Раннее развитие. Результаты. Что бы я хотела дать ребенку.
Развитие детей третьего года жизниПримерно с октября месяца занимаюсь с дочкой подруги 1 час в неделю развитием. Девочка декабрьская, т.е мы начали,когда ей было примерно год и десять.
Не могу точно назвать методику развития, скорей всего,больше от Шичида.
Что малышка делает за этот час: дует на что-нибудь (в основном это свеча), мелкая моторика, пазлы ,спрашиваю, что она ела на завтрак /вчера на ужин, быстро показываю 50 картинок, ищет парные предметы, игра на интуицию -отгадывание в какой руке/баночке, лото с животными/лото когда нужно к животному выкладывать еду , чистоговорки, игры на память, иногда что-нибудь физическое-попрыгать на ножке,проползти под стульями и т.д , полепить из пластилина, порисовать черточки и заканчиванием чтением книжки.
Я всегда проговариваю , что она делает. Когда играем на интуицию,я говорю "закрой глаза, сосредоточься/ почувствуй ,в какой баночке матрешка".
Первое время,когда она не понимала, что ей нужно сделать с пазлами-сама собирала, и все озвучивала, просила иногда помочь найти кусочек цветочка/рыбки. Чистоговорки тоже просто произносила и чтоб привлечь ее внимание делала это с интонацией и показывая "ка-ка-ка эта стенка высока" -широко открывая рот на слогах и показывая высоту воображаемой стенки. Тоже самое с книжками. Когда на веревочку нанизывать что-нибудь то тоже озвучивала-"на тебе красный шнурок,а себе я возьму синий. Дай мне пожайлуста синюю бусину. Это желтая. А мне нужна синяя, такая же как веревочка. Спасибо"
Первое время малышка играла молча, показывала пальчиками. Говорить она уже говорила , но ее понимала только ее мама, мне было сложно, да и она со мной в основном молчала, смотрела, впитывала. Удивительно,но ей очень нравится смотреть быстро на показываемые 50 картинок. Так же молча собирала лото, зато я говорила как радио.
И вот после нового года случился прорыв.Как раз мы почти месяц не видились, они приходят и мама ее говорит,что малышка заговорила. Оказывается,она знает большое количество слов ,плюс рассказала все чистоговорки,что мы с ней учили и начала петь все песни,которые поет ей мама перед сном. А так как дома они гворят исключительно на украинском,а девочка заговорила на русском, то это, понятно, результат с занятий. Теперь у нас занятия стали еще интересней, так как она все ,всеее повторяет за мной, особенно мило повторяет "подумать? соседотосися?".
Так что лично я убедилась в том, что занятия нужны, дети действительно впитывают все как губки.
Но! Есть для меня одно большое,просто огромное ,жирное "НО"- это как не скатиться в раннем развитии в раннее обучение.
Перечитав кучу литературы по развитию ребенка,для себя я осознала,чему бы я хотела учить ребенка с млаенчества и что ему дать.
Мне бы хотелось развить ему память (у меня она самой отвратительная, а это очень важная вещь), интуицию (здесь ,наверное,больше не развивать нужно,а сохранять и думаю, не только играми "где что спряталось", а такими разговорами "как думаешь, кого мы сначала встретим при выходе из дома? женщину или мужчину? /а мы увидим кошечку,когда пойдем гулять?", образное мышление, фантазию, сознание (из книг про "Анастасию" понимаю,что последнее можно расширять только концентрацией внимания на природе-как растет семечко, наблюдение за Луной, животными, если есть возможность наблюдать как из яйца вылупляются птенцы (оказывается,при желании,это можно и дома под лампой устроить) ,но ,может, есть и еще другие способы, хотя опять же, вот пишу и понимаю, что его нужно не расширять,а просто хотя бы не сужать привычными шаблонами " мама почему трава зеленая? -зеленая и зеленая,какая разница" и да, в той же "Анастасии" о том, что ребенку нужно тоже задавать вопросы), логику, а так же слух (благо , у меня муж меломан, и когда он дома -дома постоянно звучит хорошая музыка). А еще, и это мне кажется, нужно вот тоже с раннего детства делать-это рассказывать про эмоции , определять их и постоянно следить за своей речью в ключе "установок",т.е. быть самой как можно осознанее. Кстати, я ,конечно, с разрешения мамы, во время занятий несколько раз произношу девочке фразы о том ,что мир большой,прекрасный и он очень сильно ее любит, что в нем есть все необходимое для ее счастья.
