Развиваем ребенка от 1год 3мес до 1,5 лет
Развивающие игры
Ориентировка в величине, действия с предметами
Материал - матрешка. Учить разъединять и соединять части матрешки, производя эти действия в вертикальном направлении.
1. этап - 2 величины (одна большая раскрывается, маленькая - нет)
2. этап - 2 величины (одна и вторая матрешки раскрываются)
Материал - пирамидки
1. этап - 1 величина колец
2. этап - 2 величины контрастные (4 кольца)
Впервые (с 1 года 3 мес.) ребенок выполняет дидактические задания на ориентировку по форме, цвету, величине («Дай такой же!»).
Ориентировка в форме
1. этап - игра с шариками (прокатывание по желобу,
шарикоброс)
2. этап - занимательные коробки с вырезанными кругом и
квадратом (соотнесение формы предмета и формы отверстия)
Узнать, что нанизать можно только кольцо, а круг - нельзя.
Игры на развитие слухового внимания
Игры звуками, звукосочетаниями (подражание)
Отгадай, кто пришел (возьми из мешочка, или ко робки, или со
стола ту игрушку-животное, которое озвучивает мама)
Игры на обобщение предметов и их изображений
Обобщение предметов по существенным признакам, отличных по цвету
Обобщение предметов по признакам величины
Обобщение предмета и его изображения
Картинки
1 этап - 2 картинки (узнавание предметов)
2 этап - 3 картинки
3 этап - обобщение в картинке
4 этап - несколько картинок (6-8)
Отвечать звукоподражанием на вопросы: «Как лает собачка? Как кудахчет курочка?». Узнавать по изображению на картинке предметы и их состояние (кошка лежит, собачка ест, уточка плавает), положение игрушки (пирамидка падает, мяч плывет в воде, воздушный шарик улетает).
Игра
Показ предметов и действий с ними
Показ простых сюжетов. В отличие от занятий с куклой в предыдущий период, в период от 1 года 3 мес. - 1 года 6 мес. разыгрываются не отдельные действия с куклой (баюкание, причесывание и т.п.), а сюжетные, развернутые сценки с помощью различных аксессуаров и дополнительных игрушек.
Если взрослый практикует в игре с малышом предметы - заместители - (вместо мыла - кубик, вместо градусника - палочка, вместо тарелочки - кружочек), ребенок употребляет их в игре.
Какие еще сюжеты можно разыграть с малышом? Вот несколько идей:
кукла пошла, упала, заплакала, нужно ее пожалеть;
зайка сел в машину, поехал кататься, потом позвал с собой куклу;
собачка потанцевала, устала, захотела спать, нужно уложить ее в кроватку под одеялко (платочек);
куклы пьют чай;
кукла собирается с вами на прогулку, одевается, садится в колясочку;
кукла купается в небольшом тазике, потрите ее губкой, вытрите полотенцем;
мишка пришел, поздоровался, потанцевал, спел песню, попрощался и ушел;
мишка стукнул лапку, нужно ее полечить (замотать бинтиком), тогда лапка больше не будет болеть;
объявите малышу, что стульчик сломался, и вместе отремонтируйте его при помощи игрушечных инструментов: молоточка, отвертки и т.п.
Очень полезно разыгрывать с малышом увиденные в реальной жизни ситуации. Например, если малыш видел, как из машины сгружают кирпичи, можно дома с ним вместе нагрузить машинку кубиками, отвезти их в другую часть комнаты и построить из них башенку. Или, увидев на улице как бабушка кормит голубей, можно разыграть дома ситуацию, как тоже самое делает любимая кукла. Играя с малышом таким образом, вы способствуете формированию ассоциативных связей, развитию воображения.
Конструирование
1 этап - постройка башни, машины, дорожки
2 этап - забор
Рисование
След на бумаге
Экспериментирование с красками
Лепка
-отщипывать пластилин и приклеивать его на поверхность
-размазывать пластилин по поверхности
-пошлепать по тесту ладошкой: «шлеп-шлеп»,
-нажать пальчиком и получить «дырочку» в кусочке материала,
-оставлять отпечатки разными предметами
-подержать кусочек в ручках и по-разному его помять,
-резать стеком
-накалывать на вилку
-складываем тесто в коробочку-баночку. Достаем тесто из баночки.
-пальчиком вжать в кусочек массы кусочек изюма (горох, фасоль),
-можно втыкать в тесто самые разные предметы (использовать небольшие предметы разной формы очень полезно - ребенок захватывает такие предметы тоже по-разному, т.е. движения пальцев, которые малыш производит в игре, будут наиболее разнообразными - и это очень полезно).
