Расписание занятий на СО. Как мы занимаемся.
Организация обучения домаКому интересно посмотреть как организовано наше обучение дома, добро пожаловать под кат!
Начну с самого начала.
Наши занятия с сыном не всегда имели спонтанный характер, у меня был какой-то план, на котором я отмечала для себя, чем именно мы занимались, чему больше уделили времени, а где у нас пробелы. Об этом можно почитать здесь.
Но в этом году ребенок сам захотел сделать себе расписание. Захотел и сделал!
Конечно же, он сначала меня просил, я не сильно-то шевелилась (это у меня метод "подогрева" такой, чтобы интерес у ребёнка не пропал, нужно любое занятие или чтение книги заканчивать на самом интересном месте) , я хотела, чтобы он сам проявил инициативу.
Я ему объяснила, что составление плана занятий - дело не такое быстрое, как может показаться на первый взгляд.Нужно много чего учесть и продумать. И пока я продумывала (при этом советовалась с сыном), Тигран не стал долго ждать и сделал свое расписание.
И начал требовать от меня всех занятий, что включил в план ))
И как показал опыт, сын ошибок трудных, не все, что сын включил в свое расписание, возможно выполнить за один день. Как хорошо, что он ошибся! Он на своем опыте научился! Этого я и хотела ))
Я в тот период уже искала способы реализации плана занятий Со-шников (учащихся на семейном обучении), посмотрев семинар Любови Сгонник , я поняла, что нам просто необходимо расписание и распорядок дня, при чем нам нужен симбиоз, как сейчас говорят, два в одном.
И тут информация просто посыпалась на меня: моя любимая Наталья присылает мне ссылочку на пост Анастасии, в котором она рассказываем о планинге.
Многодетные мамы, зайдите по ссылочке и посмотрите, как Настя организовала свое время и время детей и все это помещается на одном большом листе.
Этой идеей я загорелась, но зная своего сына, не стала ему показывать фото планинга. Наш мальчишка категорически против слизывания чужих идей, даже если эта идея гениальная, то он обязательно что-то добавит своё, а то и вовсе запротивится повторять что-либо.
И тут мне пришлось поломать голову. Мне нужно было как-то донести эту идею сыну. И вот путем разных рассказов о расписаниях, о их видах планингов и их составлении я подвела его к его собственному "открытию" ( конечно же, я сама его и подтолкнула, но вслух произнес он САМ).
- Мама, нам нужен и распорядок дня и расписание... и все это должно быть на одном листе... Ура! Будем делать распорядок дня с пауком!!!
Вот так у нас родился паук)))
Мне очень понравился подход Любови Сгонник и то, как Анастасия изобразила вместе со своими дочками планинг. Единственное, что я не сделала так - "морковки" .
"Морковка" - это те процессы, когда маме надо быть, как говорит Любовь, "качественной мамой" - и мама делает с детьми то, что им хочется. Такое взаимодействие в нашей семье не принято, я не готова по команде быть "качественной мамой": если у меня или у мужа есть желание, то мы готовы включится в любую игру с сыном, в любое его занятие. И о таких занятиях мы можем как договориться, так они могут быть спонтанными. Поэтому "морковки" в нашем плане нет.
А что же есть?
Давайте покажу поближе и расскажу подробнее. Время мы изначально подписали простым карандашом, чтобы потом можно было корректировать.
Итак, перед вами паук, с одной стороны которого расположилась первая часть дня( от подъёма до прогулки), с другой- вторая.
10.00 - подъем Тиграна.
Между подъемом и завтраком "облачко"- это свободное время сына,
"кастрюля"- это моя кастрюлька, которая означает, что я готовлю завтрак ( часто мы готовим с Тиграном вместе, особенно он любит помогать мне с выпечкой)
Над "Завтраком" изображен "синий прямоугольник" - экран. За завтраком мы можем посмотреть какое-нибудь познавательное видео ( если сегодня по плану английский язык, то можем посмотреть обучающее видео на английском и т.п ) или послушать аудио сказку.
