Подростки и система Монтессори
ТеорияНедавно была на семинаре по школе в Монтессори-центре в г. Долгопрудный, там после семинара анонсировали мероприятие, на которое попасть мне страшно захотелось, но, увы, нет ни времени (хотя это решаемо), ни денег (это уже не решаемо). Но даже сам анонс семинара показался мне весьма и весьма информативным, поэтому я сохраню текст здесь.
Ведущий Сэм Роткер - руководитель Монтессори-школы ERDKINDER.
Полный на сайте "Семицветика", но текст без организационной информации о мероприятии я продублирую под катом. Разумеется, там темы только обозначены, раскрываться они подробно не будут, но и это уже не мало, правда?
I. Сейчас более чем когда-либо: почему нам нужно больше Монтессори-программ для подростков
A. Как общество и традиционная школа упускают подростков.
Восприятие подростков: многие люди не воспринимают подростков положительно. Это следствие многих факторов, не последним из которых являются наши собственные негативные воспоминания об этом периоде жизни. Особенно это касается школьного опыта.
Технологии и подростки:
- Власть социальных сетей: подростки особенно подвержены влиянию заманчивых социальных сетей и могут впасть в зависимость от них.
- Сексуализация: подростки видят в своих телефонах то, что раньше люди узнавали только в брачную ночь.
- Мой опыт учителя старших классов в государственной средней школе: как совместить несовместимое?
B. Характерные особенности подросткового возраста.
Возможности и юношеский пыл: может ли еще кто-то испытывать эмоции так же сильно, как тинэйджер?
«Социальный новорожденный»: и вы думали, что дети в начальной школе социальны….
Сенситивность: подросток - звезда программы, а остальные - зрители.
II. Элементы подростковой программы
A. Начало работы.
Удовлетворяя потребность в обществе:
- растет ли ваша школа?
- много ли в вашей округе начальных школ, которые могли бы поддерживать подростковую программу?
B. Окружающая среда.
- Отдельное место: подросткам нужно собственное пространство
- Руки в земле: есть ли у вас место, где они могут работать с землей или вам нужно сделать «городской компромисс»?
- Общество: имеются ли ресурсы, способные помочь вашей школе стать успешной или вам придется стать одиноким волком в степи?
C. Кадры.
Руководители: мыслят глобально.
А) руководители должны иметь комплексное представление. Это целостный и долголетний подход.
Б) руководитель как материал в окружающей среде. Мы не просто наблюдаем, но сотрудничаем.
Специалисты: эксперты в действии.
А) как мы можем привлечь профессионалов в наши классы? В силу того, что наши подростки изучают различные роли в социальной и экономической жизни, им необходимо встречаться
с людьми, которые уже взяли на себя эти роли в обществе, чтобы учиться у них этому напрямую.
III. Учебная программа: Целостный подход, работа в данной микроэкономической среде.
A. Микроэкономический аспект: вступление в общественную жизнь
В системе Монтессори считается, что производство и торговля являются фундаментальными в развитии общества. Подростковая программа разработана для того, чтобы дать опыт в этой сфере через организацию бизнеса в классе.
B. Виды общественной деятельности и гуманитарные науки: долговременные проекты в рамках учебного плана.
Виды общественно полезной деятельности: это научно обоснованныеизыскания, целью которых является удовлетворение потребностей общества. Обычно в их основе лежат микроэкономические исследования. Например, органическое земледелие, основы химии на кухне, исследование рек, производство мыла, разведение цыплят, кроликов, пчеловодство, вермикультивирование(выращивание земляных червей), нутрицевтика (наука о питании), детское развитие, и изучение экосистем рек.
Гуманитарные науки: это культурологические исследования,
в которых человеческие цивилизации изучаются при помощи инструментов, соответствующих особенностям подросткового возраста. Имеется годовойисследовательский цикл, начинающийся с зарождения сельского хозяйства, классической эпохи и до настоящих времен. Гуманитарные науки включают изучение Месопотамии, Додинастическогопериода Древнего Египта, ДревнегоКитаяв период династии Хань, Классической Греции и Александрии, Майя, Эпохи великих географических открытий , колонизации, международных отношений, идей образования и мир во всем мире.
С. Математика
Инструмент для исследования: мы используем математику для изучения видов деятельности и гуманитарных наук. Это позволяет понять как исторический, так и практический аспекты математики. Студенты разных уровней могут быть вовлечены в процесс посредством проектных работ. Например, студент, находящийся на начальном уровне обучения математике, может измерять грядки и определять их площадь, а более продвинутый студент использует квадратное уравнение для определения оптимальных параметров ограждения при строительстве курятника.
D. Творческое самовыражение
Возраст страсти: Существует причина, по которой несчастные влюбленные Ромео и Джульетта решились исполнить свои замыслы. Это возраст, когда искусство и музыка на самом деле начинают говорить с вами. Это возраст, когда вы прекращаете слушать музыку родителей и поп-радио. Это возраст, в котором нужно давать выход эмоциям. Мы предоставляем как можно больше возможностей для творческого самовыражения, потому что оно все равно будет иметь место, хотим мы этого или нет!
E. Семинар в стиле Сократа
Подростковый возраст - это время ставить под сомнение важнейшие моральные вопросы. Мы даем зеленый свет для цивилизованного обсуждения этих идей, как и любой другой темы, представляющей интерес для нашего сообщества.
IV.Сообщество
Какова наша Цель? Цель Монтессори-образования заключается в созидании человека, готового стать гражданином своего времени и места. И, представления об обществе, сопровождавшие студента, пока он получал опыт внутри системы Монтессори, должны найти внешнее выражение. Было время, когда было достаточно являться частью школьной общины, но теперь подросток готовится к вступлению в общество за рамками школы.
Таким образом, подросток должен теперь брать на себя большую ответственность за сообщество, в котором он живет и которое, как он теперь понимает, является частью чего-то гораздо большего. Подросткиначинают осознавать, что, если раньше им нужно было приносить пользу их школьному сообществу, то теперь они должны быть полезными для всего общества. И здесь начинает работать микроэкономический аспект. Мы считаемся полезными для общества только тогда, когда мы соответствуем его потребностям.
Источник: