Как привить «любовь к чтению»
Читальный залПро то, как привить «любовь к чтению» писали уже все. Ленивые и те писали.
Но меня часто спрашивают (не вру), правда часто:
- не читает, что делать?
- что читать, чтобы полюбил читать?
Или просто констатируют факт - НЕ ЧИТАЕТ.
То, что я сейчас извергну из себя относится к школьникам и именно в функции организма «читаю сам».
Сначала разберемся с фактом «НЕ ЧИТАЕТ».
Если ваш ребенок среднестатистический школьник, значит он читает. Он может не хотеть, не любить, рыдать над книжкой, ненавидеть Пушкина, но он читает.
Потому что у школьников есть волшебный предмет - литература, с юных лет вбиваемое в голову надо и «Пушкин наше все».
Так что успокойтесь, читает. Мороз и солнце, Мертвую Царевну (это то, что у сына сейчас в программе). Некое представление о классиках у любого будет. Скорее всего еще и портреты в классе приколочены намертво, так что даже в лицо бессмертных узнает.
Но книга выполняет не только образовательную и кругозорорасширятельную функцию. У книг есть еще прекрасные две функции:
- досуг
- развлечения
И вот ту, вы и ваши (наши) дети не совпадаете совершенно. Смиритесь с этим. Скорее всего вы произносите прекрасные речи:
- Я в твои годы……
Годы ваши уже не те.
Досуг стал иной - есть телефон, есть интернет и мир не в книгах, мир теперь электронный. Бороться с этим БЕСПОЛЕЗНО!
Можно ли сделать что то, что бы книга стала для ребенка развлечением и приятным досугом наравне с телефоном/планшетом и проч. проч?
Для начала вспомните себя в десять лет. И вспомните, что читали вы. Нравилось ли из это хотя бы 10% вашим родителям или они вздыхали и говорили:
-А вот мы в твои годы читали…..
Итак, я в десять лет читала «Школу ласковой долины», мы обменивались и тщательно прятали от родителей эротические энциклопедии «Харлеквин», еще я любила детские детективы про Нэнси Дру и Калле Блюмквиста.
А уже потом к университету в моей жизни появился Бунин, Тургенев и «Дворянское гнездо», «Гранатовый браслет», Чехов, Булгаков.
Я не читала модных Пелевина и Мураками. Зато на всю жизнь полюбила Даниэлу Стил и Шелдона.
В тридцать я прочитала Каренину.
Я по-прежнему не люблю Горького, Гоголя, Жюль Верна. Но я люблю О'Генри и современные иностранные детективы. Сейчас я читаю Ахерн, какую-то роматическую муть.
Должна ли книга давать пищу для размышлений? Должна.
Возможно ли постоянно читать книги и думать над ними? Нет.
Книги должны давать отдых душе, мыслям, дарить радость.
Ведь недаром книги делят на «легкие» и «тяжелые» и не только по весу.
Поэтому:
1. Функцию тяжелых книг у школьника выполняет ФГОС.
2. Функцию легких книг вы не контролируете. Он имеет права читать, то, что считает нужным.
А современный рынок под пункт два очень быстро встроился. Комиксы, книги по Майнкрафту, книги по Гравити Фолз - это то, что знаю я, то что регулярно читает МОЙ ребенок.
Я вижу, что берут дети в библиотеке :
- Коты воители
- Гарри Поттер
Девочки берут серию про Монстр-Хай.
И еще:
- заставлять читать можно только школьную программу (и то это вызывает во мне очень бурные протесты. Войну и Мир я так и не прочитала, зато посмотрела все экранизации)
- вспоминайте себя, честно признавайтесь себе в том, что в школьные годы понять и полюбить Достоевского практически невозможно (если вы любили, вы скорее исключение из правил)
- смиритесь с тем, что это поколение детей читать будет меньше, чем наше. Просто это так.
- посмотрите, чем увлекается ИМЕННО ваш ребенок, зайдите в магазин и купите книгу СТРОГО ПОД ЕГО УВЛЕЧЕНИЯ (не под соседского мальчика Мишу, Миша читал - ему понравилось - не подходит), а именно для вашего
Самое главное:
- книга должна дарить радость, а не давать подвод для скандала с родителями.
Все.
Ваша Е.С.
Приходите читать, рисовать, играть в комиксы, будет весело!
https://www.babyblog.ru/community/post/kskazok/541915