Развиваем тактильные ощущения и не только. Часть 1.
Как мы занимаемся. Делимся опытом.В последние несколько дней много времени уделили мы с дочкой занятиям на развитие тактильных ощущений, мелкой моторики и немного развитию слуха. Такие занятия мы проводили и раньше, но понемногу, а сейчас решила все систематизировать, что-то повторить, добавить новое. Вот что получилось:
1. Я сшила несколько мешочков и наполнила их разной "начинкой": манка, гречка, рис, фасоль, макароны, вата. Мешочки выдавала дочке постепенно, добавляя по одному в день. В первый день это были мешочки с манкой и макаронами, во второй день добавила гречку и т.д. Мешочки щупали, я называла дочке, что в них лежит, учили слова "манка", "макароны" и т.д. (дочка и раньше называла и то и другое, но по-своему, одним слогом, я хочу, чтобы это стало больше похоже на настоящее слово). В итоге дочка должна научиться на ощупь определять где что, пока называет мне только вату, манку, иногда фасоль. Мешочки не убираю, будем периодически к ним возвращаться.

2. Одновременно с мешочками играли с крупами. Например, в первый день это были опять же манка и макароны - копались ручками в манке, пересыпали ее в разные сосуды, топали по ней ножками, рисовали на манке. Макароны по одному бросали в узкое горлышко бутылки, гремели бутылкой, слушали звук (и манкой гремели, сравнивали). Затем смешали манку и макароны, просеивали смесь через сито, отделяя одно от другого. Затем сравнивали манку в тарелке и манку в мешочке (через ткань, мешочек зашит, ничего не высыпать), то же и с макаронами. Дочке очень нравятся такие игры, долго может сидеть, пересыпать. Правда, потом весь пол вокруг засыпан крупой (я подстилаю старую пеленку, но дочку все равно не удержать "в границах"). Фото "в процессе" у нас немного, чаще всего мы дома вдвоем, а отвлекаться на фотоаппарат не всегда получается.
3. Еще одна игра с крупами - насыпаю в баночки (из-под крема, витаминов и т.п.) разные крупы, потом их трясем, слушая звук. Сначала смотрим, какая крупа, слушаем одну, потом уже сравниваем разные. В идеале - нужно по звуку определить, что за крупа в банке. Мы до такого еще не дошли. Работаем ))).
4. Прыгали на тактильном коврике. Я шила простенький (зашиты гречка, фасоль, ветки, один квадратик из махрового полотенца, один - искусственный мех и последний - упаковочкая пленка с "пупырышками", в которую зашиты шуршащие фантики). Квадраты крепятся друг к другу липучкой, можно скреплять в любом порядке. Эта дорожка постоянно лежит на полу, дочка периодически играет - отлепляет липучки, мнет ручками, топает ножками, иногда прыгаем по ней зайчиком и т.д. Вдобавок к коврику катали ногами бутылочку или скалку.

5. Во время прогулок на улице роемся в песке, собираем камешки, трогаем траву, елочки-сосенки и все, что еще можно потрогать. Подглядев идею у
Светланы, сшила дочке вот такую сумочку для камешков и прочего. Она у нас никогда не пустует, дочка ее называет "сюма кама" (сумка для камешков).

6. Играем в кубики, строим башенки, одновременно сравниваем, какой кубик большой, какой маленький, учим мягкий-твердый, так как кубики у нас есть и мягкие и твердые (вообще большой/маленький и мягкий/твердый сравниваем на всем, что под руку попадется. Ксюша уже хорошо говорит большой "басёй" и часто правильно показывает большой предмет).
7. Лепили из теста. Катали "колобки" и "колбаски" (учимся, пока не все получается), отрывали кусочки, расплющивали их пальчиками. Ксюша налепила куски цветного теста друг на друга и сказала, что это машина, потом катала ее по столу ))).

Я иногда леплю что-нибудь такое

8. Слушали музыку (иногда фоном) - детские песни, классику и просто хорошую музыку. Танцевали.
9. Я сшила для дочки геометрические фигурки из ткани разной фактуры (внутри поролон). Играем каждый день - например, грузим на машину по одной фигурке, я говорю дочке, что грузить, а она кладет в кузов. Хорошо знает круг и квадрат, иногда путает треугольник и прямоугольник, иногда сомневается, где ромб, а где трапеция. Бывает, что все фигуры приносит правильно с первого раза. Из слов говорит только "кук" (круг). Будем продолжать тренироваться.


10. Смотрели и трогали тактильную книжку, она у нас давно, поэтому уже вся покусана зачитана.
11. Играли в "мишку косолапого" - я озвучиваю стихотворение, а дочка все показывает (и топает, и сердится, и "шишки" собирает). В эту игру наверное с года играем (и другие "идет бычок", "гуси-гуси га-га-га", например). Помогает нам в этом вот такой мишка, он из ткани, внутри мешочек с вишневыми косточками.
12. Учили горячий-холодный. Наливаю в одну бутылочку горячую воду, в другую холодную, Ксюша их трогает, катает. Сейчас пытается открыть и попить, поэтому надолго не даю. "Горячий" Ксюша хорошо и давно знает, говорит "га" ("патя га" плита горячая). С холодным сложнее, слово "холодный" не говорит, иногда может сказать "не га" (не горячий). В дополнение к бутылочкам замораживаю кубики льда, акцентируя еще раз понятие "холодный".
13. Сравнивали шершавое и гладкое - провожу дочке по ручке липучкой (говорю "шершавый") и трогаем гладкий стол, книгу и т.п. (говорю "гладкий").
14. В ванной играли с водой, смотрели, как она вытекает из дырочек в стаканчиках, учили "жидкий". Играли с пеной.
15. Делали аппликации с крупой. Раньше Ксюша любила крупу сыпать на рисунок, а сейчас больше любит клей размазывать, причем не кисточкой, а пальцем. Наши работы:


Используем цветной рис, оставшийся с Пасхи. Собираюсь еще манку покрасить, с ней интереснее аппликации получаются. Может все-таки соберусь ))). А вот так у нас крупа хранится.

16. Я насобирала немного крупных пуговиц и даю дочке с ними играть. Она их высыпает, раскладывает, куда-то носит, бросает, потом по моей просьбе собирает в баночку. Есть у нее 2 любимые пуговицы, которые может долго в руке носить. Сейчас я собираю ей коробочку из разных некрупных предметов (шишки, игрушки из киндеров, колокольчики, ленточки и т.п.), будем продолжать играть.

Учимся раскладывать пуговицы по нарисованным кружкам, пока размер не соблюдаем.

17. Во время прогулки собирали сухие ветки. Принесли немного домой и вот так их задействовали - получился кусочек родного болота. Потом из теста вылепили птичку и яйца в гнездо.

Чтобы не перегружать пост фотографиями, разделю его на 2 части. Вторая часть здесь.
