Top.Mail.Ru
Войти Регистрация
Организация обучения дома
Семейное образование - это одна из форм образования, которая осуществляется в семье, Семейное образование и другие формы получения образования предусмотрены ст.10 ФЗ РФ «Об образовании». Под таким образованием подразумевается организация образования в семье силами родителей, родственников, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения.
592 участника, 168 вопросов

Семейное обучение. Ответы на вопросы.

Что вы хотели спросить о семейном обучении?
Вчера (24 декабря 2018 г.) мы с сыном подвели итоги его обучения на семейном образовании. Весь 1 класс мы прошли! Ура! Каникулы!
В июне я писала, что буду летом подводить итого года, но как-то быстро нам удалось пройти запланированное, поэтому вчера мы раскрасили все темы, которые планировали пройти.

По всем предметам за 1 класс Тигран знает материал, по некоторым идем с опережением.

Фактически по математике мы прошли половину 3 класса, если следовать современной программе. Но на самом деле, мы учились по советскому учебнику "Арифметика" 1937 г. Н. Поповой.
А еще использую методику Н. А. Зайцева


Каждый день Тигран пишет свои сказки, рассказы, рисует комиксы.
Муж с сыном занимаются географией, историей и психологией.


Творчество (рисование, лепка, поделки, конструирование) практически каждый день. При чем уже все делает самостоятельно по своему желанию.




К сожалению, у меня нет времени рассказывать о всех наших занятиях.
Иногда удается заснять кусочек видео. Нашла у себя видео подлиннее, покажу вам наше занятие по математике.






Мне много вопросов поступает от интересующихся семейной формой обучения, много вопросов повторяется. Мне некогда отвечать на один и тот же вопрос по нескольку раз. Поэтому я решила сделать пост "Вопрос-ответ".


Если у вас есть вопросы, касающиеся семейного образования, организации учебного процесса дома или другие какие-то вопросы ко мне, пишите, отвечу. 🙂


Сама я много прочла и посмотрела курсов на данную тему. Когда сыну было 4 года, я начала интересоваться СО. Сейчас Тиграну уже скоро 8 лет, за эти годы мы с мужем углубились в данную тему, многое попробовали. Мне есть чем поделиться и посоветовать.

И в то же время, уже многое меня "не цепляет" и "не болит " , многое уже пережито и понято, поэтому интерес у меня к обсуждению этой темы затухает. Но очень много вопросов поступает мне в личку здесь и в ВК, поэтому я хочу помочь людям, ведь однажды и мне помогли первопроходцы СО.

Жду ваших вопросов.



Комментировать

Комментарии

Россия, Сыктывкар

Надежда, в каком классе вы планируете сдавать аттестацию и, если не секрет, то как - в онлайн школе? Судя, по тому, что фонетику вы будете проходить в 5 классе, то соответственно, аттестацию не будете сдавать в 4 классе?

Ответить
Россия, Саратов

Добрый день, Елена!
Можно сдавать аттестацию, согласно ИПУ ( индивидуальному учебному плану), в котором указываете темы, по которым будет ребенок сдавать аттестацию.
Поэтому, сдавать можно в любом классе, когда законные представители ребенка ( родители) посчитают это необходимым.



Ответить
Россия, Сыктывкар

Не знала про ИУП. Спасибо за информацию! Подскажите, пожалуйста, каким образом составляется и утверждается УИП.

Ответить
Россия, Саратов

Добрый день!
Елена, посмотрите вот тут первое видео.
В данном видео юридический аспект данного вопроса освещается не с самого начала, если вам не хочется ждать, то сразу отматывайте видео на 1 час 14 минут ( 1:14:00) . На вопросы родителей по организации СО отвечаетМаргарита Маркевич - юридический консультант общественного движения" и родитель с 8 -летним опытом обучения детей на СО (!)
Это на сегодняшний день самая АКТУАЛЬНАЯ информация.

Ответить
Россия, Тольятти

Здравствуйте, Надя. Давно читаю вас и вдохновляюсь.

У меня вопрос.

1.Расскажите примерно про ваш режим дня.

во сколько встаете, сколько уходит на обучение. на домашние дела и тд

2. С чего начать? закупить рекомендуемые вами советские пособия (если найти) и по ним обучать??? А откуда же взять методику преподавания?

