Войти Регистрация
Организация занятий с детьми
Дом должен быть местом отдыха, источником вдохновения, зоной терапии. Именно дома, мы должны восполнять запасы энергии, жизненных сил и радости. Именно в нашем сообществе, мы будем учится находить краски жизни и минимизировать бытовые заботы, с помощью инструментов планирования, организации времени и пространства и искусства минимализма.
393 участника, 116 вопросов

Система организации материалов для занятий с детьми на неделю -"7 папок"




Хочу с вами поделиться простой, но как оказалось, эффективной системой организации материалов на неделю, для занятий с детьми, под кодовым названием "7 папок".
А также, нашим новым недельным планом занятий и некоторыми книгами и материалами, которые мы используем сейчас.
Вот уже несколько недель, я ее тестирую, и при наличии экстремальных ситуаций в нашей жизни (различных поездок и плохого самочувствия), еще ни разу не было пропуска в занятиях. Так что можно говорить, о гарантированном результате.
Можно было конечно, написать суть этой системы - всего в одном предложении, но получился большой такой пост обо всем сразу.

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ БУМАЖНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ НА НЕДЕЛЮ

Эту замечательную идею, я встречала не раз в глобальной сети, единого автора назвать довольно сложно (будем считать, что вселенский материнский разум единовременно всем нам подсказал, как организовать регулярные занятия с детьми).

Так что, я немного ее усовершенствовала и подогнала под наши с Андрюшей ежедневные занятия.

Итак, в чем плюсы системы "7 папок":

1. Вы сами составляете материал, который соответствует возрасту, интересам и способностям именно вашего ребенка.

2. Доступность материала. Сейчас существует много детских пособий, творческих тетрадей и иных материалов, разработанных специально на определенный возраст ребенка, и материалов по определенной методике развития ребенка. Все это можно использовать для занятий на каждый день.

Их можно:
- купить в книжных и детских магазинах и заказать в интернет-магазинах,
- бесплатно скачать в интернете и распечатать ,
- сделать самостоятельно на компьютере или нарисовать/склеить/вырезать и т.д. (на это потребуется дополнительное время).

3. Минимум времени на подготовку.

Вы потратите время только на поиск материалов и на то, чтобы их распечатать (или разрезать готовые варианты) и положить в папки. У меня уходит, около 30 минут на составление комплектов 1 раз в неделю (главное, подойти к этому делу - без фанатизма).

4. Это простая и понятная система организации занятий, суть которой в следующем:

- В 7 канцелярских папок содержится набор готовых заданий на каждый день недели.
- Для подбора материалов, есть "Список-памятка заданий, которые можно положить в папку".
- Подбор материалов и наполнение папок производится 1 раз в неделю.
- Каждый день, вы спокойно занимаетесь в течении дня по готовым материалам из 1 папки.

5. Мобильность занятий. С папками можно заниматься где угодно:
- в гостях у бабушки,
- в дороге,
- в очереди в детской поликлинике,
- на даче и т.д.

Всегда удобно кинуть папку в сумку, захватить мини- наборчик карандашей, и ваши собственные "занималки в дороге" будут развлекать и развивать ребенка.

КАК ОФОРМИТЬ ПАПКИ

1. Я взяла 7 канцелярских папок на кнопочках (размер чуть больше А4).
2. Вырезала из календаря цифры и дни недели и наклеила (можно написать от руки или напечатать на компьютере, кому как нравится).



СПИСОК-ПАМЯТКА ЗАДАНИЙ НА НЕДЕЛЮ ПО ВОЗРАСТУ
Чтобы не запутать ребенка, и не запутаться самой в разнообразии материала, проще всего сделать 2 вещи:

1. Узнать, какие знания и задания нужны ребенку на сегодняшний день и соответствуют возрасту ребенка (главное не отвлекаться и не собирать лишнее). Можно составить список, для себя (таких сейчас полно в интернете, они обычно называются примерно так: "Что должен знать и уметь ребенок 3-4 лет").