"Зубная щетка" - чистка зубов
"Книга" - чтение . Обязательное вечернее чтение ( я читаю сыну или читаем по ролям). Днем, если выдается минутка, тоже читаем книги.
11.00 - Занятия. Мы идем в комнату и начинаем занятия.
Занятия проводим такие:
"Глазик" - это гимнастика для глаз.
Если вечером у нас по расписанию Спорт, а мы прекрасно позанимались спортом на прогулке, тогда вечером мы можем заняться чем-нибудь другим, например поиграть в настольные игры, которые запланированы в субботу. Но это ничего не меняет, мы можем играть в настолки хоть каждый день.
А если ребенок зовет нас с мужем протестировать его собственную настольную игру, то никакое расписание здесь не нужно ))
Зачем же, спросите, они у вас в расписании? Затем, чтобы мы про них случайно не забыли. Расписание - это всего лишь напоминание для меня в первую очередь.
И по этому "пауку" мы и жили.
Конечно, мы вставали не каждый день вовремя, и не все занятия могли провести. Но надо сказать, что этот паук нас дисциплинировал.
И наши занятия не длятся 40 минут от звонка до звонка, и за партой мы не сидим ( хотя если есть такая необходимость, то садимся за стол).
Так как у нас активный ребенок ,то мы с мужем решили, что не будем ограничивать его в движениях, пусть он прыгает, скачет, висит на кольцах во время занятий. Это нам совсем не мешает, а даже помогает!
И так мы и жили по этому расписанию, иногда вообще забывая про него.
25 декабря 2017 года выхожу в коридор и вижу, что ребёнок прикрепил стрелочку к нашему расписанию, чтобы я не забывала на него смотреть. )))
Мы с мужем интересуемся развитием мозга и периодически смотрим видео (очень советую Андрея Курпатова, но если информация окажется для вас сложна, то начните слушать хотя бы лекции Татьяны Черниговской). Так вот, обсуждая лекции А. Курпатова по развитию мозга и развитию памяти, затронули тему повторений информации. Тигран услышал и заявил, что наши занятия выстроены неверно.
После того, как сын понял, что его занятия не чередуются через день, встала необходимость переделывать расписание. Тут я вспомнила, как была организована учёба в институте, рассказала сыну про числитель и знаменатель.Что в ВУЗах учащиеся учатся по расписанию, которое повторяется через неделю: одну неделю такие занятия, вторую- другие. Конечно же, писать в виде дроби расписание мы не стали, ведь оно хоть и компактное, но вовсе не наглядное для маленького ребенка.
Поэтому мы решили сделать еще одну неделю к нашему расписанию.
Верхняя часть называется "паук" ( неделя числителя), нижняя часть - "осьминог" (неделя знаменателя).
Осьминога Тигран разрешил нарисовать мне, давал советы по его раскрашиванию: сказал, что одну сторону необходимо затемнить )))
Висит наше расписание занятий + распорядок дня на стене в коридоре- это самое проходное место. Поэтому мы решили его сделать наиболее информативным.
Буква "У" - это уборка в квартире, в которой ребенок принимает участие (наводит порядок в своей комнате).
Рядом висит календарь, плакат по английскому и красная папочка, в которую я помещаю интересные задания для сына. И если у него есть желание, то он может в любой момент изъять из папочки листочки и самостоятельно выполнить задания.
Паук и осьминог помогают нам с распорядком дня.
У нас есть именно траектория, которая меняется в зависимости от интересов ребенка. Например, на листе бумаги из точки А в точку В можно добраться разными путями: можно по прямой, а можно зигзагами идти, можно свернуть с пути, постоять на месте, если есть необходимость у ребенка и у родителя.
