Несколько советов о том, как читать книги малышам
От теории к практикеПросто мне хочется обратиться к мамам, да и к папам тоже, читайте книги своим малышам. И хочется дать несколько советов. Конечно, для кого-то я не скажу что-то такое важное и умное, но для кого-то эта информация будет полезной.
Даже если вы по 5 минут в день будете уделять этому внимание, это даст свои плоды. Из любой книги можно сделать развивающую.
Например, есть у ребенка любимая книга, смотрим на разворот, привлекайте внимание в картинкам. Если там изображено животное, спросите,а кто это? а как он разговаривает? а где у него глазки\носик\ушки\ротик\хвостик\лапки и т.д.
Спросите, что еще есть на картинке, например цветы, насекомые, назовите их. Спросите какого они цвета, посчитайте их.
Покажите руками, например, как машет крыльями бабочка, как пальчики ходят. Любое действие для них важно и интересно, потому что они только всему учатся.
Пусть малыш не будет вам сразу отвечать, но потом вы заметите, что на вопрос, а покажи божью коровку(или что угодно), он вам возьмет и покажет пальчиком. И произнесет какой-то звук.
Поощряйте любые проявления интереса. Искренне радуйтесь.
И напоследок хочу вставить сюда очень хорошую статью о том, как и что читать детям. Автор ее - Юлия Супранович
С рождения до полугода
Знакомство с книгой в таком нежном возрасте лучше начинать с детских стихов и песенок. Этому есть простое объяснение – младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Еще не понимая смысла слов, они уже реагируют на ритм и интонацию маминого голоса.
С полугода до года
Примерно с 6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться руками. Ему нравится трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус. Этот период идеально подходит для знакомства с книжками-игрушками. Ребенок изучает книжку с помощью пальчиков, знакомится с материалом, из которого она сделана, пробует ее на вкус и рассматривает картинки. Все это помогает развивать тактильную память и мелкую моторику малыша, что в свою очередь стимулирует развитие речи.
Так у малыша появляется первый опыт общения с книгой.
Иллюстрации в таких книжках должны быть крупные, яркие, и максимально естественные. Если белки в книжке синего цвета – стоит задуматься о разумности приобретения такой книги.
Важно помнить, что дети до года могут концентрировать внимание на книжке всего лишь в течение нескольких секунд, поэтому покупать десятки книг совсем нет необходимости. Желательно, чтоб книги находились в зоне досягаемости малыша.
От года до двух
В этот период в лексиконе ребенка появляются новые слова. Малышу приходится их систематизировать, сопоставляя с образами и запоминая по-своему. Лучший помощник в этом – умная и добрая книжка.
Уже можно пробовать осваивать короткие простые сказки с бесконечными повторами – «Колобок», «Репка» и другие. Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного.
Иллюстрации в возрасте до 2-х лет по прежнему важны, помогая малышу развивать наглядно-образное мышление. Поэтому книжки для этого возраста должны быть хорошо иллюстрированы, и на это надо обращать пристальное внимание при покупке. Желательно, чтобы в книге было минимум текста и максимум понятных для ребенка иллюстраций. Если иллюстрация будет не понятна – интерес к такой книге быстро угаснет.
С двух до трех лет
В этот период ребенок осваивает мир c помощью подражания, поэтому чтение лучше сопровождать изображением действия, происходящего в книге.
Ближе к трем годам многие малыши превращаются в настоящих «почемучек», засыпая вопросами родителей. В то числе и во время чтения. Поэтому читая книжку, объясняйте ребенку все непонятные слова и выражения.
Книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки «читать» самостоятельно.
Дети этого возраста любят по несколько раз перечитывать любимые сказки. Каждый раз перед тем как малыш начнет читать, предлагайте другую сказку, даже если уверены в его отказе.
Дети в возрасте до трех, а то и до четырех лет слушают в основном мелодику текста, стиха, они плохо воспроизводят сюжетную линию. А реагировать на текст учатся, глядя на вас. Поэтому не бойтесь проявлять свои эмоции!
С трех до шести лет
В этом возрастном периоде дети быстро взрослеют, а вместе с ним взрослеют и его книжки. И по количеству книг становится больше. Поэтому, чтобы малыш не заблудился в событиях и образах, полезно бывает пересказывать прочитанное. Это развивает память и логику.
На этом этапе также нельзя недооценивать важность иллюстраций. Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает лучше воспринимать книгу.
В этом возрасте ребенок уже может воспринимать книги только на слух.
Годам к пяти некоторые дети начинают читать сами, но форсировать это не стоит. Ряд научных исследований доказывает, что до 6 лет у ребенка в основном развивается правое полушарие, которое отвечает за эстетическое развитие, и только потом подключается левое (математическое), отвечающее, в том числе и за чтение.
Если вы хотите привить ребенку любовь к чтению на всю жизнь:
Учитывайте психофизические особенности каждого возраста Всегда читайте выразительно Учите ребенка бережно относится к книгам Не читайте наспех, превратите чтение в некий ритуал Никогда не принуждайте ребенка к чтению