О любви к Богу и ближним: как выражается наша вера
Библия - Слово БожьеАвтор: Епископ Домодедовский Евтихий (Курочкин)
Евангелие от Матфея (22,34-46.)
34 А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе.
35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
Мф (22,34-46.)
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! Аминь.
Сегодня, дорогие братья и сестры, в дневном Евангелии мы слышали очень важные слова о том, как выражается наша вера. Мы знаем по Писанию: «вера без дел мертва есть» (Иак.2,20). А какие дела по вере? Дела по вере – это исполнение Заповедей Божьих. И вот, ко Христу подошел некий человек, который спрашивал, искушая его. Но Христос ему отвечал просто, прямодушно, указывая на самое главное человеку, спросившему, какая самая большая заповедь в законе. Христос сказал, что самая большая заповедь – «возлюби Господа Бога нашего». Всем своим существом, чувствами, мыслями, стремлением, волею нашею возлюбить Господа Бога. Но эта любовь, дорогие братья и сестры, может выражаться только делами. Мы много можем себе говорить, что любим Бога, свидетельствовать перед другими, что любим Его. Но вот Христос нам показывает образец любви, любви Божией к нам, чтобы стало всё понятно. Нас призывает наш Творец любить не нечто неизвестное, неопределенное. Как мы можем возлюбить Бога, если Он невидим? Но Бог проявил Себя в отношении к нам конкретно. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
Посланный Сын Божий, знал, на что пришел. Не судить мир, а спасти мир. И спасти мир не только правильным отношением к Богу, правильным пониманием Его, но спасти мир ценою Своего личного страдания – и телесного, и душевного. Приняв на Себя грехи всего мира, Он страдал Своей душою за нас, грешных, за весь греховный мир человеческий, от создания до сегодняшнего дня и далее, до Второго Пришествия.
Как можно так возлюбить мир? Как его можно спасти? Для этого нужно хорошо знать человеческий мир. И никто не знает человеческий мир так подробно, так реально, как его Творец, для Которого не существует ни времени, ни пространства. И никакой объем знаний и памяти не может напомнить о человеке, не может понять замысел Бога, Который задумал и сотворил весь мир: видимый и невидимый. И что говорить, если ангельский мир гораздо превосходит видимый мир, а мы, познавая окружающий мир, создаем только теории, только удобные для нашего понимания мысленные построения, выводы, связываем их в цепочку знаний и говорим, что такое-то явление мы познали в окружающей природе. Но проходят несколько лет, иногда столетия, и появляется новая человеческая мысль, и оказывается, что всё прежнее знание было неправильным. Все это говорит, что наш мир необъятен, необъятен в своем крохотном микромире, от частицы, из которых создана вся материя, необъятен в своей могущественной величине. А как это можно реально ощутить – никому непостижимо и неведомо. Так вот, Творец всего этого могущества, всего этого непостижимого, конечно же, знает малейшую часть Своего создания – человечество, от начала и до конца. Каждого человека, который появляется на свет, как вспышка, и потом угасает, Господь настолько возлюбил, что принес жертву не просто за всеобщее человечество, а за каждого человека. И Он притчами, примерами показывал, как ему драгоценен каждый человек! И говорил: великая бывает на небесах радость об одной душе спасшейся. Образ такой любви мы видим в притче о пастыре, который оставляет девяносто девять незаблудших овец и ищет одну потерявшуюся овечку и, найдя ее, поднимает себе на плечи и несет, радуясь об одной заблудшей больше, чем о девяноста девяти незаблудших. Но больше того, дорогие братья и сестры, не только через притчи, а через саму жизнь, через само дело спасения человеков Иисусом Христом мы можем видеть величину и глубину Его любви к человеческому роду. Смирил Себя, «послушлив был, даже до смерти, смерти же крестной», которую Он принял среди малодушия своих учеников, среди зависти, среди оплевания, среди насмешек.
Такова, дорогие братья и сестры, Его любовь к человечеству. И нам Бога любить — значит, просто ответить на эту любовь, на любовь Бога к нам. И ответить на любовь, дорогие братья и сестры – значит, делать то же, что делал Бог по отношению к нам. Его терпеливость к нам, человеческому роду, Его прощение к нам, многократно отступающим от Него, забывающим о Нем, Его любовь, которая привела на крест пострадать за тех, кого Он полюбил. Мы знаем, дорогие братья и сестры, что Церковь на земле – это верующие во Христа, и верующие действительно, не мёртвой, а живой верою. Те люди, которые познали любовь к Богу, ее проявляют – это общество людей, именуемое Церковью Христовой, которая основана кровью святых мучеников. Это почему? Разве не важнее было — проповедь? Ведь без знания про Христа никто не может уверовать! Но говорится: основана не на проповеди, а на крови святых мучеников.
Почему так? Потому, дорогие братья и сестры, что эти мученики, которые пострадали и в древнейшие, и в последние времена, они доказали деятельно, что любят Бога и что ни за какие драгоценности, ни за какие блага жизни, ни за какие удобства жизни, даже за саму жизнь не отдадут этой любви к Богу и не изменят свою веру. Вот на чем основана наша Православная Церковь Христова – на свидетельстве людей верующих, засвидетельствовавших своей жизнью и смертью любовь к Богу.
Далее Христос говорил, что кроме любви к Богу, есть еще одна важная заповедь – «возлюби ближнего своего, как самого себя». И на этих двух заповедях, сказал Он, содержатся все заповеди и. Не прелюбодействуй, не кради, не злословь, не убий – все основаны на этих заповедях - любить Бога и ближнего своего. Есть заповедь о посте? Есть. Но на чем она основана? На любви к Богу. Не рассуждая, так Господь сказал, так постановил - значит, и мне надо поститься. О почитании дня субботнего, то есть, для христиан – дня воскресного, как дня, в который воскрес Иисус Христос из гроба – тоже заповедь, основанная на любви к Богу. Оторвались от всех дел для молитвы, для богомыслия и для доброго бескорыстного делания в один день недели. Ради чего это я буду делать? Так Господь установил, и ради любви к Нему я докажу свою любовь тем, что я это исполняю. И так далее, дорогие братья и сестры. А уж, конечно, о любви к родителям, о том, чтобы не убить и не завидовать, не пожелать добра ближнего своего и не красть у других – в этом и проявляется любовь к ближним нашим, и любовь к Богу тоже. Так тесно связаны эти две заповеди.
И вот, в нашей жизни, сейчас особенно, появляется много соблазнов. И соблазны, прежде всего, заключаются в том, что один учит так, другой по-другому, друг друга обличают, друг с другом спорят. Этих спорщиков уже неисчислимое множество. Подумать только, ежегодно две тысячи с половиной вер возникает в мире. Как тут не смутиться и как не заблудиться, и, как тут голова не закружится! Но, дорогие братья и сестры, как говорил Святитель Ириней Лионский, Православная Церковь – это сокровищница, в которую Святые Отцы положили всё необходимое для спасения человека. В этой сокровищнице Православной Церкви мы находим правильное учение о любви к Богу. Эта сокровищница – наша Православная Церковь Христианская, Святая Апостольская имеет право своим существованием претендовать на то, что она правильная, потому, что любовь в этой Церкви к Богу и ближнему засвидетельствована жизнью, страданием и смертью множества святых мучеников, которые действительно подражали самому Христу.
Стало быть, через вот это восприятие наследия, учения, традиции Православной Церкви мы имеем возможность найти путь ко Христу, и Ему подражать, и исполнять всё это в нашей жизни. И потому, дорогие братья и сестры, мы сейчас должны это прямо себе говорить и представлять, что любовь нашу к Богу мы еще можем доказать в этой жизни верностью своею Православной Церкви и тому, чтобы не поколебаться, не отступить от нее. И верность Христу мы можем познавать и доказывать тем, что будем учить историю Церкви, благоговейно относиться к Ее историческому наследию и не стремиться всё сделать, как нам представляется, а именно с благоговением, с почтением отнестись к тому, что уже есть. Ведь многое, возможно, мы не понимаем, и что, казалось бы, нам по-другому нужно переделать, происходит из-за того, что мы сами несовершенны, и нужно применять труд для того, чтобы это совершенство достигать, к нему стремиться, прилагать усилия. И в этом так же, дорогие братья и сестры, мы проявляем любовь к невидимому, непостижимому Богу. Для того Он и основал здесь на земле Церковь Свою, сначала Своею Кровью, на кресте пролитой, а потом и кровью святых мучеников, для того, чтобы было на земле действительно место для связи человека с невидимым и непостижимым Богом. И это место – не просто стены и камни, не просто украшения и позолота, а вся история, все вот эти наши бабушки и дедушки, которые посвятили свою жизнь этой Церкви, которые вложили в нее не только свои материальные силы, но и душу свою вложили в нее. Многие готовы были отдать за Церковь свою свободу и жизнь. И многие так и сделали. Потому, дорогие братья и сестры, мы через Церковь, приходя к Богу, имеем возможность исполнять заповеди Божии: любить Бога и любить ближнего своего. И эти две заповеди – они основные в нашей жизни. И, конечно, бывает у нас сомнение, бывают ошибки, но в главном мы должны никогда не сомневаться, никогда не колебаться и не отступать – это в любви к Богу и ближним нашим. Аминь!
Расшифровка: Ирина Круглова
© КЦ "Русская неделя"
Действия с Документом