ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ
ссылки на психологические ресурсы, полезная информация, статьи, тестыКризис это острое эмоциональное состояние, переживаемое личностью. В затяжном состоянии может повлечь за собой серьезные психологические и физиологические проблемы.
Нормативные кризисы это возрастные кризисы. Ненормативные кризисы – острые эмоциональные переживания, разделяющие жизнь человека на «до» и «после», травмы.
Экстренная психологическая помощь (ЭПП) оказывается пострадавшему сразу после воздействия травмирующего события, если его реакции являются нормальным ответом на ненормальные обстоятельства окружающей реальности (агрессия, апатия, суицид, депрессия и т.д.). В других случаях становится необходимой помощь психотерапевта (бред, галлюцинации).
Квалифицированная ЭПП оказывается только специалистами, имеющими специальное образование и прошедшими спец. подготовку. Реализуется в рамках здесь и сейчас и не может быть направлена на коррекцию имеющихся хронических расстройств. Помощь должна быть направлена на коррекцию актуального состояния, вызванного данной ситуацией. Используемые приемы и техники должны быть краткосрочными.
Цель ЭПП – регуляция актуального психологического, физиологического состояния и работа с негативными эмоциональными переживаниями, связанными с кризисным или чрезвычайным событием при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации.
Методы оказания ЭПП: НЛП, телесно-ориентированная терапия, арттерапия, краткосрочная позитивная терапия, суггестивные техники, рациональная терапия, релаксационные техники, методы саморегуляции.
Группы пострадавших:
1. жертвы – пострадавшие, изолированные в очаге ЧС;
2. пострадавшие непосредственно физически или материально, люди, потерявшие родных и близких или не имеющие информацию об их судьбе;
3. очевидцы (свидетели) – люди, которые остались невредимыми физически и материально, не потеряли родных и близких;
4. наблюдатели (зеваки) – вторичные пострадавшие, непосредственно не участвовавшие в ситуации, случайно узнавшие о происшествии и самостоятельно прибывшие на место;
5. телезрители;
6. специалисты, участвующие в аварийно-спасательных работах.
Правила общения с пострадавшими:
1. использовать приемы активного слушания, дать возможность человеку выплеснуть свои чувства;
2. строить речь в побудительном наклонении, избегать сложных предложений и словесных оборотов;
3. давать людям короткие четкие команды, избегая частицы НЕ;
4. контроль собственного эмоционального состояния, которое отражается в речи: не должны звучать сомнения, неуверенность и паника; речь не должна быть рубленой – плавная, медленная с элементами внушения;
5. рефлексия выражения своего лица (не допускать выражения страха, паники, страдания);
6. не давать обещания, которые вы не в состоянии выполнить - нельзя говорить «Все будет хорошо»! Не поддерживать в людях обвинения в чей-то адрес;
7. использование техник внушения: три ДА, техника «или – или», пресупозиция;
8. поиск ресурса.
9.
Острая стрессовая реакция (ОСР) – это нормальная реакция человека на ненормальное событие. Данное состояние дезадаптивно, но не является патологическим, т.к. укладывается в рамки нормы.
Симптомы ОСР развиваются непосредственно вслед за травмирующим событием и продолжаются около трех дней. Бред это ложное представление или умозаключение, в ошибочности которого пострадавшего невозможно убедить. Галлюцинации это восприятие объектов, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств пострадавшего. Необходима помощь медиков, до приезда которых нужно говорить с человеком тихим спокойным голосом, увести в уединенное место, но не оставлять одного.
Плач это универсальная реакция человека, позволяющая отреагировать негативные эмоции (это самая желательная реакция). Необходимо дать реакции плача состояться. Учитывая то, что одна реакция способна перейти в другую, самый желательный переход – в плач. Наблюдается подрагивание губ и ощущение подавленности; в отличие от истерики возбуждение в поведении отсутствует. Помощь:
1. дать поддержку на рациональном, вербальном и телесном уровне;
2. нежелательно оставлять человека одного;
3. применение элементарных приемов ТОТ;
4. приемы активного слушания, присоединение на вербальном уровне;
5. не давать советов; запрет на фразу «Не плачь».
Если человек сдерживает слезы достаточно долго, наносится вред его психическому и физическому состоянию, т.к. не происходит эмоциональной разрядки и реакции облегчения.
Истероидная реакция (истерика) – истощает человека на эмоциональном уровне, всегда привлекает внимание других и способна к «заражению». Признаки: сознание сохранено, контакт практически невозможен, театральные позы, чрезмерное возбуждение, множество движений, речь эмоционально насыщенная, быстрая, с криками и рыданиями.
Помощь:
1. удалить зрителей, создать спокойную обстановку, если не опасно для нас – остаться с ним наедине;
2. совершить любое неожиданное для человека действие;
3. говорить уверенным тоном в побудительном наклонении, в речи использовать четкие короткие фразы.
