а не дети)
Конечно, времена изменились, условностей много ушло. Но вот наверное, то что раньше дети не ломились к столу, не болтали понапрасну, не хватали конфеты горстями - это очень правильно.
И ложкой по лбу неслуху тоже правильно)
Буду своего Маугли дрессировать)
Посидела в Яндексе и немножко выдержек:
Чаепитие в Москве - это не просто чаепитие, а явление. Причем явление неординарное, своеобычное, истинно и исключительно московское. Недаром в прошлом и в начале нынешнего века было широко известно и употреблялось по всей России выражение-термин московское чаепитие. В прежние времена жители почти каждой российской местности, губернии, города имели свои прозвища, и москвичей дразнили чаехлебами, признавая таким образом московское чаепитие их характерной чертой. Впрочем, москвичи на это прозвище не обижались, поскольку было оно справедливо и по сути своей для москвичей необидно.
. В Москве же хозяева предлагали гостям за чайным столом чувствовать себя свободно - «без церемоний» (приглашение «пожалуйста, без церемоний» держалось в старых московских домах вплоть до войны, и сейчас еще, правда очень, очень редко, вдруг услышишь его - и повеет старой Москвой…)
В сороковые - пятидесятые годы XIX века появилось словосочетание «на чай». «В Москве редко просят на водку, всегда на чай»
В «Толковом словаре» под редакцией Д. Н. Ушакова (1940 г.) объясняется: «На чай (давать, брать) - награждение за мелкие услуги сверх жалованья (дореволюционный обычай)». Но языковед поспешил: обычай, казавшийсяемуизжитым, и выражение - ушедшим из живого языка (как, впрочем, и приветствие «чай да сахар!», снабженное пометой: «устар.»), продолжали существовать, и, более того, лет десять - двадцать спустя само явление «награждение за мелкие услуги» и выражение «на чай», наряду с термином «чаевые», возникшим на грани XIX и XX веков, захлестнули страну, и в «Словаре русского языка» 1984 года «чаевые» и «на чай» фигурируют уже как общепринятые современные выражения, без всяких помет и оговорок, хотя, наверное, стоило бы пояснить, что теперь это не «плата за мелкие услуги», а узаконенные обычаем поборы, не имеющие к «услугам» никакого отношения.
М. Н. Загоскин в очерке 1840-х годов «Первое мая в Сокольниках» рассказывает: «…И везде пили чай. Эта необходимая потребность нашего купечества, эта единственная роскошь наших небогатых мещан, это праздничное, высочайшее наслаждение всех трезвых разночинцев, фабричных, мастеровых и даже мужичков - наш русский, кипучий самовар, дымился на каждом шагу. Мы подошли к одному их этих самоваров, вокруг которого сидело на траве человек пять рабочих людей из крестьян и две молодицы в нарядных телогреях. Все они сидели чинно, попивали чаек, и не стаканами, а из фарфоровых чашек.
На Воробьевых горах, откуда, как известно, открывается лучший вид на Москву, до революции было множество «чайных садочков», которые держали местные крестьяне. Такой «садочек» представлял собой небольшую площадку, обсаженную кустами акации, на которой находилось несколько столиков с ножками-столбиками, врытыми в землю, и с такими же простыми, врытыми в землю лавочками. Чай здесь подавали в ярких расписных чашках, к чаю можно было заказать молоко, яичницу, ягоды - все свежее, из своего хозяйства, а также жареную колбасу. При садочках были «зазывалки» - женщины, которые уговаривали гуляющих зайти попить чая. «Чайные садочки» никогда не пустовали, и многие их владельцы, как говорили, от них нажили большие состояния.
В книге «Хороший тон», изданной в 1881 году, имеется специальный раздел «Чай».
Чай и маленький вечер отличаются один от другого только числом гостей - так как если оно превосходит 25 человек, то называется вечером, если же меньше, то - чай».
Чай и маленький вечер отличаются один от другого только числом гостей - так как если оно превосходит 25 человек, то называется вечером, если же меньше, то - чай».