3. Скажите ваше мнение по учебникам русской классической школы и их методики.... Какое-то у меня смущение, а в чем - не пойму

4. Какие дополнительные предметы (карта, глобус, доска и тд) вы бы посоветовали приобрести для образования на дому. Кубики Зайцева я пометила себе:-)

5. Какая мама. по вашему мнению, НЕ может учить своего ребенка

Ответить
Россия, Саратов

Здравствуйте! Рада, что мои рассказы Вас вдохновляют и помогают Вам.

1. Очень хороший вопрос. Думаю, что он достоин отдельного поста ( мы много чего перепробовали, есть что рассказать). Уже потихонечку пишу на него ответ.
Или лучше видео заснять на данную тему?

Здесь потом оставлю ссылку.
ССЫЛКА здесь

2. Я бы именно так и сделала. Но как показывает практика, многие ищут свой путь: мечутся из стороны в сторону. Кто-то просто берет школьные учебники, а потом, поняв, что в них есть системные ошибки, ищут альтернативу. И приходят к проверенным временем учебникам. Кто-то нанимает репетиторов, или записывает деток в разные он-лайн школы... Если же Вы делаете вывод, что советские учебники - это ваш выбор, тогда смело скачивайте их в интернете, например, в группе "Семейное образование по советским учебникам" или "Советские учебники" Там можно найти и методические рекомендации ( можно купить, а можно просто скачать). К счастью, есть люди, которые делятся своим опытом и полезной литературой!

3. Меня не устраивает фонетический подход к изучению языка.

Фонетику мы с сыном пропустили ( уже, наверное, все знают, почему. Если кто не в курсе, то посмотрите видео Л.А. Ясюковой "Умные больше не нужны"). Я не против фонетики как таковой, но не на начальной стадии изучения языка.Фонетику дам сыну в 5 классе (так я и сама её изучала).

4. Дополнительные предметы (карта, глобус) советую приобретать те, которые нужны вашим детям. Ориентируйтесь только на своих детей, прислушивайтесь к их потребностям, дети все сами расскажут, стоит только им дать возможность.
Когда Тиграну было 2 года 9 мес, к нам приезжали бабушка с дедушкой и они пошли покупать ребенку подарок, вместо машинок и игрушек ребенок сам выбрал глобус. Как только увидел его на полке, то не мог отвести взгляд. Мы даже не догадывались, что ребенку в таком возрасте это будет интересно.
Если ребенок любит рисовать - купить бумагу, альбомы, краски, всевозможные кисти и т.п.

5. «Кто хочет - ищет способ, кто не хочет - ищет причину.» ©Сократ.
Если кто-то чего-то действительно хочет, то обязательно сделает, найдет время, силы, способ и возможности. Если не сам, то найдет людей, которые ему в этом помогут.
Есть родители, которые жалуются на то, что они не могут учить ребенка, так как он их не слушается. Думаю, здесь комплексная ошибка и работать надо прежде всего маме, папе над самим (но нужно это осознать, принять и захотеть работать над проблемой). Мы же как-то сумели научить ребенка чистить зубы, мыть руки перед едой и всему остальному можно научить, опять таки, если очень захотеть.

Ответить
Россия, Тольятти

Спасибо вам огромное.

Буду ждать пост или видео по режиму дня.

Если можно - в комментарии тут прикрепите ссылку, чтоб не потерялся.

Ответить
Россия, Саратов

Обещала рассказать про режим дня. Вот здесь можно почитать.

Ответить
Россия, Тольятти

спасибо

интересно

особенно нравится отсуствие гонки и при этом регклярность

Ответить
Франция, Париж

Надежда, а русским тоже по советским учебникам занимаетесь? фонетику обходите стороной ?

Ответить
Россия, Саратов

Да, за основу беру советский учебник + современные пособия.
А еще методику Н. А. Зайцева использую ( но пока совсем немного, только разбираюсь в ней)
Скоро напишу отдельно про русский язык, про литературу, которую использую.

Ответить
Россия, Таганрог

Здравствуйте. Надя, у вас был пост со ссылками на видео про развитие мозга. Не могу найти. Помогите, пожалуйста )))

Ответить
Россия, Таганрог

спасибо

Ответить
Россия, Санкт-Петербург

Надя, добрый день! Очень нравится Ваш подход к СО, и спасибо, что делитесь своими наработками и опытом!

Хочу спросить насчёт прописей и письма в целом: как Тигран пишет? Прописными буквами или печатными? Есть ли у вас тренажёры-прописи, какими учебниками или материалами пользуетесь по русскому языку? И вообще о программе 1 класса: где ориентиры, чему должен научиться ребёнок к концу 1 класса? Вы пишете, что раскрасили все темы, которые хотели пройти...а что это за темы?