После данной реакции всегда наступает острый упадок сил. Желательно обеспечить пострадавшему покой, в идеале уложить его спать.
Нервная дрожь – неконтролируемая реакция (дрожь не от холода), представляющая собой «сбрасывание» накопившегося напряжения и негативных эмоций. Признаки:
· дрожь начинается внезапно сразу после инцидента или спустя какое-то время;
· сильное дрожание всего тела или отдельных его частей.
Помощь:
1. дрожь усилить! Потрясти человека 10-15 секунд, при этом разговариваем с человеком и улыбаемся;
2. ни в коем случае не обнимать, не укутывать, не успокаивать, не говорить, чтобы взял себя в руки.
Если данную реакцию остановить, оставшееся в теле напряжение может вызвать мышечные зажимы, боли и другие заболевания.
Страх. Данная реакция может побудить человека к бегству, агрессии или наоборот вызвать у них оцепенение. При этом человек плохо понимает, что происходит вокруг и не способен к полному контролю над своим поведением.
Признаки: оцепенение мышц, особенно лицевых; сильное сердцебиение, учащенное поверхностное дыхание; сниженный контроль над собственным поведением.
Помощь: если возможен физический контакт с пострадавшим, положить ему на запястье руку (подстройка по пульсу); «дышите глубоко и ровно»; сделать массаж наиболее напряженных мышц; применение техник саморегуляции; если возможно, привлечь пострадавшего к работе, отвлекающей от ситуации; работа с образами страха.
Техники работы с образами страха: Попросить пострадавшего найти образ страха. Предложить определить, где именно в теле находится очаг страха (у детей чаще ножки, у взрослых в животе). Попросить описать ощущение, которое человек испытывает в этой области. Попросить найти ту область в теле, где страха точно нет и описать эти ощущения. Далее повторить все чувства о том, где ему хорошо, затем там где плохо. И так несколько раз с негативного в позитивное. Как только нашли ресурс, взрослым обычно достаточно. Детям предлагается вынести страх вовне, предложить нарисовать, слепить этот страх. А дальше: что ты хочешь с ним сделать. Со взрослыми можно предложить то же самое, только попробовать попросить уменьшить рисунок.
Двигательное возбуждение. Возникает, когда человек испытал настолько сильное потрясение, что просто перестает понимать, что происходит вокруг, и единственное что он может – это двигаться. Движения могут быть как самые простые, так и достаточно сложные. Может смениться дрожью, агрессией или плачем.
Признаки: движения резкие, но часто бесцельные; движения бессмысленные, речь неестественно громкая; реакция на окружающих часто отсутствует.
Помощь: человека необходимо остановить, временная изоляция от окружающих; говорить спокойным тоном, избегая частицы «не»; помассировать человеку позитивные точки.
Агрессия. Может сохраняться достаточно долгое время, в случае длительного стресса. Может быть погашена страхом наказания, но только в том случае, если возможность наказания велика и имеет значение для пострадавшего.
Признаки: раздражительность, недовольство, гнев по любому, даже незначительному поводу; словесные оскорбления; мышечное напряжение, увеличение кровеносного давления; нанесение ударов руками или любыми другими предметами.
Помощь: свести количество окружающих к минимуму; не противоречить, соглашаться с суждениями; дать возможность «выпустить пар»: покричать, попинать подушку; если человек боле менее успокоился, дать ему какую-то несложную физическую нагрузку; юмор, но без сарказма;
Ступор – одна из самых сильных защитных реакций организма. Наступает в том случае, когда человек затратил на выживание максимум энергии, и больше нет сил на взаимодействие с окружающим миром.
Признаки: резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи; отсутствие реакции на внешние раздражители (звук, свет и т.д.); застывание в определенной позе, оцепенение; возможно напряжение отдельных групп мышц; координированные движения глаз.
Помощь: как можно быстрее вывести человека из данного состояния, применяя техники точечного массажа; подстройка под ритм дыхания пострадавшего; говорить на ухо медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).
Длительное пребывание человека в ступоре способно в дальнейшем перейти в затяжную депрессию.
Данная реакция всегда сменяется другой, поэтому надо быть к этому готовыми.
Апатия – непреодолимая усталость; любое движение дается с трудом; сил нет даже на эмоции.
Признаки: безразличное отношение к окружающему; речь вялая, заторможенная, с большими паузами; произвольные движения практически отсутствуют.
Помощь: завести с пострадавшим разговор, задав простые вопросы (как тебя зовут и т.д); подстроиться под его темп речи; обеспечить пострадавшему отдых, обязательно снять обувь; дать возможность поспать или просто полежать; если есть возможность, привлечь его к спокойной деятельности.
Малкина-Пых.