«Прощай, Вася!»
Нравственное поведение преподавателей, родителей и детейПисали уже многие ВВ-шки об истеричных социально опасных одноклассниках, мешающих учиться остальным детям класса (здесь, например, и здесь, и ещё тут и тут - только за последние полгода), присоединюсь и я к освещению этой темы с позиций и родителя, и учителя одновременно.
Понятно горе семей таких детей. Не берусь использовать принятое некоторыми в этих случаях слово «особый», т. к. считаю, что слово «особый» имеет в своём значении оттенок изысканности: когда ребёнок в 5-6 лет на скрипке или фортепиано в музыкальных конкурсах играет или в 7-8 лет первое место в российских соревнованиях по художественной гимнастике берёт и при этом учится отлично, он особый. В случаях психиатрического заболевания - он пациент, больной и т. п., если называть вещи своими именами (но не даёт нам права назвать его больным тайна медицинского диагноза, хотя образование и опыт работы в коррекционных учреждениях позволяют предположить это самое заболевание, которым страдает такой ученик).
Понятна и беспомощность школ в отношении подобных ситуаций, ибо с недавних пор нормативно введена так называемая инклюзия, позволяющая учиться детям инвалидам в общеобразовательных школах. Но, как всегда, практически в любом российском законе не отработаны механизмы исполнения этих законов. Нормативный документ гласит, однако, что НЕ всякий инвалид (не со всяким диагнозом) может обучаться в общеобразовательной школе. К примеру, если у ребёнка ДЦП или он инвалид по зрению/слуху/увечью, то такой ребёнок и сам нормально социализируется в общеобразовательном классе, и детей сочувствию и пониманию научит. Всегда учились у меня такие и без всякого введения инклюзивного образования, например, дети с ДЦП, с увечьями (без пальчика - сунул в клетку в ондатрой/выдрой; с бельмом в глазу- жертва палочных боёв) или от рождения с недосформированной кистью руки и т.п. Согласно этим нормативным бумагам, при некоторых "инклюзивных" учениках общеобразовательной школы (в более тяжёлых случаях; например, с инвалидами-колясочниками) должны быть сопровождающие взрослые помощники (в туалет сводить/свозить, помочь собрать портфель, приготовиться к уроку и т.п.) А ведь бывают инвалиды и социально опасные, больные, как попросту говорится в народе, «на всю голову» , т. е. с психиатрическими заболеваниями, интеллект при этом может быть сохранным в некоторых случаях. Некоторые диагнозы считаются не подходящими под инклюзивное обучение (список доступен только специалистам-медикам), осмелюсь предположить, что именно с социально опасным поведением в анамнезе. А механизмов обезопасить массу обычных детей, тоже имеющих право на психическое спокойствие и физическую безопасность, от агрессивного, социально опасного поведения «инклюзивного» ученика нет, не разработаны они! Тайна медицинского диагноза при этом держится крепко родителями ребёнка, которому социализацию за счёт обычных детей настоятельно рекомендуют психиатры в качестве терапевтической поддержки социализировались бы они в кружках после уроков при меньшем временнОм напряжении и ответственности за обучение окружающих (запросить сведения о диагнозе при этом юридически могут только следственные органы, медицинские учреждения, куда поступает лечиться такой человек, и ещё кто-то там ...забыла за ненадобностью, потому что уже отлегло). Т. е., когда предполагаемо-больной ребёнок кого-нибудь покалечит или убьёт, следственные органы будут иметь право узнать о его психиатрическом диагнозе и простят Васе Пупкину за невменяемостью его действо (назовём его Васей, как и в предыдущих ВВ-шных постах на эту тему; да простят нас те, с чьими именами/фамилиями будет иметь случайное совпадение это вымышленное имя); ответственные же лица независимо от этого будут посажены, потому как не уследили; а родительского горя пострадавшей стороны вообще не передать... Короче, страдают все - в особенности обычные спокойные дети-одноклассники.
В декабре прошедшего учебного года к нам поступил такой второклассник - перевели его из параллельного, где он продержался три месяца и был «выписан» родителями изрядно покусанного им ребёнка и их группой поддержки, обратившимися с травмами сына в милицию. С тех мест, где Вася пребывал в дошкольном детстве и первом классе поступила информация, подтверждающая стабильность его болезненно-агрессивного поведения. У нас этот Вася тоже продержался три месяца. На уроках он бился головой о парту и о стены, визжал до рези в ушах, садился на пол под парту, раскачивался и внятно орал матом, дикторски повторяя скверну раз по 10; в спортзале забирался по гимнастической стенке под потолок и прыгал оттуда рыбкой; в бассейне носился по скользким плитам в нарушение правил ТБ, естесственно, до синяков и ран; имел склонность к побегам с истероидными воплями: «Я убегууу!...