Хочу разложить у себя хотя бы в голове все по полочкам, чтобы начать заниматься с сыном. В школу не хотим, планируем СО.

Ответить
Россия, Саратов

Добрый день, Мария!
Про письмо я подробно писала вот здесь.

Еще в конце декабря я начала писать пост о состоянии дел с письмом у Тиграна, надеюсь, что скоро напишу и опубликую.

Темы, которые мы с сыном закрасили - это темы из учебников (я пользуюсь Советскими учебниками, при чем выбираю долго, анализирую и сопоставляю).

Про математику писала здесь.

По русскому языку соберу все пособия в кучу и напишу отдельно, обещаю. Сейчас напишу, что за основу беру советские учебники + кубики Н. А. Зайцева.

Ответить
Россия, Санкт-Петербург

Спасибо огромное за ответ! Буду ожидать подборку по русскому языку)

Ответить
Грузия, Тбилиси

Надя, здравствуйте! С Новым годом Вас и всю вашу семью!) Скажите, пожалуйста, а Вы говорили с Тиграном о школе и о том, что он туда не пойдёт? Просто про школу много книг, да и сам праздник первое сентября достаточно заметен))) мой лет с трех в школу собирается) Понятно, что он до конца не понимает, что это такое, но хочет) да и сверстники все пойдут...

Ответить
Россия, Саратов

Стелла, здравствуйте! Спасибо! И Вас тоже с Новым годом!
Темой СО я заинтересовалась ещё тогда, когда Тиграну было года 3. Мы его осознанно не повели в детский сад, я с ним сама находилась дома.И все это время мы с мужем обсуждали эту тему, при чем обсуждали при сыне, поэтому это было у нас как-то естественно.
Он знал, что другие дети ходят в детский сад (у нас много друзей, кого отдали в сад), но Тиграну туда не хотелось. В школу ему не хочется, ровно как и в сад: он мне всегда говорит, что дома лучше.
Ему было непонятно, почему другие мамы не сидят с детками дома. Я объясняла, что у них так принято, у нас - иначе.
И со школой также. Когда в этом году наш сосед по площадке стоял красивый с букетом цветов, с воздушными шариками во дворе дома и фотографировался с родителями, Тигран сладко спал. Когда Тигран проснулся, позавтракал, а наш сосед пришел с линейки, мы позвали его гулять и купаться.Поэтому праздник прошел у Тиграна не так, как у всех. Сосед рассказал Тиграну что там было, сказал, что праздник понравился и что учится он не хочет. Вот и весь сказ.
Я за то, чтобы ребенок тоже знал все стороны школы.Я сыну честно говорила, что школа - это не только нарядный костюм, букет цветов и шарики, это еще и ранние подъёмы, обязательное выполнение домашнего задания. Рассказывала, что там нельзя делать то, что тебе хочется ( например, петь во время занятий, что очень любит делать сынок), необходимо выполнять все указания учителя, в данный момент делать то, чего не хочется. Там нельзя отложить задание на потом и пр. Но считаю, что нужно рассказывать и о друзьях, с которыми можно познакомиться в школе. Я рассказывала о своих примерах, о том, что бабушка и дедушка Тиграна познакомились именно в школе, рассказывала о своих замечательных учителях. Рассказывала о плюсах и минусах и объясняла, почему мы (я и муж) решили, что наш выбор - СО.
Я считаю, что с ребёнком нужно быть честным.







Ответить
Швейцария, Ньюшатель

Меня интересует организация занятий.

У нас проблема в том, что с 8 до 15:30 дети в швейцарской школе. Когда заниматься русской программой - непонятно, потому что есть ещё каратэ, музыка, рисование, верховая езда. Можно ли как-то распределить курс, чтобы заниматься по чуть-чуть, или лучше интенсивами. Я разрываюсь между 3-мя детьми. Очень хочется дать им знания из российской программы, потому что швейцарская во многом - отстой.

Ещё я столкнулась с проблемой авторитета. В моём лице дети видят не только педагога, но и маму, поэтому позволяют себе поведение недопустимое во время занятий.

