Лекция Людмилы Ясюковой о происхождении школьных проблем и безграмотности.

Лучший ответ

Лекцию прослушала сто лет назад. С тех пор обхожу фонетику лесом. Общалась с учителями русского, задавала им вопрос - зачем это все? Ответ: ну как же, разве не прекрасно знать причины, тонкости, кружева нашего богатого русского языка! Вопрос: а зачем первоклашкам углубляться в прелести филологии, если они не выбрали себе эту профессию? Зачем им учиться читать-писать через тернии? Кто захочет стать филологом, велкам в МГУ, и пусть будет сто тонн фонетики. Зачем это детям? Ответа не было. До сих пор помню фразу "Глухие дети пишут более грамотно".
04.12.2019
я работала в школе для глухих. они реально пишут грамотно. я подисана на инсту своих учениц. если ты не в курсе что дева глухая, то не поймешь. у них свои проблемы, но орфография нормальная. прикол в том что чтобы сделать правильно фонетический разбор слова надо знать правила орфоэпии и орфографии. при этом есть словарные слова, которые надо тупо выучить.
05.12.2019
Знаете, что заметила: вот тут часто говорят о врождённой грамотности. Мол, либо дано, либо нет. Имхо, нужно много читать. Есть люди, которым это не помогает. Думаю, что есть от природы люди внимательные, наблюдательные, со склонностью к анализу. Они читают для души, но в голове постоянно подмечают закономерности, повторения. Такие как раз будут потом писать грамотно, не зная правил. У меня тройка по русскому, но пишу сностно. Есть творческие души, анализ и наблюдательность мимо. Может таким как раз нужно зубрить и доводить до автоматизма каждое слово. Можно в игре) Фонетика в любом случае лишняя. Воздушные люди умрут от скуки, изучая ее, анализаторы все равно запомнят свои наблюдения, а не бессмысленную кашу фонетики.
05.12.2019
про чтение и письмо. это разные процессы и чтение не тянет за собой грамотное письмо. письмо сложнее и когда мы читаем, то мы отдаем себе отчет как написано и не запоминаем так чтобы применить в письме. а вот когда мы списываем, то у нас получается именно моторная память, та самая врожденная грамотность. и кому то надо написать 2 раза, а кому то 42 раза, но оба запомнят. те опять возвращаемся - чтобы писать надо писать.
05.12.2019
Нет. Есть слова, которые я не писала в школе. Типа: Толерантность, Эндотермический, Прокрастинация и ещё миллион слов попроще, которые я не писала, потому что такой темы не было. Как видите, пишу их правильно. Есть так же имена иностранных политиков и звёзд, которые мы никогда не писали, но напишем правильно, ибо читали о них не раз.
05.12.2019
я не писала конгруэнтность в школе, но писала позже и просто запомнила как пишется. и все.
06.12.2019
Бессмысленный разговор. Вы не прочитали мой коммент выше про Толерантность.
06.12.2019
конечно бессмысленый. в вашу теорию просто не укладывается немного.
06.12.2019
так лекция то стара как мир )))) пс: ребенок не зная правил пишет грамотно. не зная звуко-буквенного анализа тоже. учит это сейчас тк школе надо. на вопрос учителю (я к слову тоже учитель и утрудила себя изучением вопрос историографии методики обучения русскому) для чего этот анализ слова как основа орфографии, елси мы говорим по правилу орфоэпии, а пишем по правилу орфографии и чтобы сделать правильно разбор слова по по составу мы прежде всего должны знать орфографию слова. ничего кроме выпученных глаз в ответ нет. пс2: мой во втором классе тест моей любимой Людмилы Апполоновны выполнил полностью. Я тоже. он пишет без ошибок, я как слышу если не думаю над написанием слова и не применяю гору правил. привет слуховой доминанте ;)
05.12.2019
увы , я в школу пошла умея читать в 1977 г - по старой системе и от дисграфии это не спасло на памяти изложение писали в 1м классе, сочинения со 2го (букварь 3 месяца) к 8му - 3 ставим 2 в уме было более 20% учеников в классе из 27 3 отличника с репетиторами ... 8 хорошистов и остальные так сказать ... проходили учебу -- так что сказки "о золотом веке" можно девочкам в зале рассказывать :)
04.12.2019
Пошла в школу в 90ом, читающая, подавляющее большинство всю началку отличники и хорошисты, человек 5 троечники (сейчас понимаю, что просто невнимательные и гиперактивные сдвгшки), один втрогодник. Дальше началась перестройка, появились новые учебники, так я помню, что ту же физику, геометрию сначала читала старые советские и понятные учебники старшего брата, потом свои. В аттестате 3 четвёрки, остальные пятерки. Дисграфии нет.
