Развитие речи. Воспитание на примерах - вербализация жизненных ситуаций
Развитие речиХочу показать несколько книжек для развития речи ребёнка в возрасте примерно с 2 до 3,5 лет.
У моей дочки эти книги пользовались бешеной популярностью.
Мы их читали бессчетное количество раз. Кажется, дочка знала их наизусть, однако, на вопрос "Что будем читать?" очень часто она называла именно их. Папа наш глаза воздевал со стоном: "Только не эти!!", поскольку уже оскомину набили, да и не проникся он этими рассказиками. А кто отдувался? Правильно, мама :)
Не знаю, повлияли ли они на дочку в воспитательном смысле. Олеся у нас девочка харАктерная, упрямая настойчивая, любыми путями стремится добиться своего. Но зато так умеет формулировать свои требования мысли, так обосновывает, почему она хочет (или не хочет) что-то сделать, что даже я, взрослый человек, иногда завидую способности вербализовывать в столь юном возрасте. Может быть, книжки тут и ни при чем, но мне все же кажется, они в чем-то помогли, ведь суть их - именно в проговаривании, в озвучивании жизненных ситуаций.
Все книжечки представляют собой тонкие 16-страничные издания формата А4 в обложке из достаточно прочного картона. Листы белые, офсетные, плотные. Во всяком случае, при интенсивном использовании у нас не порвалась ни одна книжка.
Внутри книжек - короткие рассказы о ребенке (детях), описывающие какую-либо жизненную ситуацию, ее решение (если оно требуется). Иногда это просто зарисовки из жизни, подсказывающие ребенку модель поведения в различных ситуациях, способы взаимодействия с окружающими.
Рассказы состоят из коротких предложений, написанных простым, ясным языком. Текст сопровождается крупными картинками, иллюстрирующими историю.
Первые четыре книжки очень рекомендую - "Ты и я", "Про меня и про тебя", "Про нас с тобой", "Рассказы про меня". Написаны Дарьей Николаевной Колдиной, знакомой многим по ее пособиям серии "Чудесные наклейки" издательства "Мозаика-Синтез".
Родителю предлагается по ходу рассказа подставлять имя своего ребенка, таким образом, получается, что ребенку читают рассказ про него самого. У нас это была гипотетическая девочка София, которую Олеся, конечно, все равно идентифицировала с собой. Но зато она всегда могла вставить, что, мол, а я вот себя так не веду ))
Ребенок на рисунках нарисован так, что одинаково может быть принят и за девочку, и за мальчика, поэтому, читать можно, подставляя любое имя.
С наличием именно этих, тонких книжечек в магазинах туго.
В Лабе они закончились все.
"Про меня и про тебя" осталась В My-shop и В Озоне.
Зато есть другие варианты изданий.
Во-первых, все эти четыре книжки выпущены под одной обложкой в сборнике "Истории про меня":
Он полностью повторяет все четыре тонкие книжечки, - все те же самые рассказы и рисунки, тот же формат, - только они объединены и помещены под твердую обложку.
В Лабе его, опять-таки, нет. Есть В My-shop и В Озоне.
И, наконец, есть еще один сборник этих рассказов.
"Воспитание на примерах. Жизненные ситуации", Д.Колдина.
Указан возраст 3+, хотя, в тонких книжках было указано 2-4 года. Я считаю, что начинать можно именно с двух лет, все вполне доступно и понятно. А ближе к четырем можно более развернуто разговаривать на заданные темы, узнавать мнение ребенка, его отношение к ситуациям, акцентировать внимание на результатах возможных поступков.
Такой сборник я покупала в подарок для дочки подруги. У него другой формат - он квадратный, и в нем 48 страниц. Здесь нет некоторых рассказов, - если в большом сборнике их 32, то сюда вошли 24. Часть рисунков обрезана, кое-где чуть-чуть изменен текст (совсем незначительно), зато исправлены ошибки печати, которые иногда попадались в тонких книжках.