Ответить
Россия, Саратов

Здравствуйте!
Мы с мужем в данном вопросе нашли для себя такой вариант- ребенок занимается только тем, что ему нравится. Раньше я думала, что СО- отличный способ разгрузить время ребенка и высвободить его для кружков, секций.
Но когда я разобралась сама с собой, то поняла, что заорганизованный ребенок - не равно счастливый.
Рекомендую посмотреть видео Михаила Лабковского, он объясняет родителям,
что их тревожность мешает не только им самим, но и детям не дает жить счастливо.
Поймите, что СО позволяет освоить школьную программу в разы быстрее, чем это делают в школе. А дальше не нужно радоваться, что освободилось такое количество времени и по максимуму его загрузить. Ребенок сам найдет чем заняться. И это будет его выбор, так вы научите его познавать себя. Пусть он ищет, пробует разное (но не всё и сразу и не потому, что папа считает, например, шахматы - обязательным умением человека). Главное, дать ребенку свободное время на себя. Но при этом не давать ему сидеть в интернете или смотреть телевизор. Пусть найдет то, чем ему действительно хочется заниматься и не потому, что хочется порадовать папу или маму ( они здесь вообще не при чем), а потому, что душа у него лежит к какому-то определенному делу.На это может уйти много времени, но зато потом во взрослой жизни он будет знать, чем хочет заняться. Родителю надо научиться не бояться того, что ребёнок ничего не делает.
Посмотрите видео Андрея Владимировича Курпатова он популярно рассказывает о том, что у ребёнка, да и взрослого, должно быть время, когда он ничего не делает. Почему? Да именно потому, что в это время идет усвоение ранее полученной информации. Мы либо потребляем информацию, либо перевариваем ее.
Видео и книги А.В. Курпатова рекомендую всем родителям,кому интересна работа мозга, кому интересен механизм запоминания, способы развития интеллекта детей и взрослых.

Про авторитет... Думаю, что здесь причина в мотивации. Если Вы примеряете роль учителя на себя, тогда дети автоматически должны быть в роли учеников, а они ведь ваши дети, а не ученики. Ведь Вы их научили держать ложку, чистить зубки и вряд ли Вы при этом примеряли на себя роль учителя, верно? Думаю, что здесь просто нужно замотивировать детей правильно, объяснить для чего им нужен русский язык, сделать так, чтобы они сами задавали Вам вопросы, сами хотели заниматься. Или просто Вам поменять своё отношение к данной ситуации. В видео я показала, как проходит у нас занятие математикой, в школе, например, дети должны сидеть ровно и записывать краткую запись к каждой задаче, а Тигран скачет на мяче, считает в уме, ни одно краткой записи не делает. Хотя по началу я тоже просила его писать ( каюсь), мы даже в школу играли. Но потом я пересмотрела своё отношение к вопросу и дело у нас пошло другим темпом.

Ответить
Швейцария, Ньюшатель

Спасибо большое за ответ и рекомендации. Михаила Лабковского я сама люблю, хотя кое в чем с ним не согласна.

Ответить
Россия, Саратов

Я тоже с ним кое в чем не согласна, есть в жизни ситуации, когда рубить с плеча
не нужно, но в целом, его правила помогают.
Нам с мужем очень нравится подход Александра Колмановского, он очень хорошо дополняет правила Лабковского.

Ответить
Екатерина 28 декабря 2018, 17:11
Россия, Ярославль

Мне до сих пор неясны 2 момента: 1) уведомление в департамент образования один раз подается, или каждый год? 2) как не сдавать аттестации, чтобы никто не приставал?

Может что подскажете?

Ответить
Россия, Саратов

Екатерина, здравствуйте! Это самые частые вопросы, которые задают мне. Спасибо, что спросили!
1) Закон не указывает частоту таких уведомлений, но на самом деле с нас не убудет, если мы ежегодно (в конце августа-начале сентября) будем уведомлять отдел образования о выборе семейной формы образования на конкретный учебный год.
Думаю, что не стоит создавать конфликтных ситуаций, лучше ежегодно уведомлять, тем более, что это можно сделать и по почте ( в этом случае отсылайте заказным письмом с уведомлением).

2) На семейной форме обучения у вас есть право не проходить промежуточную аттестацию (ПА) и вообще не быть прикрепленной ни к какой школе.Сдавать ПА до 9 класса при семейной форме обучения - это право, а не обязанность.
Закон позволяет нам не быть зачисленным ни в какую школу. Здесь можно ссылаться на ст. 17 закона об Образовании, которая ясно говорит о том, что это образование, получаемое ВНЕ образовательного учреждения.
Я в заявлении так и написала:

Согласно части 3 ст. 17 и части 3 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",  в 2018-2019 учебном году  правом прохождения промежуточной аттестации  не воспользуюсь.