2. Составить список-памятку, какие задания можно положить в папку (потом будет проще подбирать материалы, подглядывая в такую памятку).

В этот список, я включила те задания, которые:
- можно распечатать на принтере,
- или вырезать из пособий по развитию,
- карточки,
- пазлы и т.д.

Т.е. - все то, что можно положить в папки.

Из этого списка, не обязательно выбирать все задания - достаточно 1 задания из категории, которые подходят для ребенка.



Полный список-памятку можно скачать здесь.
ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ НА КОМПЬЮТЕРЕ



Так как большинство всех материалов, я скачиваю в интернете и распечатываю на принтере, то для их хранения, у меня есть соответствующая папка в компьютере.

Если вы тоже пользуетесь щедростью глобальной сети, то после того, как вы определились, какие задания нужны вашему ребенку и составили для себя список-памятку, можно переходить к организации этих материалов на компьютере:

1. Создаем папку "Занятия на неделю", а в ней - папки, где будут храниться задания по разным категориям.
2. Лишние задания, которые больше не нужны - сразу удаляются, чтобы не захламлять компьютер.
3. Материалы, которые еще пригодятся - отправляются на облачное хранилище.

У меня, получились вот такие папки для материалов на компьютере.





ВРЕМЯ НА ПОДГОТОВКУ

ПОДБОР И КОМПЛЕКТАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ. В воскресенье (1 раз в неделю), я собираю в папки материал по 1 заданию, из категории:
- скачиваю из интернета, распечатываю (здесь главное, выключить перфикционизм и не застрять в интернет-серфинге, поэтому помним, о том, что нужно скачать в данный момент)
- вырезаю из покупных пособий и тетрадей.

ПОКУПКА МАТЕРИАЛОВ. Примерно 1 раз в месяц, я покупаю тетради и альбомы в интернет-магазине, которые считаю необходимыми, их обычно хватает на месяц. Их остается разделить на листочки.

На самом деле, время на это уходит очень мало (даже если вы скачаете из интернета 1 лабиринт, 1 раскраску, 1 книжечку и 1 стишок - вы уже подготовились к занятию)!

Значит завтра, уже не нужно будет в спешке перебирать кучу пособий и хвататься за все подряд, и думать, что ваш ребенок отстал в развитии на 20 просмотренных карточек от сверстников.

ЧТО У МЕНЯ В ПАПКАХ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Помимо книг, детских энциклопедий и стихов для занятий, я пользуюсь различными пособиями и творческими тетрадями.

Например, сейчас в папке для сына вот такой набор заданий на день:

- 1 задание по математике,
- 1 упражнение на работу с ножницами,
- 1 упражнение по работе с бумагой,
- наклейки,
- 1 раскраска и задание по изучению цветов,
- 1 книжечка со стихами или распечатка стихов
- 1 детская энциклопедия, наши любимые - с окошечками (если большая книга- лежит рядом в контейнере или распечатка книги)
- 1 сказка для вечернего чтения (тоненькая книжечка или распечатка)
- набор карточек (животные, предметы, цветы, транспорт и т.д.)
- задание на логику (лабиринты, доводилки и т.д.)
- задание по английскому языку (карточки, стихи, буквы и т.д.)


____________________________________________________________________________

Теперь, подробнее о материалах для наших занятий.

ТЕТРАДИ KUMON
Мне очень нравится серия тетрадей Kumon 2+ .

В каждую папку на неделю, я кладу:

- 1 задание Kumon "Давай рисовать"+ восковые мелки
- 1 задание Kumon "Давай клеить" (с наклейками) + клей
- 1 задание Kumon "Давай вырезать" + детские специальные ножницы для обучения вырезанию
- 1 задание Kumon "Давай сложим картинку"

Важно класть задания в том порядке, в котором они даются в тетрадях, так как они распределены по степени усложненности.

Таким образом, каждый день отрабатывается различные навыки:
- работа с ножницами,
- простые оригами для малышей,
- рисование и изучение цветов,
- и работа с клеем и наклейками.


