Top.Mail.Ru
Войти Регистрация
Процесс обучения
Семейное образование - это одна из форм образования, которая осуществляется в семье, Семейное образование и другие формы получения образования предусмотрены ст.10 ФЗ РФ «Об образовании». Под таким образованием подразумевается организация образования в семье силами родителей, родственников, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения.
592 участника, 168 вопросов

Письмо. Ребенок не любит прописи. Часть 2.

Пост в большей мере для родителей СО-шников, но если вы находитесь в поиске альтернативных подходов к обучению ребенка и хотите по-другому решить проблему с письмом, то, наверное, и вам будет полезен мой рассказ. Добро пожаловать под кат.

Здесь напишу своё мнение, которые на данный момент у меня сформировалось.




Когда я подводила итоги нашего пробного года на СО о том, что письмом дела обстояли туго.

Потом я написала пост о том, как мне удалось мотивировать на письмо сына, о том,как мы создали альбом и начали в нем коллекционировать буквы.

Мотивировать-то удалось, а дальше?

Если еще в в июле Тигран сам (!) просил позаниматься письмом и говорил:
-Мама, я хочу довести букву "В" до идеала.

То уже уже в середине сентября интерес погас.


Сынок даже стал писать в прописях, немного, но стал. Но сам задания в прописях не просил. И писал без желания. А потом у меня что-то ёкнуло: ну не хочет ребенок писать, нужно сделать так, чтобы у него самого появилось желание.


Он у меня быстренько разузнал как пишутся все буквы, понял как их соединять.


И... и все, прописи писать не захотел.


Я распечатала наклонную разлиновку, взяла за основу советские прописи

вот так он писал:

Один раз даже разрыдался над ними😭, хотя я не ругала, а просто просила потренировать ручку - прописать от 2 до 5 строк.


Конечно, можно найти интересные прописи.

Может, кому пригодятся ссылочки:

Здесь можно скачать интересные прописи.


Забавные прописи «Хулиганскую тетрадь» Ники Дубровской можно скачать здесь



Я находила интересные варианты прописей. Но дело было не в прописях. Или мне ещё не попались те прописи, которые заинтересуют нашего ребенка. Они вообще существуют?




И на какое-то время я решила не предлагать ему прописи.

Мы купили перьевую ручку и ручку-кисть ( браш-пен / brush pen).


Тигран пописал ими 2 раза, понял как они устроены. И? И всё.

Никакого интереса. Я пишу этими инструментами, чтобы на своем примере показать, но никакого интереса у ребенка они не вызывают.


А вообще нужно ли чтобы ребенку родители подавали личный пример? Тигран в 4 года встал на ролики ( я встала на ролики после сына, у мужа роликов нет ), в 5 лет сынок встал на коньки катается так, будто родился с ними (у нас тоже нет коньков), в этом году научился кататься на лыжах (я вообще на лыжах ни разу не стояла и лыж для взрослых в доме нет). Наверное, в некоторых моментах нужен личный пример, а в некоторых достаточно собственного желания ребёнка.



На момент написания данного поста дела обстоят следующим образом.

Тигран каждый день пишет что-нибудь печатными буквами.

Подписывает свои рисунки, особенно любит рисовать животных ( подписывать части тела, внутренние органы)


Не заставляю его, он сам пишет свои сказки, рассказы.

Покажу самые большие по количеству страниц самодельные книги Тиграна.

Выдумал милых зверьков - пушОников и написал про них книгу с иллюстрациями.
Написал историю про бумагоедиков.

рисует и подписывает реплики в комиксах,





элементы в поделках и календарях стал оформлять в виде письменных букв.


инструкции к лего,



Любит делать карты парка, нашего района, придумывать города и название улиц:

Выпустил несколько своих газет:


маленьких и больших.

Периодически делает карты разного масштаба


выписывает с карты Росии города (сортирует их по алфавиту, по численности населения, по расположению),


делает зарисовки и подписи в аудио сказкам:


составляет расписание: записывает свои сны.



Составляет списки покупок, записывает свои желания. Сначала записывал свои желания на листочках, потом завел отдельную тетрадь.


делает настольные игры и пишет к ним правила. Оставляет записки другу, пишет послания мне и папе, подписывает открытки и подарки:

Переписывает рецепты из книг, придумывает свои рецепты и тоже записывает их.

И все это печатными буквами.


Вот на этом фото все-таки есть прогресс. В прошлом году на листе А4 записал сон ( посмотрите, какие буквы), а в этом году перед Новым годом купил себе ежедневник и ведет в нём записи. Уже и буквы поменьше и поровнее и в строчку попадают.


А дальше?




А дальше я успокоилась, переосмыслив данный вопрос.