04.12.2019
старшая пошла в 1997 в спецшколе- 3 года отмучались ушли в обычную (отличники там были и хорошисты - все с учителями с 1го класса по 2-3 предметам) , в обычной школе уровень даже с моей школой на порядок ниже, при этом отличников не было явных двоечников тоже никого на второй год не оставляли --- если у меня про дисграфию и психиатрический диагноз сдвг не слышали , нас таких не пишуших (не слышащих было 3 на всю школу ) то у старшей таких было уже по 5-6 в каждом классе --- сейчас смотря на поколение младшей я понимаю что 96% детей имеют логопедическую патологию и ффнр ков среди них масса кстати не все дети в первом классе читают и это не сильно парит родителей
04.12.2019
мама моя 40 года рождения. с дисциркуляторной энецефалопатией писала без ошибок. так что не надо ничего рассказывать. мой ребенок пишет нормально, в отличии от меня. и это не само и не чудо. он просто списывает много, все так как учили когда то мою маму. результат есть и я продолжу в том же духе. правила и всю эту херотень в виде анализов для школы на трояк выучит и хватит, а как списывал - так и будет списывать. чем больше слов выучит написание, тем грамотнее будет всю жизнь писать. пс я 1 была такая проблемная на весь класс к 11 классу. но и то при применении правил я писала и пишу без ошибок.
05.12.2019
А причём тут диагноз обозначающий головные боли иногда астению применяющийся только в СССР и дисграфии? Я училась в московской школе 210, у нас был обычный класс и параллельно спортивный класса спортшколу Динамо, отличников и там и там было мало не о каких 5 ошибках на 6 листах диктанта речи не шло, в институт после 10 класса нашего поступили 5 человек, остальные училище техникум. Брат учился в другой школе района, картина примерно также. Так что видно "золотое время образование прошло мимо нас" :)
06.12.2019
эм, он к сожалению проявляется не только головными болями и астенией, а еще снижением когнитивных функций. увы. на тему вашего класса. я не знаю что у вас был за класс, у нас из 4-х девятых классов собрали 2 10-11. один из специализированный с био уклоном, по факту уклон был у всех, тк учитель биологии нас учила с 5 класса, была нашей класснйо до этого и ездила 2 года ради наших двух классов. не поступили в первый год на бюджет 6 человек из 56. это обычная школа на окраине Екатеринбурга, школа и сейчас дает не плохие результаты и ЕГЭ и поступления + покидают сильные дети в 5-8 классе по пути в гимназии профильные. это у вас была такая школа. тупыми классами не бывают.
06.12.2019
небыло в мире такого диагноза как нцд всд и хр повышение внутримозгового давления .... увы и ах мигрень, первичная гипертония , да множество чего есть умственная отсталость И так далее , но при этом дисграфия может быть а может не быть она самостоятельная единица и нозология . да самый обычный класс в самом обычном районе близ центра столицы между садовым и ттк брат учился в соседней еще 2е в другом районе москвы - без явных отличий в клинической картине . Дисграфия при этом только у меня , они в целом писали лучше все,хотя учились хуже и памятью такой не обладали :) -- Никаких фанатов учителей в нашей школе не было , а "вот крови попили" массу ,про мою подружку учитель математики -крыса " не голова, а пустая кастрюля..." это она моей матери вещала она же мне прогнозировала " тебя посадят в тюрьму , это должностное преступление.." перед всем классом у доски 45 минут отрывалась , за то что я расписалась под 4кой вместо матери в тетради училка по русскому была еще та стерва похлеще математички .... Когда старша пошла в школу , я категорично искала "получше" пошли в спецфранцузскую на беговой, там еще тот гадюшник оказался - учитель била по рукам линейкой , натравливала детей друг против друга и все было заточено на проплати оценку-сбежали в обычную и выдохнули - может сильно ничему и не научили но и нервы не трепали :) так что хорошее могу только о 601 школе написать --- C классом моим встречались наверно лет 6 назад по этому приблизительно знаю кто и как у человек 15 - великими не стал никто :)
06.12.2019
Места, где она дает прямые отсылки к Выготскому, - очень верные и актуальные. Мысль о том, что наша современная школьная программа скорее плоха, чем хороша - тоже не поспоришь. Все остальное, нуууууу. Из самого спорного: 1. Ее тест на понимание чтения. Спорный. Понять полный текст и вставить пропущенное - не одно и то же. Тем не менее, мне бы очень хотелось увидеть взрослых, которые с этим текстом не справились (а цифры озвучиваются огого). При рассуждении о понимании текста она приводит в пример Толстого, Достоевского и т.д. Но, у них действительно непростой язык. Плюс язык уже не очень-то современный. Проверять усвоение текста логично на современном материале. Обязательно качественном, но современном. У меня возникает еще вопрос, почему именно лингвистический интеллект (а сейчас выделяют 8 или 9 видов интеллекта) автор считает основополагающим? 