Логопед дефектолог нейропсихолог сообщество Логопе в
Логопедия и дефектология, психология . Логокроха
13 лет
Методика обучения произношению
методическая копилкаМетодика обучения произношению.
когда вы располагаете по крайней мере уже пятью звуками. При этом ребенок произносит довольно много слов, состоящих из большого количества звуков. Часть этих звуков в словах он произносит точно, часть заменяет другими, близкими по звучанию, а часть пока опускает.
Определяющим является не наличие определенных звуков, а произношение целого слова, воспроизведение его структуры. Используйте эти звуки и их возможные сочетания для формирования у детей выразительности речи: учите их менять место ударения, тембр, высоту голоса, передавая вопросительную и восклицательную интонацию:ПУпупу-ПУ! ТАтата-ТА! папа-ТА!ап-оп,ап-оп; тот-тот, подпрыгивая:Опа-Опа-ОП!. Вы наклоняетесь, приложив руку к уху и с вопросительной интонацией говорите: а? а? а? или на лице радость, интонация восклицательная:ааа!; вы грозите кому-то пальцем, интонация осуждающая:ай-ай-ай!.У ребенка может сразу не получится АЙ-АЙ, он будет говорить А-А-А,но при этом грозить пальчиком и интонация будет близка к вашей.
Переходим к описанию работы по вызыванию звука М. Она необходима и в том случае, если ребенок произносит звук с дефектом: мпампа, папа, мбамба вместо МАМА ( это закрытая гнусавость).
Чтобы звук М произносился правильно, нужно использовать плавные движения: из положения руки в стороны или руки перед собой медленно опускать их вниз; медленно скользить одной рукой по другой руке, опускаясь от плеча к кисти или поднимаясь от кисти к плечу; медленно скользить одной рукой (или обеими руками) по телу - от плеча к бедру и т.п.Звук произносится длительно ММММ. Этот звук обычно легко вызывается слухо-зрительно; трудности чаще возникают у малышей 1-2 лет.
Получив изолированный звук, важно предотвратить появление дефекта при его соединении с гласными.Для этого нужно говорить звук протяжно МММММА. При этом используем два движения: скольжение правой рукой по левой (М) и разведение рук в стороны (А), получится слитный слог ММММААА. Не забывайте давать ребенку микрофон для самопрослушивания.
Подготовкой к введению слова МАМА может быть произнесение слогов МА, МА, МА с помощью движений обеих рук попеременно: правая рука поднята в сторону на уровень плеча и плавно опускается вниз -ММММА; снова действует правая рука, затем левая и т.д. Потом в стороны поднимаются обе руки, медленно опускаются вниз, и произносится целое слово МАМА (на одном движении, первый слог нужно произносить выразительнее). Если на одном движении не получится, то вернитесь к двум последовательным движениям, переходящим плавно одно в другое, без перерыва, так чтобы слово не членилось на слоги.
Слово МАМА должно четко ассоциироваться с образом матери. Первое время(довольно долго) ребенку следует помогать пользоваться движениями.
И последний этап - произнесение слова МАМА без сопровождения движений. Следует иметь в виду, что для исправления дефекта звука М можно прибегать не только к движениям. Когда у ребенка сформировано умение произносить этот звук, то бывает достаточно сказать слово со звуком М в микрофон, выделив этот звук: МММММА, ДОММММ, ТАМММ.
Обращаем внимание на то, что при обучении детей, особенно при первичном знакомстве с каким-либо звуком, слогом или словом, взрослый сначала дает образец произношения того или иного фонетического эдеиента, чтобы малыш знал, чем он будет заниматься. А затем обучение протекает в такой последовательности:
1. Совместная деятельность взрослого и ребенка - ребенок говорит и производит движение вместе со взрослым (это длительный этап, особенно в первые два года жизни); это называется сопряженным произношением (проговариванием).
2. Отраженное проговаривание - ребенок произносит тот или иной звук, слово вслед за взрослым, т.е. сначала они говорят вместе, а затем ребенок говорит один.
3. Самостоятельное воспроизведение материала.
В произношении ребенка появились слова со звуком М: МАМА, ДОМ, МУ, МЯУ, ТАМ. Работать с ними можно за столом, без движений. Произнесение слов, трудных для ребенка, можно вынести на фонетическую ритмику.
Со словом ТАМ проводится следующая работа. Возьмите куклу и на глазах ребенка посадите ее в дальний конец комнаты, а кошку - ближе к себе. Взрослый и ребенок, как всегда на ритмике, располагаются друг против друга, стоя. Взрослый спрашивает ребенка, выражая всем своим видом и интонацией вопрос: "Где ляля?" - и оглядывает комнату. Как правило, дети быстро ориентируются в ситуации и радостно говорят: "Ляля!" Ляля!" - показывая при этом пальчиком на сидящую куклу. Вы радуетесь: "А! Ляля! Ляля там!" - и делаете выразительный жест в сторону куклы.
Затем идет работа со словом ТАМ: энергичное движение одной рукой в сторону куклы (слог ТА); переходящее в плавное движение ладони вниз (МММ): ТАМММ. При самостоятельном произнесении у ребенка может разрушаться структура слова: или выпадает первый взрывной звук Т ( получается АМ), или последний звук М (получается ТА). В зависимости от характера нарушения следует выбирать нужное движение: или усилить резкость движения в нвчвле слова для восстановления звука Т, или усилить длительность звука М, подкрепляя его плавным движением. Слово ТАМ нужно сразу включать в состав фразы Ляля там. Фраза произносится слитно, без паузы между словами (ЛЯЛЯТАМ).
Затем взрослый спрашивает: "Где мяу?" Ребенок отвечает: "Мяу! Мяу!" - и показывает на кошку. "Мяу там?" (жест в сторону куклы). Нет - мяу тут" (указательный жест в сторону близко сидящей кошки). Происходит работа со словом ТУТ. Это слово трудно для произношения, поэтому на начальном этапе можно говорить ТУ или УТ.
Лена
интересно,а откуда взято или вы автор, это для неговорящих или для потерявших голос
21.06.2012
Ответить
Логопед дефектолог нейропсихолог сообщество Логопе
нет,автор не я,с одного речевого сайта,автор не указан был
04.07.2012
Ответить