И-и-и-и!!!...» и, конечно, бил, а чаще кусал детей, подкрадываясь к ним на четырёх костях, как зверёныш, при переодеваниях на физкультуру. Учился при этом довольно успешно - твёрдые тройки по русскому, английскому и твёрдые четвёрки по чтению, математике, миру. Мать избрала интересную позицию - со всем соглашаться: «Да-да, я с ним поговорю..» и ничего радикального не предпринимать, что лишний раз подчёркивало укрывание*** ею истинного положения вещей (=диагноза ребёнка) и продолжения нахождения интересного мальчика в нужном матери и её больному сыну социальном окружении, а что при этом страдают другие дети, тоже имеющие права, мало кого настораживало. Дети-оноклассники сидели на уроках скукоженными ёжиками, втянувши шеи в плечи, сквозь вой, визг и матерное декламирование пытаясь усвоить материал. Не по возрасту рано они научились абстрагироваться от лишнего шума, но бояться неожиданных выпадов Васи не переставали. Я находилась в постоянном стрессе/тонусе, как его личный телохранитель, особенно на переменах, чтобы он сам не убился и кого-нибудь не убил. С согласования с родителями детей класса, вынуждена была повесить в классе видеорегистратор в рамках самозащиты. Страшно представить на месте моих учеников своего сына, которому в школу через год-другой в эпоху инклюзива. Закончилось всё также, как и в предыдущем параллельном классе. Родители-одноклассники терпели это безобразие, «припудриваемое» администрацией и соц-психслужбой школы как дезадаптацию (в норме адаптация длится в среднем 21 день, плюс-минус чуть-чуть). И однажды делегационной группой из нескольких 40-45 летних семейных пар, имеющих высшие медицинские/юридические/педагогические/теологические образования и родительский опыт со старшими детьми, обратились к директору с личной+ письменной просьбой защитить права их детей, избавить их от социально опасного соседства, несущего физическую и психическуую угрозу их детям. Теперь Вася учится в очередном классе параллели. Измотанная Васей, я уже искала работу в другой школе, именно частной. И именно в школе потому, что считаю нужным быть рядом, когда младший сын станет школьником. В частной потому, что надеялась, что там таких Вась нет, которые будут тиранить нервную систему моего ребёнка и мешать ему учиться.... Но это другая история (ССЫЛКА на «Как я искала частную школу»)
А мораль этой статьи в том, что каждый из родителей в такой ситуации делает своё дело (каждая сторона защищает исключительно своего ребёнка) и золотой середины здесь, похоже, нет:
1) мать Васи жёстко (даже жестоко) использует детей-одноклассников ради социализации своего отпрыска (наверное, можно понять её, как мать; однако, есть ведь специализированные школы с медикаментозной поддержкой таких детей, в одной такой я однажды работала; есть и форма домашнего обучения и т.п.);
2) родители обычных детей должны в таких ситуациях помнить, что имеют право защищать законные права своих детей на основе Закона «Об образовании», договора со школой и т. п. (что должны получать их дети, чего они НЕ получают и из-за чего это происходит);
3) в-третьих, и главное - только родители-оноклассники сообща, основываясь на защите законных прав в психической и физической безопасности своих детей, могут избавить их от неблагоприятного соседства (сочувствую Васе, но тридцатку его одноклассников сочувствую в 30 раз больше), школа не предпримет ничего из-за документированного инклюзива.
________________
*** - (корректировка-добавление, появившееся в ходе обсуждений) В случае с нашим Васей формально/юридически инклюзива-то и нет! Ибо нет прописанного на бумаге диагноза (или он укрывается)! Всего лишь ситуация всеобщего страдания, в которой мать Васи не согласна озвучить диагноз/обследовать ребёнка (она имеет право), а родители спокойных учеников не согласны отдать в жертву Васиной социализации время, физическое и психическое здоровье своих детей (тоже имеют право). Так что, нашу ситуацию даже инклюзивной при отсутствии документального подтверждения не назовёшь: просто перетягивание правового одеяла/каната. (Посему, РЕДАКТИРУЮ И ЗАГОЛОВОК).
(И ещё кое-что родилось в ходе обсуждений и допечатано позже): А если у Васи нет документально оформленного и озвученного диагноза, то нет и инклюзива ( =НОРМА), значит "припудривания" администрациями такого поведения Вась под инклюзив НЕОБОСНОВАНЫ! И, если это НОРМА (раз нет оснований считать ребёнка инклюзивным), значит, дальнейшие действия родителей одноклассников могут быть связаны с ходотайствами о постановке Вась на внутришкольный учет, в комиссию по делам несовершеннолетних, детскую комнату милиции и т. п. Жалко Васю. Но отдать на откуп своего ребёнка ради сомнительной социализации психически больного Васи я не готова (своего ребёнка, пятилетнего детсадовца, я перевела в параллельную группу по той же самой причине, о чём напишу "детсадовский" Вась-пост).
Отвечая на комментарии, параллельно прогугливала тему введения инклюзивного обучения в России, поскольку в детском саду у младшего ребёнка меня ждёт продолжение темы Васи (Вася-2, продолжение следует ;). На просторах интернета нашла много вопросов родителей?учителей?обывателей?россиян: "Зачем это нужно? Зачем вводят инклюзию? Как невозможно всех одинаково лечить, так невозможно всех одинаково учить!" и т.п. Во-первых, наверное, для того, чтобы в рейтинге развитых стран подняться с 55-го места повыше (скорее всего, адаптация инвалидов есть критерий этого рейтинга). Не знаю, как аналогичные Васи выглядят на уроках в зарубежных школах, понаблюдать бы...Была на уроках только в Финляндии (21 место в мировом рейтинге), Вась там не видела. Зато 3 месяца на работе и 2 месяца дома на своём ребёнке, у которого в саду появился Вася-2, я наблюдала и пресекала копирование Васиного поведения разумными детьми, ибо психического заражения не отменить. Кому и зачем нужно такое психическое заражение, даже продолжать не хочется... Мне, как родителю (да и как учителю, обязанному показать качественный результат) оно НЕ нужно точно.
И ещё вычитала, чтобы школа могла работать с инвалидами, у неё должны быть условия и правильно оформленные бумаги на это дело, а не просто общая концепция по стране. (аналогично, как на платные услуги: есть бумаги - школа может зарабатывать наличку подготовкой к школе, например; а на "нет" и ничего нет)