Что мне помогло успокоится:

статья "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"

видео - выступление М.Н. Безруких

"Психофизиологические особенности обучения письму и чтения" 

Недавно я смотрела выступление М. М. Безруких "Школьные трудности. Кто виноват и что делать" на саммите, который проводила команда https://freefromschool.ru, так вот её выступление дало мне больше ясности в данной теме и успокоения.


видео
психолога Елизаветы Пархоменко

Очень рекомендую книгу, о которой говорит в своем видео Елизавета - "Мальчики и девочки -два разных мира" авторы: Еремеева В.Д, Хризман Т.П . Я её прочла, книга заслуживает отдельного поста.Пока скажу, что она мне очень понравилась, много нового и полезного узнала для себя.



Хочется к вышеперечисленным статье и видео роликам добавить следующее: сейчас в гонке участвует весь мир (ну, или почти весь) и своих детей в этот поток берут многие родители. Сейчас у младших школьников столько дел, что они просто отдыхать не успевают.

Именно перегруз учебной программы обычной школы лишней информацией и бессмысленными заданиями, совершенно безобразное качество современных учебников и учебных пособий заставляет некоторых родителей, заботящихся об образовании для своих детей, переводить детей на семейную форму обучения. Но у тех, у кого нет такой возможности, вы можете, хотя бы не торопить своих деток ( особенно мальчиков), не тащить их в школу с 6 лет, а подождать 7, а лучше 8 лет. Кстати, у нас в вами по закону есть такое право-не отправлять ребенка в 1 класс до 8 лет без объяснения причины.

Раньше детей отдавали в гимназии с 8-9 лет. В Советской школе дети обучались с 7 лет, они очень долгое время писали палочки, а первый год писали карандашом. Перо разрешали тем, у кого уже хорошо получалось писать карандашом.


Поэтому я отстала от ребенка, пусть пишет так. Главное, чтоб желание не отбилось.

А если гнаться за письмом только как за единственным источником развития моторики, тогда можно и невроз заработать (если ребенок не готов к письму).


Что же с развитием моторики у нашего сына?

Все в порядке: сынок лепит из пластилина,

вырезает,


делает аппликации,


в этом году полюбил раскраски.


конструирует ( вот такой подарок подарил папе на Новый год)




Ну, и конечно же, пишет, манускриптом, зато пишет.


Единственное, что теперь я знаю о необходимости зрительно-пространственного восприятия. Неправильное написание цифр и букв для дошкольников колы допустимо и является показателем нормы. Сохранившееся зеркальное отображение в возрасте 7-8 лет - это уже отклонение, требующее коррекции. Тиграну в январе исполнилось 8 лет и он буквально на моих глазах стал меньше зеркалить буквы.

Возможно, что такое отзеркаливание некоторых букв связано с тем, что Тигран родился

с доминирующей левой рукой, но я ( по незнанию) дала ему ложку, карандаш в правую руку.

Нашла информацию, что если ребенок не переученый левша,но он зеркалит цифры и буквы, то у нарушено восприятие пространства, ему трудно ориентироваться во времени и пространстве, сравнивать предметы, обозначать словами их месторасположение. У сына с эти все в порядке. Поэтому пока делаю вывод о возможности того, что я его переучила с левой руки на правую.

Или возможна еще одна причина- раннее обучение навыкам письма..

Отделы мозга, отвечающие за освоение письма, созревают к 7-8 годам. До этого возраста «незрелость» может стать причиной зеркального почерка. Причиной зеркального почерка может стать раннее обучение навыкам письма.

В норме зеркальное написание цифр и букв должно пройти в начальной школе. Если этого не происходит, нарушение приобретает устойчивый характер.




В заключении хочу обратиться ко всем взрослым.
Дорогие родители, бабушки и дедушки, прислушивайтесь к своим детям, знайте, у ребёнка нет негативного намерения. И если он что-то делает "не так" ( как маме хочется, учителю, школе), то на это есть причины. Нам, как родителям, нужно в этом разобраться.






Комментировать

Комментарии

Россия, Щекино

У нас дочке почти 6 лет. Писать не пробуем. Один раз попробовали прописи, у неё не получилось, она сидела рыдала!!! Я не ругала, не заставляла- ей самой захотелось, еле успокоили с мужем вдвоём и уговорили убрать пока прописи. Сейчас занимаемся по тетрадкам рабочим разным- обвести нужно, у неё не очень получается- держит карандаш неправильно, как с этим быть- не знаю. Читает сама уже год

Ответить
Россия, Саратов

Екатерина, здравствуйте!
Как хорошо, что чутких родителей появляется больше и больше! Хорошо, что Вы отложили прописи, увидели, что Василисе еще рано и не давите на неё.
Некоторые бы начали давить, чтоб отточить навык.