Да, еще я не хвалю ее словом "молодец" (вот лично мне оно совсем не нравится,потому что,как мне кажется,оно оценивает ребенка,а не результат его труда), когда она складывает что-то я говорю радостно "получилось"/ "здорово" / "дай пять", раньше мы еще в ладошки хлопали. Если что-то она складывает неверно я спрашиваю "разве так должна картинка стоять? Посмотри внимательно" .Иногда она отвечает" нет" и прекладывает, а иногда уже лукавя говорит "да" и улыбается, тогда я сама перекладываю и говорю "вот теперь картинка совпала". И так же у нее бывает настроение, когда ей не хочется что-то делать, раньше она показывала это движениями-убегала,сейчас может сказать "не хочу лото" и я конечно, убираю то, что она не хочет и предлагаю другое, именно предлагаю, задавая вопрос. И в этот раз для меня было интересно- я забыла с ней поиграть на интуицию и она мне уже в середине занятия "а угадать где матешка?"
А еще один, как мне кажется, важный момент. Есть вещи, которые она знает ,что со мной именно так, а не иначе. Например это то, что прежде чем перейти к другому занятию, нужно убрать предыдущее. Т.е. поиграли в лото, я говорю "давай, положим все картинки в коробочку и потом будем делать то-то". Первое время иногда она не хотела убирать, начинала бегать, тогда я либо начинала с ней игру "давай одну картинку ты, другую-я, и от имени картинки говорила ей "спасибо,что положила меня в домик", либо просто сидела глядя на нее и улыбалась, а она нет-нет и на стол высокий заглядывает ,а я ей гворила "да,там много интересного лежит,но пока лото не ляжет на стол,другая игра сюда (на маленький столик) не придет". И через пару занятий она поняла принцип. И так же с пластилином.Когда был первый раз, я ей сказала,что с ним нужно заниматься только на газетке, и теперь ,когда я достаю пластилин она " а газетку?" и ,как я поняла, ей нравится еще и газетку расстилать.
Ну и вот к раннему обучению. Да, я понимаю, какой просто огромный существует соблазн- когда видишь такой подвижный ум, эту всевпитывающую память- вложить в этот мозг как можно больше информации и начинать уже рассказывать про цифры,буквы формы фигур, но почему-то на сегодняшний момент я считаю это вообще ненужным . Мне почему-то кажется, что этому ребенок так и так научится.Да, одно,когда у ребенка тяга к этому (у меня у подруги ребенок лет с полутора интересовался только цифрами, его интересовало все где есть цифры, ему нужно было сначала озвучивать все цифры на машинах, домах, ценниках, а потом он сам их называть стал и как только научился держать карандаш в руках,рисовал каляки типа это цифры, а потом и их писать правильно стал) и совсем другое,когда мама хочет ребенка научить ради своего какого-то самоудовлетворения.
И да, вообще, полагаю,что ключевая мысль в развитии ребенка, служащая неким фильтром в том материале, который хочешь ему дать должна быть такой "то что я хочу сейчас ему дать-это нужно ему или мне? Что ему это даст?"
Большой получился пост. За полгода много мыслей накопилось.:-) В общем, я считаю-раннему развитию быть:- )
А еще очень много пищи к размышлению на эту тему мне дала программа "Лучше всех" . Обмозговываю пока:-)