Первоклассники двух поколений в сравнении (начало 10-х нынешнего века и начало 90-х века прошлого)
Подготовка к школе. Об обучении и психологической готовности.По нуждам работы сваяла текст из наблюдений практикующего педагога на тему сравнения первоклассников двух поколений; для публикации здесь, естественно, адаптировала; может, кому-нибудь пригодится.
1. У нынешнего поколения более слабое здоровье (в среднем по 1 человеку на класс с 1-ой группой здоровья, в то время, как в начале 90-х их было значительно больше половины класса).
2. Социальная незрелость. Первоклассник остаётся по сути дошкольником, не обладающим элементарными навыками самообслуживания (переодевание, шнурование, поиск учебных принадлежностей к уроку в своём же портфеле) и родители это «оставание в детстве», поощряют, требуя непременного поощрения «детскости» и от школы («Снизойдите, это же первоклассник!») Но Программы и их требования рассчитаны на среднего ученика-первоклассника! Массовая школа с наполняемостью классов в 30 человек соответствовать этому требованию (всех переодеть, зашнуровать, приготовить к уроку) не в силах. К тому же эти навыки элементарного самообслуживания (раздевание/одевание) относятся требованиями программы ДОУ к средней-старшей группам детского сада. Если при поступлении в школу уже идёт такое отставание в развитии, то каких пятёрок хотеть дальше? ... Т. о., внутренняя позиция школьника у современных первоклассников в большей мере характеризуется стремлением к сохранению дошкольных форм отношений со взрослыми.
3. Внезапно появившаяся и с невероятной силой вспыхнувшая агрессивность родителей, порой беспочвенная, «профилактическая» в отношении школы и учителей, продиктованная предыдущей причиной и пропагандой СМИ (А об этом зреет мой следующий пост в "Здравствуй, школа!" на тему:"Зачем ссорят школу и родителей?").
4. Психолого-педагогическая безграмотность весомой части родителей, отсутствие стремления к этим знаниям, ложная самозначимость в этом вопросе, низкая социальная зрелость самих родителей. Фразы: «Его убить только осталось», «Он - источник всех наших проблем» и подобные в отношении первоклассников в последние годы родители произносят особенно часто с полной серьёзностью, без всякого переносного смысла.
5. Двадцать лет назад услышать: "Я не умею читать, я умею рисовать" было нормой, сейчас ситуация изменилась с точностью до наооборот ("Я не умею рисовать, я умею читать") и не кажется родителям абсурдной. Механизм чтения задействует всего лишь два познавательных процесса - память (чтобы выучить буквы) и объём внимания (чтобы несколько букв объединять взглядом в слог и слово). А вот рисование задействует ВСЕ познавательные процессы: воображение, восприятие, память, мышление (а где развитие мышления, там и развитие речи), устойчивость/продуктивность/переключение/распределение/объём внимания.
6. Родители учат детей с пелёнок читать (в прямом смысле с пелёнок) по зарубежным модным методикам, это обучение занимает годы. В то время, как в старшем дошкольном детстве нормально развитые дети готовы без особого труда овладеть механизмом чтения за месяц школьного обучения. Школа вынуждена порой переучивать «рубленое» чтение и «копировальное» письмо детей, заранее наученных неспециалистами; а переучивать, как известно, тяжелее, чем учить. Кстати, многие наши педагоги-соотечественники, практикующие за границей, ищут и покупают в России для своей работы за рубежом наши классические эффективные испытанные методики преподавания.
7. Часты попытки родителей снять с себя ответственность за воспитание, обучение и обеспечение оставить себе лишь контролирующие функции. Приходится напоминать о существовании ст. 52 п.п.2, 5 Закона «Об Образовании».
8. Дошкольное детство в лице ДОУ оставляет «свои родные» занятия рисованием, аппликацией, играми и т.п. по требованию родителей, переключаясь на натаскивание детей к школе, а именно на обучение чтению, наивно полагая, что в нём одном заключается школьная зрелость. При этом, соответственно, игнорируются или уходят на второй план важные для дошкольного детства виды деятельности - игры по правилам (тренировка волевой регуляции и коммуникативных умений), рисование, аппликация, лепка, конструирование (развитие моторики и , как следствие, мышление, ведь мышление, согласно исследованиям именитых психологов, находится "на кончиках пальцев"). Наблюдается стерильность кругозора в элементарных дошкольных темах (двое детей из 25 первоклассников узнали сказку А. С. Пушкина «…о мёртвой Царевне...": один сказал фамилию автора, другой - название); безнадёжное плавание в названиях месяцев, деревьев и т.д., и т.п..
10. Современные дети очень активны. Они рассудительны и хорошо говорят. Работать с такими детьми с одной стороны очень интересно. С другой стороны нынешние дети наряду с гиперактивностью очень невнимательны и неусидчивы. Еще и потому, что они считают, что уже все давно знают.
11. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение, не обременённое рамками воспитания. Дети практически ничего не знают о своих обязанностях, но отлично информированы о своих правах, при этом считают, что у учителя при отсутствии прав есть только обязанности.
12. Первоклассники - смешные малыши - оговаривались по созвучию слов всегда, только двадцать лет назад оговорки эти были милыми и безобидными (Северный Ядовитый океан вместо Северный Ледовитый, Мадамов вместо Адамов, Вареньевна вместо Валерьевна...). Нынче их оговорки всё чаще созвучны с матом, жаргонизмами, тюремным сленгом (ссылка про мальчика НЕ из глухой деревни, а из г. Санкт-Петербурга), и это наш грех, родители.
13. Группы и классы для детей с ЗПР, встречавшиеся когда-то в интернатах для сирот, теперь обычное дело в детсадах и школах для родительских детей с живыми и здоровыми мамами-папами.
Соответственно встает вопрос - такое положение вещей - это отражение исторических и социальных изменений в обществе, в результате чего изменились временные рамки наступления младшего школьного возраста? Наверное, да, ибо почти все перечисленные особенности первоклассников и их окружения имеют социальные корни.
Если обратиться к работам Л.И.Божович (1908 - 1981 г.г.) и её последователей, то мы видим научное подтверждение инфантильности современных первоклассников в сравнении с их ровесниками конца 80-х/начала 90-х прошлого века.
ЛИТЕРАТУРА:
Гринева М. С. «Внутренняя позиция школьника современного первоклассника»; http://psychlib.ru/mgppu/disers/GrinevaMS/GVp-a-023.htm;
Пикфорд Л. А. «Характеристика личностного развития современных первоклассников»; http://psyjournals.ru/bozhovich/issue/30155_full.shtml;
Чканикова А. «Современные первоклассники: кто они?»; http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201200824;