Посмотрите в youtube.com видео про правильное положение ручки.
с помощью салфетки,
с помощью пластилина,
с помощью резинки

У нас была вот такая ручка была. Помогла понять сыну, как необходимо ставить пальчики. Такие ручки есть для праворуких и леворуких детей. А можно отдельно насадку купить для ручки.


Ответить
Россия, Щекино

Такая ручка была, потеряла дочка, надо купить новую. Спасибо!

Ответить
Грузия, Тбилиси

Спасибо большое за пост! У нас идёт в игнор любое задание даже отдалённо похожее на прописи) мы, правда, ещё маленькие. Плюс к этому держим карандаш в кулаке😔 и упорно отказываемся взять правильно(

Ответить
Россия, Саратов

Пожалуйста!
Конечно, еще маленькие.
Лепите больше из пластилина, глины, играйте с крупами и разными материалами, мелкими игрушками, занимайтесь аппликацией.

Ответить
Россия, Братск

Надя, во-первых, хочу сказать большое спасибо, что делитесь своим опытом! Благодаря вам купила книгу из серии "Читаю сам" и дело сдвинулось с мёртвой точки! Сейчас уже дочь очень хорошо читает самостоятельно и самое главное с желанием!

Во-вторых, ваши карты это просто чудо какое-то! Как вы начинали знакомиться с географией? Очень интересно!

И в-третьих, для меня стало открытием, что можно в школу с 8-ми лет)

Книгу "Мальчики и девочки - два разных мира", к сожалению, вообще нигде не найти!

Ответить
Россия, Саратов

Светлана, спасибо за комментарий и тёплые слова!

Про "Читаю сам" согласна, отличная книга. Рада,что помогла сдвинуться в чтении!

Про географию напишу отдельно ( даже в планы себе записала), покажу книги и карты.

"Мальчики и девочки- два разных мира" вот здесь можно скачать. 😉


Ответить
Россия, Молоково

Это очень интересная тема! И больной вопрос. Я знакома с современным объёмом письменной работы в первом и втором классе общеобразовательной школы. Это бедлам, ИМХО. Поэтому Лида пишет крючки. Хочу хоть как-то уберечь её от разочарования в себе. Потому что сомневаюсь, что потяну домашнее обучение. Пока сомневаюсь и боюсь, но готовлюсь. Я мотивирую дочь путём отмечания достижений. В строчке мы вместе выбираем самую удачную закорючку и рисуем ей корону, которую она потом раскрашивает. Так же она берёт лист А4 и без линовки пишет буквы, из которых выбирается "королева". Сама она пишет печатными буквами. Я замечаю, что он становятся всё более одинаковыми по высоте и всё ровнее строчки.

И таки да, согласна с первым комментатором- левшу переучить- это надо постараться. Моя так же как и Тигран, левой ручкой много что делала, мы думали, что будет левша, как папа, но потом стала сама есть правой и писать ею же. Мужа переучивала бабка жёстко, чуть ли не руку к стулу привязывала- не вышло. Мне тоже говорили, что у меня "скрытое левшество", потому что я ношу сумку, как левша, ведущая нога левая, но я правша. Видимо, владение левой осталось от занятий фортепиано.

И ещё, по поводу печатных букв- мой папа пишет "шрифтом чертёжника", а ему уже за 60 лет. И все говорят, как же здорово, что всегда можно понять, что написано. Так что каллиграфический почерк не так уж и важен, как я думаю, главное- грамотно и понятно оформленная письменная работа, способная донести смысл написанного. А у вашего мальчика это получается не просто отлично, а превосходно!

Спасибо большое за полезные ссылки!

Ответить
Россия, Саратов

Спасибо за добрые слова!
У нас папа мужа пишет очень красиво, как в прописях. Его учили писать ещё гусиным пером. Но, видимо, он будет один из нашей семьи, кто так умеет писать ( если мы не родим еще). При этом дедушка медлительный, аккуратный, а Тигран, наоборот, как прабабушка, как бабушка и как папа очень шустрый. Поэтому с такой скоростью работать с пером - не вариант.
Про лево- праворукость, возможно Вы правы.ь У меня тетя переученная советской школой. Она писала левой, но переучили. Сейчас она работает в университете, пишет много и пишет правой рукой, зато, например, хлеб режет левой. Теперь левой писать не может, т.к в детстве за это сильно учителя ругали. Наверное, стресс получила. Но я-то не привязывала ручку сына, не ругала.
Хотя по тестам, которые есть в книге "Мальчики и девочки",выходит, что предрасположенность к левой стороне у него больше.