Так методом проб и ошибок у нас родился распорядок дня и план занятий... который придерживаемся мы не всегда и в этом его прелесть. Бывает, что нет настроения учиться, погода хорошая- гуляем весь день (хотя и на прогулке много что успеваем сделать), а бывает, что за один раз делаем норму 2-3 дней.
ДНЕВНИК
Для себя я веду дневник наших занятий. Это обычный ежедневник, в котором я записываю какие занятия у нас прошли дома, какие на улице и делаю пометки об интересных играх, которые понравились сыну. Потом возвращаюсь к этим записям и снова предлагаю ему либо понравившиеся игры, либо те, что не пошли месяц или два назад. Часто так случается, что какая-то игра не пошла, а через некоторое время спустя она становится у сына любимой.
ПРО ЗАНЯТИЯ.
Отмечу здесь некоторые пункты из расписания.
"Гений- 33" - курс по пальчиковой гимнастики. Не знаю есть ли он в интернете в открытом доступе ( мне муж давным-давно его покупал).
У меня в ВК есть подобное видео , но оно больше подойдет взрослым, деткам необходимо давать более легкие упражнения.
"ТРИЗ"- теория решения изобретательских задач. Очень интересный предмет, часто всей семьёй занимаемся.
Природоведение- курс природоведения, который когда-то практиковала советская школа. А окрошку из знаний, который сейчас предлагает школа в виде Окружающего мира я давать ребенку не хочу. Если кому интересно, то посмотрите видео на данную тему.
Вот тут я уже писала о нашем природоведении.
Я не хочу переносить школу домой, поэтому наши занятия часто носят игровой характер.
писала об этом
Если вам интересны наши занятия, то пишите - буду показывать.
Мы занимаемся везде: идем в магазин и всей семьей занимаемся ТРИЗом, или играем в словесные игры или решаем олимпиадную задачку, или придумываем загадки.
Едем на автобусе, отвечаем на вопросы сына. Мы с мужем не стыдимся признаться ребенку в том, что не имеем знаний в какой-либо области. Благодарим ребёнка за вопрос и вместе познаем мир. Ищем в энциклопедии или в интернете ответ на его вопрос.
Если мы на прогулке поиграли в игру, например, "У бабушке в корзинке", то развитием памяти по расписанию уже не занимаемся.
А еще у нас засчитывается занятие английским, если ребёнок подошел к плакату во время сборов к прогулке и поработал с ним. Главное, что он САМ это захотел.
Так если в расписание у нас на сегодня стоит " Внимание", а Тигран уже с папой занимались любимыми лабиринтами, то дополнительных заданий на сегодня я уже не буду ему предлагать. Если, конечно же, сам не попросит.
А это наше занятие математикой- я лежу на диване и читаю Тиграну задачу, а он лезет по канату и выдает мне ответ.
Читать и считать можно и в магазине:
Тигран просто обожает ходить в строительный магазин, там мы ооочень долго ждем папу и...и занимаемся математикой или чтением!
После того, как сын наигрался с этими инструментами, он устно вычислил их общую стоимость.
Врач по спортивной медицине посоветовала мне давать ребенку писать на полу, подкладывая ему валик (свернутую простынку или полотенце) под грудь.
Случается, что пишет за столом:
Переписывает из "Котофеев" название глав (они там письменными буквами написаны и очень понравились Тиграну).
А это мы занимаемся математикой. Ребенок стоит, тянется указкой, смотрит глазками вверх, не сидит на месте и при этом материал усваивается прекрасно.
Это тоже математика, но уже на прогулке. Да, если мы позанимались математикой на прогулке, то дома уже можем не браться за неё.
Это осенью измеряли скамейку и искали самую длинную скамейку в нашем районе. Нам нужно было выяснить, уляжется ли на неё самый высокий человек в мире.
Спасибо за внимание!
С удовольствием отвечу на все ваши вопросы, касающиеся темы данного поста.
Буду очень благодарна комментариям и взгляду из вне. Может я чего-то пропустила и не рассказала, а может быть вообще что-то выпустила из виду.