В Киеве обнаружили
очередную измену. Пока страна с изумлением наблюдала, как абсолютно
бескровно и безропотно от нее на глазах отплывает Крым, отдельные
чиновники, оказывается, способствовали укреплению военной мощи
«агрессора». То есть – России.
Попросту продолжали поставлять ей
продукцию военного назначения по давно заключенным контрактам.
Так, 13 марта, за считанные дни до губительного для «майданной
революции» референдума в Крыму, в РФ с украинского завода «Фотоприбор» в
Черкассах поступила партия прицелов, радиолокационных приборов и
приборов наведения для авиационной техники. Естественно, в Киеве
заявили, что не намерены впредь терпеть подобного. И объявили о полном
прекращении военно-технического сотрудничества с Москвой «до деэскалации
политического кризиса». То есть, скорее всего – на годы. Кому от этого
станет хуже?
Прежде чем ответить на этот вопрос, заметим, что как раз для Москвы этот
шаг неожиданностью не стал. Меры по исключению зависимости нашего ОПК
от политически ветреной соседки принимались и принимаются давно. Первым
за это дело в конце 90-х взялся еще маршал Игорь Сергеев, назначенный
министром обороны РФ.
Ему ли, недавнему командующему Ракетными войсками стратегического
назначения, было не знать, что лучшие наши межконтинентальные
баллистические ракеты делались в Днепропетровске на знаменитом «Южмаше»?
Но и тогда по властным коридорам Киева носились толпы взбалмошных
политиков, призывавших поскорее нырнуть в объятия НАТО. Случись такое –
ядерный щит России был бы поставлен в опасную зависимость от тех, на
кого нацелен. Допустить этого было нельзя.
И с подачи Сергеева финансовые крохи, которые страна все же выделяла на
модернизацию своих Вооруженных сил, шли всего по одному адресу. Морякам,
летчикам, пехоте, спецназу, танкистам – шиш. Однако так родился до
последней заклепки российский «Тополь-М». И наши РВСН почти забыли о
«Южмаше». Почти – потому, что обслуживание и продление ресурса еще
оставшихся в строю ракет советского производства все же осталось за
днепропетровцами. Но это уже не так критично.
Хотя, нужно признать, Москве до сей поры так и не удалось полностью
порвать эту еще советскую пуповину. По оценке главного редактора журнала
«Экспорт вооружений» Центра анализа стратегий и технологий Андрея
Фролова, «если смотреть по военно-техническому сотрудничеству, то
формально доля России составляет порядка 10% в украинском ОПК. Но,
например, основным импортером для таких компаний как «Мотор Сич» и
«Зоря-Машпроект» является именно Россия. Они поставляют в РФ
значительную долю своей продукции».
А что такое николаевская фирма «Зоря-Машпроект»? Ее детища –
газотурбинные двигатели для надводных боевых кораблей, заказами на
которые под завязку забиты все российские верфи (в частности, на этих
верфях строятся корветы проекта 22350, фрегаты проекта 11356,
проектируемые перспективные эсминцы проекта 21956). Свое производство
таких турбин нам еще лишь предстоит организовать.
Или что такое крупнейшая в мире запорожская фирма «Мотор-Сич»? Двигатели
для военных и гражданских самолетов и вертолетов. Например, для всех
модификаций Ми-8, Ми-171, Ми-24, Ми-35, Ми-26, Ми-28, Ка-27, Ка-29,
Ка-32, Ка-50, Ка-52… Объем рынка тут таков. По программе вооружений до
2020 года Россия намерена только ударных боевых вертолетов построить
1000 штук. Это значит, что в ближайшие годы нам необходимы 2000
двигателей ВК-2500 – по два на каждую машину. И еще 1000 таких же,
только запасных. Итого – минимум 3000 тысячи агрегатов.
Если «Мотор-Сич» отныне для нас отрезанный ломоть – что делать?
Останавливать российских вертолетостроителей? Надо сказать, что над этим
вопросом в Москве задумались не сегодня. И заранее на страх украинцам
занялись импортозамещением в этой чувствительной сфере. В Ленинградской
области компания «Климов» с нуля полтора года назад построила завод
«Петербургские моторы». 18 декабря 2012 года на нем целиком из
российских комплектующих собрали первый ВК-2500 для Ка-52 и Ми-28.
Проектная мощность «Петербургских моторов» - 600 вертолетных двигателей в
год. Правда, выйти на нее «климовцы» рассчитывают лишь в 2015 году. В
любом случае на всю страну это мало – ведь вертолеты строить придется не
только боевые и не только для армии. К тому же освоение сложнейшей
продукции, как можно понять из разрозненных сообщений, идет трудно. Но
хоть что-то свое в этой области у нас есть. Хотя, конечно, без
запорожцев придется солоно.
Вообще, крепко чесать в затылке предстоит всей российской
ракетно-космической отрасли. Потому что «Южмаш» по-прежнему производит
ракеты-носители «Зенит». С Украины до сих мы получали элементы систем
управления ракетами-носителями «Протон» и «Союз», а также «Международной
космической станцией». С КБ и заводом «Антонова» строим транспортные
самолеты Ан-140 и Ан-148. С ними же собираемся модернизировать Ан-124
«Руслан».
Даже для почти абсолютно российского новейшего военно-транспортного
самолета Ил-476 из соседней страны, по сведениям генерального директора -
генерального конструктора ОАО «Авиационный комплекс имени Ильюшина»
Виктора Ливанова, мы получаем по 35 готовых деталей, приборов и
агрегатов на каждый борт.
Заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве
РФ Олег Бочкарев в происходящем видит большие сложности, но не трагедию
для России:
- У нас по импортозамещению есть программы, они идут. Надо просто
немного быстрее их реализовывать. Ничего из рук вон выходящего нет.
