оказывается...
Русские народные сказкиПривет, привет! Как вы вероятно помните, Раннее развитие является одной из площадок для марафона "Русские народные сказки". И я открываю для себя этот сказочный мир с новой стороны) Хочу поделиться с вами некоторыми своими находками, а вдруг кому-то информация покажется полезной:) И присоединяйтесь к нам! Мы будем очень рады!!
1. Баба Яга.
Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В.Я. Проппу,
выделяются три вида Бабы Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы Яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной, недетерминированной натуры.
Чаще всего образ Бабы Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (тридевятое царство). В этих легендах Баба Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов.
2. Избушка на курьих ножках.
Древний погребальный обряд включал в себя обкуривание ножек «избы» без окон и дверей, в которую помещали труп. Избушка на курьих ножках в народной фантазии была смоделирована по образу славянского погоста-маленького домика мертвых. Домик ставился на опоры-столбы. В сказках они представлены как куриные ножки тоже не случайно. Курица-священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов. В домик мертвых славяне складывали прах покойного. Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Вот почему наш сказочный герой постоянно приходит к избушке на курьих ножках-чтобы попасть в иное измерение времени и реальность уже не живых людей, а волшебников. Другого пути туда нет.
3. Водяной.
Злобный дух, а потому всеми и повсюду причисляется к настоящим чертям.
Народ представляет водяного голым стариком, с большим одутловатым брюхом и опухшим лицом, что вполне соответствует его стихийному характеру. Вместе с этим, как все облачные духи, он - горький пьяница. Водовики почти всегда женаты и имеют много детей; женятся они на водяных девах, утопленницах и тех несчастных девушках, которые были прокляты родителями и вследствие этого проклятия уведены нечистою силою в подводные селения. Недоброжелательство водяного к людям выражается в том, что он неустанно сторожит за каждым человеком, являющимся, по разным надобностям, в его сырых и мокрых владениях. Он уносит на безвозвратное жилье всех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озерах после солнечного заката, или в самый полдень, или в самую полночь. Под водой он обращает свою добычу в кабальных рабочих, заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок и т.д.
4. Кощей.
Кощей Бессмертный - отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Царь, иногда - всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скаредным и скупым.
Слово «кощей» в XII веке означало раба, пленника; в Слове о полку Игореве термин упомянут дважды: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы). В этом же значении кощей фигурирует в Ипатьевской летописи. В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка Кощей (также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк-) встречается как личное имя.
Это слово, по наиболее распространённой этимологии, от тюркского košči «невольник», а А. И. Соболевский предлагал славянскую этимологию - от костить 'бранить'.
По одной из версий прототип Кощея - половец хан Кончак. Половцы представляли собой степной кочевой народ, а славяне - осёдлый народ. Оба народа иногда воевали друг с другом, но чаще всего их соединяли взаимовыгодные торговые отношения. В народной памяти лучше сохранились воспоминания о вражде с ними (в том случае пленение Игоря) - отсюда образ царя Кощея.
5. Змей Горыныч.
Змей Горыныч - многоголовый огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах. Многоголовость змея - непременная его черта. В разных сказках количество голов змея различается: их бывает 3, 5, 6, 7, 9, 12. Чаще всего змей предстаёт трёхглавым. В большинстве случаев у змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. Еще одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь змей носит в себе и извергает его в случае нападения. Кроме огненной стихии змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время змей - ещё и Змей Горыныч и живёт в горах. Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых сказках он живет в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды.
6. Кикимора.
Персонаж русских сказок, преимущественно женского пола, живущий в доме человека, прядущий по ночам и приносящий неприятности хозяйству и людям. Представления о кикиморе известны с XVII века. Народные поверья производят кикимор от умерших неправильной смертью (некрещёных или убитых детей, самоубийц и др.), от проклятых и похищенных нечистой силой детей. Также считалось, что кикимору могут наслать в дом недовольные строители и колдуны, подложив в него магический предмет, чаще куколку, которая затем оживала.
В историко-литературных памятниках кикиморы упоминаются с начала XVII века. Самое раннее из них находится в деле Разрядного приказа1635-1636 годов по обвинению крестьянина Митрошки (Никифора) Хромого из Галицкого уезда, умершего после третьей пытки в ходе следствия, не дав против себя никаких показаний. В деле говорится, что этот «пущий ведун» насылал на людей нечистого духа, который делал «многие пакости» в доме, губил лошадей и распугивал коровье стадо, «а словет нечистый дух по их ведовским мечтам кикимора».
Единственное упоминание кикиморы в древнерусской литературе содержится в «Повести душеполезной старца Никодима Соловецкого монастыря о некоем иноке» (1640-е-1650-е годы), действие которой приурочено к 1638 году.
Как вы понимаете, друзья, нечиста сила в русских народных сказках представлена гораздо шире и персонаже в ней несравнимо больше. Некоторые (кикимора, водяной и тп) идут от фольклорных героев, другие (Кощей Бессмертный) могут иметь исторических прототипов, а какие-то (Баба Яга) метафорично помогают нам разрешать внутренние конфликты. Главное, разумеется, то, что в Русских народных сказках всегда побеждает добро!!
А я приглашаю вас присоединиться к нашему сказочному проекту:) Там много интересного и призы самые чудесные!