2. Идея о том, что понятийное мышление развивается исключительно благодаря изучению наук. Не согласна. Выготский писал о своей времени. О том объеме и составе информации, в котором развивались дети. Когда у тебя варианты: дома безграмотные родители, а в школе грамотный учитель физики - понятно, где скорее заработает понятийное мышление. Сейчас же состав информации другой. Поэтому связи "нет в школе обособленной науки - нет понятийного мышления" не существует. 3. Текст "собака-белка-ежик-зайки" умилил. Почему автор считает, что самый существенный признак - это дикое и домашнее животное? По логике, про которую речь идет в лекции, признак "колючий-мягкий", "длинные-короткие уши" не менее важен. Особенно у маленьких детей. В прошлом веке, действительно, из этих четверых домашним животным была собака. А сейчас у людей водятся и ежики, и кролики. И с чего бы собака должна выделяться как самый верный ответ? Может, белка? Я только про белок в качестве домашнего животного не слышала. 4. Порадовало про "Стрекозу и муравей". Други, если детям жалко стрекозу - это очень хорошо. Это эмоциональный интеллект. А мы ведь знаем, что EQ в текущий момент считается более важным, чем IQ. 5. Финал лекции - учите детей дома, чтобы потом их отдать в лицей - вообще не вмещается в мою голову. "Вот откуда у нас идут дети, которые побеждают на олимпиадах". Не, если цель, чтобы ребенок побеждал на олимпиадах - то, может, оно и так. 6. "У гуманитариев почти отсутствует понятийное мышление" (среди людей с ВО Ясонова говорит про 20% людей, владеющих понятийным мышлением). Извините, конечно. Но этот посыл никак не сочетается с тем, что входит в понятие понятийного мышления. Есть у меня еще пункты помельче. Но уж без них обойдемся. В общем и целом полезных мыслей две: 1. читать вслух и понимать текст - не одно и тоже 2. Выготский - очень умный и прозорливый человек. Жаль только книги писал довольно трудным языком. Правда, это я знала и до лекции, так что полтора часа для меня мимо :) P.S. Скажите, это правда, что звуковая запись слов практикуется до 7 класса? 🤓
04.12.2019
интересно, Спасибо. Жалко, что кроме формулы успеха "родитель - занимайся ребенком - учи читать, считать, окружающему миру и до бесконечности" больше ничего не предлагается. То есть всем очевидно, что программа фигня, но ничего не происходит (
04.12.2019
В русскоязычных лекциях по педагогике это очень частая проблема. Большая часть времени уходит на историю, терминологию, типологию, мысли великих. А что делать - или не говорят, или говорят очень мало.
04.12.2019
ох и тернистый путь...
04.12.2019
Фонетический разбор слова сейчас с первого класса. Один из вопросов впр после 1 класса какое слово начинается с твердого звука, одно из слов было ёжик.
04.12.2019
С 1го понятно. Но до 7го ли?
04.12.2019
Я сначала написала комментарий, а потом посмотрела... В саду ни один из детей звуковым разбором не занимался. У сына дисграфия. Он как раз не слышит ряд звуков. :) Разбор слова делает механически.
04.12.2019
Как ёжик с твердого?! Теперь переиграли?
04.12.2019
Отписалась. С согласного мягкого, конечно.
05.12.2019
это реально трудности вызывает? Это уровень подготовки к школе даже. Мои обычные дети делают это не задумываясь. У меня в голове отложилось, что я тоже делала это в началке. В массе ни у кого с фонетикой проблем не было
05.12.2019
Трудности? Вы видео-то смотрели? Да? Когда ребенок пишет слово, то в каком виде оно у него должно быть в голове? В виде фонем или букв?
05.12.2019
нет, я все не осилила. Я не знаю, что в голове должно быть у ребенка. Но дети как-то справляются с этим,и мы справлялись. Я говорю, что в окружении проблем с подобным глобальных я не вижу. Подобные задания у детей на подготовке, делают без проблем. Я не спрашиваю, что у них в головах в этот момент) Другое дело дети часто в 6-7 лет как слышат, так и пишут, а-ля малако. У старшего это по большому счету как-то без проблем в первом классе прошло Я к тому, что особых ужасов в фонетики не вижу ,да она всегда была Меня больше английский удивляет, когда дети во 2 классе диктанты пишут, там то уж вообще слышится и пишется - две разные вещи
05.12.2019
зачем это ребенку?! зачем? мой ребенок прекрасно пишет не зная правил. учителя и репетитора это удивило. а чему удивляться?! он просто списывал регулярно, каждый день. чтобы писать грамотно не надо знать про йотированные звуки. это для письма не нужно. это вообще хрень собачья.
05.12.2019
для письма вообще много что не нужно. А уж чтобы сдачу на кассе посчитать тригонометрия точно не нужна и зачем ее в школе учат только)
05.12.2019
а причием тут тригонометрия и арифметика?! у вас странные понятия. во втором классе перед арифметикой пока еще тригонометрические функции не изучают как основу вычислительных навыков. поэтому со сравнением вы пролетели, можете попробовать еще раз.
05.12.2019
не нервничайте. Как мне, то пролетели вы
06.12.2019
У меня в дневнике есть лекция Людмилы Аполлоновны о фонетике. На днях сама задумась, а как же писать ёлочка или йолочка... До того, как сын пошёл в школу, я о фонетике и знать не знала. И ёлочка всегда была ёлочкой! Я когда слушаю её лекции, то плакать хочется.
04.12.2019
Фонетика в начальной школе вообще не поддается никакому здравому объяснению. К счастью, с детьми удалось ее избежать.
04.12.2019
Вам очень повезло!)
04.12.2019
Урок по интернету. Интернет