Затруднения нам можно создать, но критичного ничего не будет. Просто
будем осваивать сами.
При этом не забудем: дубина любых санкций обязательно имеет два конца.
Если одним концом достанется нам, то другой сокрушительно врежет по
самой Украине. «Им конец просто», - так коротко, но емко спрогнозировал
будущее «оборонки» соседней страны вице-премьер правительства РФ Дмитрий
Рогозин.
Рогозин прав, конечно. Если Россия перестанет работать с той же
запорожской фирмой «Мотор-Сич», на улице разом окажутся примерно 27,5
тыс. сотрудников четырех заводов, входящих в эту компанию. Сочтут ли они
собственное неизбежное в этом случае нищенство достойным ответа Киева
«на Крым»?
Незамысловатые ребята в нынешнем украинском правительстве, возможно,
надеются, что «Запад поможет». Напрасно. Их предшественники уже
пробовали сотрудничать с НАТО по линии оборонно-промышленных комплексов.
Поощрительных слов из США и Европы всегда звучало много. Эффект -
нулевой. На рынке производства вооружений конкурентов никто не ждет.
Скажем, совместно с американской инвестиционной компанией Sigma Blazer
Киев собирался продвигать украинский грузопассажирский самолет Ан-140 на
западные рынки. Дело кончилось пшиком. Никому кроме России Ан-140
неинтересен до сих пор.
Потом украинцы договорились совместно с Германией работать в сфере
гидроакустики. Киевский НИИ гидроприборов создал вполне приличный
активный направленный радиогидроакустических буй. Однако тут же
выяснилось, что разработкой такой же продукции занимаются американские
кампании Ultra Electronics и Sparton. Более того – они монополисты в
этой области и конкурентов туда пускать не собираются.
Украино-германский проект был закрыт под политическим давлением
Вашингтона.
Позже выяснилось, что нуждаются в модернизации бывшие советские
вертолеты марок Ми, доставшиеся НАТО вместе с армиями стран Восточной
Европы. Киев, как хулиган Федя из «Операции «Ы» и других приключения
Шурика», с готовностью шагнул из строя претендентов: «Я готов, только
дайте!» Представил даже толковые технические разработки. Однако денежный
заказ достался Чехии, у которой подобных разработок и не было.
Киевский военный эксперт Тымчук по этому поводу сделал печальное
заключение: «За всю историю военно-технического сотрудничества Украины
со странами НАТО можно насчитать немало проектов. Но если начинать их
анализировать, поневоле приходишь к неизбежному выводу: среди них
фактически нет таких проектов, которые были бы успешными и приносили
выгоду украинскому ОПК. А потому о реальной пользе для ОПК Украины от
такого сотрудничества говорить не приходится».
Так что, дорогие работники украинского ОПК, выбор у вас незавидный: или
работать с Россией или .. Или вам «конец просто». Читайте Рогозина.
Наедятся своей самостийностью и начнут думать. Только простых людей жалко... Ведь те кто их зомбируют в любом случае голодать не будут. На 35млрд $, которые в помощь Украине могли отдать, думаю можно замещающее оборонное производство и в России развернуть. Рабочие места и деньги в России останутся.Юго-восток надеюсь не так пострадает и сможет вступить в ТС. Им то вообще за что все это?Запад готов ради неприязни ко всему русскому голодать - пусть голодает.
меня больше волнует медицинское оборудование, которое наши решили в ЕС больше не закупать и иглы импортные. а аналогов нет у нас. сегодня, 1 апреля, должны окончательно решить что да как((( жалко будет деток и тяжело больных.... и докторов тоже жалко. как лечить? как диагностику проводить? просто жесть
В другой теме обсуждали этот вопрос...там как раз этот документ показывали. Так вот....там речь шла о томографах/момографах и детских инкубаторах. Томографы - девушка сказала у нас делают свои. Говорит её знакомый какой-то там спец по ним. Шприцы это да...но девушка так же писала что вот для инсулинозависемых людей это кошмар - не знаю у меня родственники есть инсулинозависимые всем выдают инсулин уже в шприцах запаянный - зарубежные. Я не думаю что у нас их будут изготавливать. Все остальные предметы из списка касались стоматологии.Вообще документ звучал: "запретить закупку иностранных продуктов предназначенных для гос.закупок с целью развития Российского рынка" (как-то так). А если это частные благотворительные фонды - они могут без проблем закупать за границей сколько хотят.
Я не смогла осилить...увидела знакомые номера двигателей. Как работавшая в оборонной промышленности, могу сказать в Москве на заводе им. В.В. Чернышева (Тушино) вполне могут делать ВК-2500 и даже листовками занималась для ВК-3000 :) Еще у нас есть питерцы, которые интеллигентные и умные и могут тоже подхватить производство, я о заводе им. Климова. Может, это и к лучшему? А эти все связи с Украиной были рассчитаны на то, что мы все-таки партнеры и друзья, именно поэтому такой нехилый ломоть работы мы дали им...чтобы подзаработали? У нас в России все производства есть, создана ОАК, которая координирует...ну о чем думают украинское правительство...трудно предположить.
Да вот тут получается как в той поговорке "назло бабушке отморожу уши....".У нас тоже есть завод "Прибор" который работает на 20% мощности, есть и Таганрогский Авиазавод и ещё куча в Ростове оборонки...ничего через год, два - три выйдем на нужную мощность...а вот что будет с Украиной....Странные они. Надеются что пойдут в ЕС со своей оборонкой - но вот не уверенна что она там нужна! Переоснащать завод - это годы и нужны деньги....