Сейчас, мы уже перешли на другую серию Kumon, которая соответствует нашему возрасту.
Кстати, в интернете сейчас можно скачать эти тетради (правда на английском языке, но суть заданий от этого не меняется).



НАБОР КАНЦЕЛЯРСКИХ ТОВАРОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

Чтобы не бегать по комнате в поисках нужных карандашей и ножниц, когда ребенок требует новой порции заданий, к папкам, я положила небольшой контейнер с канцелярскими товарами, которые понадобятся каждый день нам для работы:

- специальные ножницы для обучения вырезанию (а также, ножницы для меня, чтобы мы вместе все делали)
- восковые мелки
- цветные карандаши
- простой карандаш для малышей (для подготовки руки к письму)
- мини-фломастеры
- клей-карандаш

Контейнеры очень компактные и их удобно хранить.


ТЕТРАДИ ДЛЯ РИСОВАНИЯ
Сейчас много тетрадей для творчества и рисования, все слышали про "Большую рисовалку" и Большую калякалку" от издательства "Клевер". И вот мне недавно, удалось напасть на аттракцион безмерной щедрости от Фикс-прайса и купить целую коллекцию мини-вариантов этих рисовалок.


Я взяла все, включая те, которые предназначались "для девочек", потому что особого отличия от этих тетрадей "для мальчиков", я не нашла.
Так как они мини-формата, я положила в каждую папку на неделю по 1 тетради (мы в них выполняем 1-2 задания, по желанию).

АЛЬБОМЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ТАРО ГОМИ




ТЕТРАДИ И КНИГИ С ЗАДАНИЯМИ О.ЗЕМЦОВОЙ


Это популярные тетради и книжки О.Земцовой, с заданиями для дошкольников на различные темы (логика, подготовка руки к письму, всевозможные тесты и т.д.).


МНОГОРАЗОВЫЕ ТЕТРАДИ ИЗ СЕРИИ "ВПЕРЕД МАЛЫШ!"


В этих тетрадях из серии "Вперед, малыш!" можно выполнять задания, рисовать, писать, а потом стирать. Есть задания на развитие логики, рисование по точкам, подготовки руки к письму и английский алфавит.

ПАЗЛЫ



Можно класть в папки по 1 пазлу в день из покупных наборов, или распечатать на принтере (лучше сложить в прозрачный файл, чтобы не потерять детали, а потом положить его в папку). Такие наборы, я брала в Фикс-прайсе.


НАКЛЕЙКИ

Из последних приобретений, мне понравилась вот эта серия "Мой первый учебник ответственности", которая совмещает мини-детскую энциклопедию о домашних питомцах и наклейки.



Эта серия, есть в Лабиринте, но я покупала эти книжечки в Фикс-прайсе, по соответствующей цене, поэтому, получился супер-бюджетный вариант для ежедневных занятий.
Правда, она немного меньше в размерах, но функцию свою для наших занятий полностью выполняет. Так в день мы изучаем 1 животное и как за ним ухаживать, его виды и особенности, проходим задания, которые есть в книжечках и клеим наклейки.

СЕРИЯ "СУПЕРНАКЛЕЙКИ"

Из этой шикарной серии наклеек, я скупила все, что предназначалось авторами "для мальчиков", но не удержалась и взяла еще "Королевский дворец" , потому что это прелесть, а не книжечка!


При том, что они качественно сделаны и интересны для ребенка, у нас возникли сложности, определенного характера - если я давала Андрюше книгу, он тут же все наклейки приклеивал, куда ему захочется, и познавательный и развивающий момент пропадал.
Поэтому, мне приходится вырезать по 1 развороту, аккуратно склеивать скотчем и в комплект, вырезать наклейки, только для соответствующих страниц. В этом случае, занятие получается продуктивным - спортсмены в форме, рыцари при мечах и шлемах, а во дворце вся мебель на своих местах.



ЗАДАНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


В качестве заданий по английскому языку, мы читаем и рассматриваем с Андрюшей детские книжечки (например, серия книг М.Салищевой "Английский с рождения"), собираем пазлы с английским алфавитом и смотрим карточки со словами и предметами (например "Робинс").



КАРТОЧКИ

Эта серия, с непрезентабельным названием "Раздаточные карточки", обошлась мне практически даром (по 15 рублей за набор), но при этом, картинки и сам картон - качественные и ими удобно пользоваться.


В серии много различных тем - животные, фрукты, овощи, ягоды, растения, цветы садовые и полевые, грибы, птицы, транспорт, бытовые предметы и т.д.
В папку я кладу 1 набор подобных карточек (обычно хорошо ими комплектовать тематическое занятие).
На некоторых, с обратно стороны надписи сделаны на английском языке.

Например, мы с карточками животные подбираем пару из наших игрушечных животных. С другими карточки - обсуждаем нарисованные предметы, изучаем цвета, изучаем новые слова, играем в логический ряд и т.д.

РАЗВИТИЕ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ И ПОПОЛНЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА



Эти книги из серии "Первые книги малыша. Учим новые слова", с картинками по определенной тематике, развивают словарный запас (мы их изучали с 2 лет). Сейчас, все слова из этих книг Андрюша выучил, и мы составляем короткие рассказы по картинкам и беседуем, ищем предметы, которые сбоку изображены на разворотах книги, смотрим изменения природы весной и в другие времена года.


ЧТЕНИЕ И ПЕРЕСКАЗ


Для вечернего чтения и пересказа, я использую тоненькие книжечки, например, серию книг про медвежонка Паддингтона (они как раз помещаются в папку хорошо). Это любимый герой у Андрюши, поэтому, на неделю в задания я кладу еще и раскраски с этим медведем.



"СЕЗОННЫЕ" КНИГИ

Это контейнер с книгами, которые я бы хотела регулярно с ребенком просматривать определенное время. Например, книги и энциклопедии о весне, книги о распорядке дня и бытовых навыках и т.д.


СЕЙЧАС, ДЛЯ НАС "СЕЗОННЫМИ", ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ КНИГИ:

1. Детская энциклопедия с окошечками "Я все умею сам" , Ю.Глазыриной от изд."АСТ" (с помощью нее, мы изучаем распорядок дня и бытовые навыки). Тут, кстати, помимо бытовых навыков есть идеи для игр и занятий.

2. Иллюстрированная энциклопедия "Времена года" (в ней, мы изучаем и сравниваем изменения природы в каждом месяце, изучаем времена года).

3. "Весенняя книга" Ротраут Сузанны Бернер (это любимая "гляделка", поэтому мы рассматриваем ее, ищем предметы и сочиняем "весенние" истории про героев).

4. Энциклопедия "Мой день"(изд. "ОНИКС-ЛИТ"). Здесь информация не толькко в рамках "режима дня", но и обо всем понемногу.

5."Весна" находилка-развивалка Б. Минте-Кениг, от изд. "Питер" . Еще одна весенняя находилка со словами на полях, здесь можно найти кроме рассказов и картинок о весне, еще и интересные для творчества и детских опытов.
6. "Наша погода" Вайнхольд Ангела из любимой серии "Зачем?Отчего? Почему?" (изучаем погоду, природные явления и т.д.). О ней, я писала подробнее вот здесь.



У нас собраны почти все энциклопедии с окошечками, из этой серии. Ими я на неделе вношу разнообразие в наши занятия, дополняю задания по определенной теме.



Таким образом, для занятий на неделю, у меня получается 2 контейнера с материалами:

1. Белый контейнер - в нем 7 папок с заданиями на каждый день + канцелярский набор для выполнения заданий.
2. Зеленый контейнер - набор "сезонных" книг, плюс книги для занятий на неделю, которые не поместились в папку.

Получается очень удобно, все всегда под рукой и ничего лишнего.



КАК БЫТЬ С ОСТАЛЬНЫМИ ЗАНЯТИЯМИ?