Про папу своего вы так хорошо написали. У меня прямо в глазах всплыл момент, как на доске писал тему наш школьный чертежник. Ах, если бы все врачи писали так же.
Спасибо Вам за комментарий!

Ответить
Россия, Молоково

Мои взрослые тоже в большинстве своём пишут замечательно! А сейчас только и слышишь, какой у нынешних школьников отвратительный почерк. Так если посмотреть советские прописи, там объём тетрадочки давался на год. 30 страниц. На год! Для второго класса! Несравнимо вообще с тем, что предлагается сейчас. Как дети вообще чему-то умудряются "научаться", я не понимаю решительно. А сейчас получается, что вводят новые методики, урезая время для обучения по старым , точнее, по остаткам старых, а успешность обучения измеряют по ним же, по старым. Дети шли в школы в полных семь лет, т.е. зимним было 7,3 минимум. А летним- восемь лет. Одна из страниц прописей 1948 года. 28-я из 30 ти. Для работы 8-9-летнего ребёнка. Пером! Темп работы можно представить. И что на выходе, тоже можно представить- уверенный, ровный почерк. Можно сравнить с прописями ФГОС.

А сейчас- срезовая контрольная по письму в конце второй четверти первого класса. Шесть с половиной-семь лет детям. *долбится головой о стену. Так что наши дети не просто "так всё делают", а вопреки всему школьному дурдому делают всё так.

Ответить
Россия, Саратов

Согласна с Вами.
Вы видели видео Л.А. Ясюковой?
И фильм об образовании
Константина Сёмина и Евгения Спицина "Последний звонок" и «Последний звонок». 2-я серия.
Помогает понять "почему"?

Ответить
Россия, Молоково

Ясюкову смотрела, помнится. Я одно время её лекции штудировала и книги. А вот "Последний звонок"- нет, посмотрю, спасибо!

Ответить
Россия, Москва

Надя, какой у вас творческий ребенок! Географические карты меня покорили))

Скажите, а в каком возрасте вы научили сына читать?

P.S. Первая ссылка ведет на Лабиринт, а не пост.

Ответить
Россия, Саратов

Ирина, спасибо большое! Ссылку исправила.
А картами просто болеет. В прошлом году у деда Мороза заказал карту Росии. Наш папа Мороз весь город оббегал ( в интернете такого большого формата карты не нашли).

В этом году на день рождение ему бабушка карту мира подарила.

В 2 года знал все буквы, начал сливать слова в 2 г 11 мес.

Никак его не заставляли, просто стало интересно самому. Буквы мы рассматривали(1 год и 8 мес) в такой старенькой книжке(которую отдала нам бабушка).



Ответить
Россия, Москва

Читает практически с трех лет!! Браво. Поди перечитал все книги в доме?)

После вашего поста вспомнила своего одноклассника. Он писал печатными буквами в старшей школе быстрее, чем мы прописными.

Ответить
Россия, Саратов

Ирина, если у нас будет второй ребенок, то не буду его так рано учить буквам.

Тигран читает, но только то, что надо ему. Больше своих книг пишет.

У нас бабушка настаивала, чтоб именно к 4 годам читал. Зачем? Почему именно к 4-м?

Сейчас я уже такую глупость не совершила бы. Конечно, мы не настаивали, ребенку и самому было интересно, но все же книгу с буквами родители ведь показали. А уже потом он сам просил прочитать снова и снова, видимо, ему так бурно аплодировали, что ему нравилось нас радовать.😐

Ответить
Россия, Арзамас

Мой сын тоже рано проявил интерес к буквам .Знал все в1.5 года. Читает тоже в свои 6 только то что интересно, если предлагаю свою литературу читает не переставая зевать))К картам так же неравнодушен) А дочь младшая в почти 4 года ни одной буквы не знает .ей просто не интересно это пока.да и заниматься с ней не получается так как сыном,характеры разные))

Ответить
Россия, Москва

Знаете, про «возможное переучивание левши» хочу сказать, что вряд ли вы это могли сделать. Левшу очень сложно переучить. Сколько раз я давала ребёнку карандаш-ложку в правую руку, ровно столько же раз она перекладывала все эти предметы в левую. Левшей до конца не переучить и это всегда сразу очень видно.

И это я очень старалась переучить, но там дело не только в карандаше и ложке...






Ответить
Россия, Саратов

Возможно, Вы правы. Но иногда я у Тиграна тоже замечаю, что другой рукой некоторые дела ему удобнее получаются выполнять, нога у него ведущая тоже левая.
Какая у вас милашка на фото!😍

Ответить
Россия, Москва

Спасибо:)

Левши вот прямо всё-всё делают левой, даже большой пальчик маленькая сосала на левой руке. А так, мне бы хотелось одинаково развить ребёнку обе руки.

Ответить