В целом я бы этот сборник брала не раздумывая. Все-таки, подобных книг сейчас издается мало, а они, я считаю, очень полезны, так как в доступной форме учат ребенка жизненным правилам, знакомят с социальными навыками.
В My-shop - очень дешево.
Еще две книги написаны психологами Е.Филяковой и В.Гербовой. В этих книгах главные герои - Аня и Митя, брат и сестра. Замысел книжек, видимо, тот же, что и в предыдущих - рассматриваются проблемные ситуации, примеры решения, последствия поступков, модели поведения в социуме.
Однако, эти книги лично мне не понравились. Ситуации часто незаконченные, ни ребенку будет непонятно после прочтения, как же себя вести, ни родителю не объяснено, как подсказать ребенку правильный выход. Некоторые истории и вовсе странные, - на мой взгляд, мама себя неправильно ведет.
Пару историй я вообще дочке не читала, опасаясь, что они ее подтолкнут к нежелательным действиям. Кое-что приходилось по ходу пьесы переделывать и дополнять. Поэтому, к покупке я именно эти книги рекомендовать не буду, смотрите сами. Если вам не трудно по ходу чтения корректировать написанное, можно и попробовать. И еще читала где-то в рецензиях, что у Гербовой (автора книги "И так, и вот так") есть еще какие-то подобные книжки, и вот они, вроде бы, получше.
Тем не менее, эти книжки дочка тоже очень любила, - видимо, именно из-за простеньких рассказов о жизни деток ее возраста.
"И так, и вот так. Проблемные ситуации", В.Гербова, изд."Карапуз"
Вторая книжка "Вот так ситуация. Проблемы поведения", Е.Филякова, изд."Карапуз" - везде закончилась (даже не буду писать "к сожалению" :))
И, наконец, еще одна книга, которую я бы порекомендовала тем, кто собирается осенью в детский сад.
"Зайка идет в садик", О.Громова
Ее мы тоже изучили вдоль и поперек, когда дочке было два, и она должна была идти в садик. Книжка очень полезна тем, что простыми предложениями, последовательно и очень понятно излагает распорядок дня в детском саду, что и когда делают дети в садике в течение дня. Конечно, это только теория, но она хоть как-то дает ребенку представление о том, что стоит за неизвестным словом "садик". И когда он все же туда пойдет, он будет хоть немного подготовлен.
Текст сопровождается крупными картинками, иллюстрирующими занятия детей в течение дня. Можно (и, я думаю, даже нужно) дополнять текст так, как родитель считает нужным именно для своего ребенка. К примеру, я не акцентировала на том, что Зайка был готов заплакать, когда он ложился спать в обед, - иначе, я думаю, моя девочка точно сделала бы себе "зарубку", что надо заплакать... Я на каждой странице постоянно добавляла нечто вроде "Зайка знал, что вечером он увидит маму, что мама принесет ему гостинец, что они с мамой обнимутся, что мама думает о Зайке" и прочее.
"Зайка идет в садик", О.Громова, изд."Карапуз"
И бонусом, еще одна книжечка, которую я в свое время взяла "заодно" со всеми предыдущими. Она к безусловным хитам не относится, просто "жила" с вышеназванными подружками на полке и частенько пригождалась.
"Кто у нас пригожий? Игры с мамой на каждый день", Д.Колдина, изд. "Карапуз"
Книжка тоже тонкая, формат А4, 20 страниц офсетной бумаги, обложка из плотного картона.
В книге - варианты познавательных игр с ребенком 2-4 лет на каждый день, на разные темы.
Здесь и игры на понимание и развитие речи, и игры под музыку, и подвижные игры дома, когда погода не подходит для прогулок, и ролевые игры, и сенсорные игры на познание свойств предметов.
Книжка недорогая, хотя, сейчас столько всяческих вариантов игр можно найти в интернете! Поэтому, я ее активно советовать не буду, мне просто Колдина нравится, да и проще было иметь ее под рукой, но я вообще ленивая :)