Книги собраны, бумажные занятия подготовлены, музыка и презентации на компьютере, а как же быть со всем остальным, что не поместится в папке и на полке?Как их организовать, чтобы не забыть?
Раньше я писала всевозможные списки, чек-листы и устраивала тематические недельки. Сейчас времени меньше, поэтому , мне проще прописать заранее, чем можно заняться на неделе и повесить план на магнитную доску.

Наши занятия, я распределила в таблице, которую предложила в своем марафоне планирования, Алла.
Чтобы было легче составлять план и не тратить много времени на подготовку, я совмещаю похожие задания, например - понедельник, в категории "Естествознание" находится опыт "Вулкан", а в категории "Творчество" - "лепка из пластилина". Т.е., сначала мы лепим из пластилина сам вулкан вместе с ребенком, а потом я ему показываю сам процесс опыта. Или, во вторник - играем с животными, обитателями льдов и заодно, лепим из самодельного снега.


Чтобы не тратить время на придумывание чем можно заниматься на неделе, к таблице прилагается такой список с вариантами занятий, которые можно вставлять в ячейки таблички (скачать можно здесь.).






Комментировать

Комментарии

Айсылу Хисматова 4 июля 2019, 22:00
Россия, Набережные Челны

У Вас замечательная статья😊всегда восхищалась такими творческими людьми,как Вы. Спасибо что делитесь своими открытиями и задумками.

Почему то ссылка на памятку не открывается, не могли бы продублировать на почту aisyluna@mail.ru

Ответить
Вероника Губина 15 января 2019, 21:29
Казахстан, Тараз

А сколько сейчас вашем деткам? Как вы всё успеваете? Какой у вас режим?


Ответить
Россия, Таганрог

Интересная система. Но у меня основная проблема не в выборе заданий на сегодня, а в организации одновременного занятия для троих разновозрастных детей. Ориентируюсь на старшего (7 лет), средний старается не отставать, но многое не тянет (4 г и 5 мес), а вот дочка по настроению - либо пытается копировать братьев, либо "уходит" в свободное плаванье (2 г и 3 мес)

Ответить
Анел@ 24 ноября 2018, 10:45
Россия, Самара

вам бы взаимодействие между детьми наладить, легче будет.

Ответить
Ксюша Лекс Видели на сайте 4 июля 2019, 13:42 Модератор 17 февраля 2018, 13:42
Россия, Москва

Спасибо большое! Очень хорошо понимаю Вас!Такой формат, довольно сложно организовать конечно.А как у Вас к примеру, формат тематического занятия проходит? Если подобрать на одну тему для каждого посильное по возрасту задание?

Ответить
Россия, Таганрог

К сожалению, не получается. Пробовала несколько раз. Но мальчишки очень разные по характеру и желаниям. В одном лишь схожи - всем нужна мама. К примеру вчерашний день прошёл в таком ритме: среднему надо, чтобы я с ним рисовала, сам он этого делать не будет, я должна быть рядом и рисовать вместе с ним, дочка в это же время тащит книжку и просит (читай требует) почитать, рисовать она категорически отказывается. А старшему в это же время надо разгадывать ребусы и тоже без моей помощи никак. Очень для меня энергозатратны такие дни. К вечеру выжата. Одно радует - результаты моего времяпровождения с ними есть и заметны окружающим.

Ответить
Лидия 5 декабря 2017, 17:36
Россия, Кировский

Аплодирую стоя!!!!

Благодарю что поделились этой системой и своими наработками!

Ответить
Ксюша Лекс Видели на сайте 4 июля 2019, 13:42 Модератор 5 декабря 2017, 18:37
Россия, Москва

Спасибо большое Лидия!Я очень рада! 😊

Ответить
Мария 7 июня 2017, 06:08
Россия, Ульяновск

Спасибо, что поделились своей системой. У вас так все организованно. К сожалению, я никак не приду к такому подходу. Всегда мешает перфекционизм. В результате застреваю на самой подготовке. А занятия проходят в спешке.

Ответить