-раскатывать тесто скалкой
-смешать разные цвета и посмотреть, что получится при смешивании теста разного цвета.
-доставать из теста "сюрпризики"
-пропускать тесто через пресс для чеснока
С целью закрепления знаний о предметах ближайшего окружения проводить игры-занятия «Поручение», в которых ребенок до 1 года 6 мес. выполняет словесные поручения, состоящие из одного действия.
Мелкая моторика и координация
Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;
Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;
Строим башни из кубиков;
Отыскиваем одинаковые фасолинки, макарошки и т.п. и раскладываем их по ячейкам;
Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;
Соединяем детальки мелкого лего
Магнитная рыбалка
Учимся проталкивать предметы (в копилку, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг, в сортер);
Играем с колпачками(желательно квадратными) Последовательно складываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру
Рвем бумагу / вату;
Играем с крупами, с песком, с водой (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);
Играем со шнуровкой;
Чистим вареное яичко и мандарин
Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;
Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;
Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;
Мозаика 6 граней не более 1 см.
Мягкая мозаика magneticus только нажимаем.
Любые наклейки на разные тематики (животные- транспорт- предметы).
Мышление
Собираем пазлы из 2 частей;
«Одень семью медведей»
Игра в «Найди пару» - с носочками, варежками, карточками (лото).
Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);
Играем с самыми простыми рамками-вкладышами
Собери из частей - игры из мягких конструкторов (ковролин,фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки - домик, грибочек и т. п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка).
«Найди по звуку» - мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку - малыш должен найти ее по звуку.
Изучаем цвета;
Закрепляем понятия: большой-маленький, много-мало, одинаковый;
Изучаем противоположности на реальных предметах (холодный-горячий, пустой-полный, тяжелый-легкий, мягкий-твердый);
Считаем все вокруг во время общения с малышом (ступеньки, пуговки, игрушки);
Изучаем геометрические фигуры;
Развитие речи
Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;
Делаем первые ариткуляционные упражнения (учимся дуть);
Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания ("давай покачаем куклу, спой ей «а-а», «побибикай машинкой - «би-би», «попроси у мишки чашку, скажи, «дай, мишка!» и т. п. ).
Рассматриваем картинки в книгах
Пение песенок
Продолжать учиться звукоподражанию, учить как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т. п. ) - если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме - продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили - тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
«Мама-радио» - стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т. п. ). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить
ребенок. Представьте себе учительницу китайского, которая бубнит себе под нос со скоростью 300 слов в минуту - как быстро вы заговорите на китайском? ).
Если ребенок говорит достаточное количество слов - совместно рассказывать стихи (мама начинает - «наша Таня громко... » ребенок продолжает- «плачет!») - обычно это возможно осуществить в среднем - к двум годам (у всех индивидуально).
По возможности - побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи «дай!», «скажи, что это», «скажи, как мяукает кошечка», и т. п. ).
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА, ЧУВСТВА РИТМА
1. Логоритмика - танцы под музыку (например Железновых).
2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
3. Знакомимся с понятиями «громко - тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
4. Знакомимся с понятиями «быстрая - медленная музыка».
«Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам - как капает вода из крана, чирикают
птицы, шумят деревья, едет машина и т. п. ).
5. Знакомимся с понятиями «шум - тишина»
6. Прослушивание классической музыки фоном.
7. Активное слушанье классической музыки - обсуждение («вот это быстрая и веселая
музыка, она рассказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело
танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает - мы вот так мед-
ленно танцуем под нее» - ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать,
что у каждой музыки свой характер и особенности).
8. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух - «принеси куклу, дай
мячик").
РАЗВИТИЕ СЕНСОРИКИ ИГРА С РАЗНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т. п.
1. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги,
ваты, ткани и т. п. ).
2. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т. п. ).
3. Ощупывание природных материалов на улице - кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба - пушистые, железная скамейка
твердая и холодная и т. п. )
4. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.
РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ В БЫТУ
Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно - ребенок может отказаться выполнять задания.
1. Учиться есть ложкой
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т. п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности. )
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы (помоги поставить тазик на место).
7. Поливать цветы
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу - насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места где они лежат, класть их вместе с мамой на место).
СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы - гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
3. Делиться и меняться (не настаивать и не заставлять. Просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку - уважать его право играть своими игрушками.
4. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка - настоящая) - вешать белье, приносить предметы и т. п.