В связи с этим, многих интересует вопрос: "Если ребенок не проходит ПА, как в данном случае регулировать вопрос с органами опеки?"
В этом случае представителей органов опеки надо отослать к пункту 1 статьи 17 Закона об Образовании, который говорит о том, что семейное образование - это образование вне образовательного учреждения,и к пункту 3 статьи 17, который говорит о том, что прохождение ПА- это право, а не обязанность. Если органы опеки не понимают это, тогда нужно попросить их письменно сформулировать свои претензии с конкретными ссылками на нормативные акты,которыми они мотивируют свои претензии для возможного обжалования в органах прокуратуры и других государственных органах.

Более подробно можно узнать все юридические аспекты в первом видео из этой подборки.
Маргарита Маркевич - юридический консультант общественного движения" и родитель с 8 -летним опытом обучения детей на СО (!), она подошла к данному вопросу со всей ответственностью.
Надеюсь, понятно объяснила. Если осталось что-то непонятным, напишите, а я уточню.



Ответить
Екатерина 28 декабря 2018, 22:20
Россия, Ярославль

Надя, спасибо! Все по полочкам разложили!

Ответить
Финляндия, Joensuu

Надежда, а какие пособия у вас по ТРИЗ?

Ответить
Россия, Саратов

Рекомендую вот эти две

И вот здесь я делала подборку книг. Если там ссылка не работаем, могу на почту выслать

Ответить
Финляндия, Joensuu

Спасибо большое, Надежда!

За львенком уже давно охочусь, нет его нигде :(

Второй пост добавила в закладки, потом когда буду разбираться в нем, если какие-то ссылки не будут рабочими, то попрошу вас скинуть на почту, если вы не против, конечно :)

Ответить
Россия, Саратов

Вот так всегда с хорошими книгами, налетят, разберут, как горячие пирожки, а переиздавать никто не хочет. Поэтому некоторые книги я беру "на вырост"
Конечно, пишите. Поделюсь.

Ответить
Финляндия, Joensuu

Спасибо!

Ответить
Канада, Оаквилл

Наверное избитый вопрос, но все таки, а не скучает ли Тигран от отсутствия частого общения со сверсниками? Или у вас есть компания деток которые тоже на СО с которыми вы регулярно общаетесь?

Когда вы даете Тиграну какое то письменное задание, вы сидите с ним рядом или он делает его сам, а вы потом просто проверяете?

Иностарнные язык языки) планируете сами давать или ходить к репетитору?

Ответить
Россия, Саратов

Наталья, спасибо за вопрос!

1) У Тиграна нет отсутствия общения. Общается как со сверстниками, так и с детьми постарше. Компании СО-шников нет, общаемся со всеми.

Но скажу честно, что в осенне-зимний период дети гуляют реже, но мы их все равно находим🙂

2) Письменных заданий у нас немного. Задачи решает устно, примеры примеры пишу на стеклянной доске, ему необходимо только ответы вписать. Это он делает с удовольствием.

На развитие мышления и логики даю задания для самостоятельной работы в пособиях или на листочках. Чаще делает сам, потом мне приносит мне на проверку.

Сочиняет рассказы, сказки, делает настольные игры, комиксы только самостоятельно. Иногда приходит спросить, понятна ли будет та или иная формулировка правил для игроков.

По русскому языку занимаемся с помощью кубиков Зайцева.

3) На счет иностранных языков. Сама даю устную речь, письменную осознанно не даю. Письмо и чтение на иностранном начну к 5 классу, чтобы сформировать сначала представление о русском языке (считаю необходимым сначала усвоение понятий членов предложения и частей речи родного языка)

А ещё у нас бабушка - учитель английского языка.😉 Можем с ней по скайпу заниматься.

Ответить
Канада, Оаквилл

Спасибо) Просто моя ныла жутко от отсутствия общения со сверстниками, в канаде в зимне-осенний период почти не реально найти на улице деток нашего возраста, только если ты с кем то заранее договорился пойти гулять. Сейчас есть братик, так что стало лучше, они вместе играют переодически. С иностранным языком понятно, да бабушка учитель - это классно!

Ответить
Россия, Саратов

Когда есть братья и сестры - это чудесно!

Ответить
Канада, Оаквилл

Ну в этом есть свои плюсы и свои минусы) Но в целом я надеюсь, что плюсов будет больше!

Ответить