Войти Регистрация

Семейное образование: проблемы, перспективы, решения

10 февраля на канале Общественного телевидения (ОТР) прошел эфир, посвящённый семейному образованию.



В нем приняли участие: Ирина Абанкина - директор института развития образования НИУ ВШЭ; Сергей Громов - детский психолог; Сергей Чапковский - основатель проекта "Семейное образование" один из его первопроходцев; Александра Машкова - председатель Национальной ассоциации семейного образования; Руслан Ткаченко - председатель Московского родительского комитета, эксперт по семейному образованию; Кристина Сандалова журналист, автор блога Семейное образование как 2×2


https://otr-online.ru/programmy/prav-da/semeynoe-obrazovanie-problemy-perspektivy-resheniya-41228.html


Разговаривали про преимущества и отрицательные стороны как семейного образования, так и обучения в школе, как оно проводится, пытались развеять мифы о том, что ребенок на со абсолютно не социализирован и не самостоятелен, что он проводит время исключительно дома, с мамой, какими особенностями должны обладать родители, а также новый закон регулирующий со.


Так как время было ограничено, а каждый пытался донести свою точку зрения, то конечно тема раскрыта очень поверхностно. Но тем не менее, кому эта тема интересна, советую посмотреть.



Комментировать

Комментарии

Россия, Жуковский

Наверное отпишусь...

Я полгода сидела в группе "СО" в вацап. На 50% контингент там странный, очень много горячо идейных людей:вегитарианцев, антипрививочников и т.д. Знаешь, есть такой тип людей, которые любят вставать в опозицию.

Но я вынесла оттуда все что мне было нужно, хороших людей там тоже много.

СО, это обычный социум, со своими правилами и чудиками, как и везде.

Если хочешь - кину ссылку.

У вас на яснево есть несадиковский и нешкольный центр Кайманчик, мб ты знаешь.

Ответить
Россия, Москва

Мне в инстаграм очень нравятся несколько профилей. Очень не люблю категоричных людей, фанатизм в любом деле это не очень хорошо. А в иг, как правило, просто идет обмен информацией, ресурсами , опытом, люди знакомятся, встречаются. При чем даже часто один ребенок может быть на со, а другой в школе. Мне группы по со нравятся, что там много увлечённых мам, много чего интересного можно взять на заметку.

Ответить
Россия, Москва

Не, не знала, спасибо

Ответить
Россия, Екатеринбург

а для чего смотреть? чтобы что?

все разные. от сектантов, до тех кто вынужденно ребенка перевел.

пока правила игры не будут четко прописаны, не будет центров для работы с такими детьми по приему аттестации вне обычной школы и не запретят дистанционные аттестации - так и будут злоупотребляющие граждане по обе стороны.

пс: не представляю что испытывают дети сдавая годовую аттестацию раз в год незнакомому человеку.

Ответить
Россия, Москва

Ээээ, ну вот по опыту скажу, что аттестации раз в четверть или чаще, наоборот, портят СО, так что раз в год - самое разумное.

При частых аттестациях только и делаешь, что готовишь ребенка к аттестациям, учить знаниям некогда, углубиться в тему, которая понравилась ребёнку некогда, притормозить другую тему, пока дить дозревает нет возможности (например, письмо).

Если б я гнала ребенка к очередной аттестации, он бы не узнал столько про каменный век и Древний Египет, не дошёл бы до умножения/ деления, не увлёкся микромиром с микроскопом, не изучил бы таблицу Менделеева через опыты, не узнал бы столько по тайны природы. Нам некогда было бы прочитать столько книг, посмотреть столько фильмов. Он умел бы отсчитывать клеточки и называл бы пример "выражением", но решать задачки, как любит это сейчас - вряд ли.

Он делал бы уроки для меня, хороший, послушный, прилежный мальчик, который периодически взбрыкивает, но всегда возвращается на рельсы каждодневной рутины.

А сейчас это жадный до знаний, живой, любопытный ребенок, которой в данный момент смотрит эволюцию кораблестроения, потому что сам захотел.

Ему незачем уходить в мульты и игры от скучных уроков. Они не скучные, потому что есть возможность маневрировать. С постоянными аттестациями этого бы не получилось.


Ответить
Россия, Екатеринбург

вы сейчас учителю пишите.

не мешает никак знание того что вы пишите для того чтобы спокойно сдавать аттестацию.

мой не занимался осенью 2 месяца почти. те мы начали с ноября. сейчас у нас середина февраля - от программы второго класса по математике осталось максимум 2 недели.итого полгода на год. так мы не убиваемся за учебой и письменным столом.

русский в темпе класса идет, там есть проблемы.

окружайка - а что окружайка. не читая ничего тесты минимум на тройку пишутся. прочел и в курсе что спросят - будет 5. сразу за всю четверть сдал все тесты, потратил вечер на подготовку.

что может мешать учебе? у нас все жестче чем у СОшников в плане регламента, но тем не менее я учебники не открываю школьные и учу по тем пособия что мне нужно. Подобрать материал чтобы относительно совпадал со школьной программой не сложно, а когда вперед уходишь и это не нужно.

И никакие разрозненные поверхностные знания из разряда научпопа не стоят того стресса, который получает ребенок на аттестации.

И мои слова густо подтверждаются стонами об очных аттестациях от СОшников и любви к заочным аттестациям.

пс: странно учить индивидуально и иметь необходимость "гнать" чтобы к аттестации быть готовым. учить ребенка надо нормально и гнать не придется, а история в началке это профанация, тк дети даже в классе с периодизацией не могут совладать в силу недоразвитости абстрактного мышления и отсутствия понятийного аппарата. Я случайно историк с профильным пед образованием.

И про маневры и скуку. Есть понятие "пахать" и вечного веселья быть не может. А познавательный интерес это уровень интеллекта. И интересно все быть не может, когда будет не интересное, а учить надо. И вот на этом месте ваш подход даст промах.

методика обучения придумана давно, нового за последние - 100 лет ничего нет.

Ответить
Россия, Москва

Мне об этом говорили многие и 4 года назад, и до сих пор твердят) А мы всё ждём, когда же начнётся тот период, при котором не хочется узнавать новое. Знаете, почему он не начинается? Потому что мозг ребёнка постоянно хочет получать информацию, но родитель, боясь неудачных экспериментов, зачастую запрещает ребёнку что-то пробовать, или орет на ребенка, когда тот не тянет, мол, задача же простая! В результате ребёнок уже не хочет узнавать ничего нового, потому что за этими знаниями обязательно идёт критика. Ему проще уйти в мультики, они дают новую инфу и эмоции, но безопасно, там он не сможет испортить, сломать, недотянуть.

Если к ребёнку изначально подходить, уважая его интерес, уметь направлять его, то ребёнок продолжает быть таким же любопытным, как в начале жизни. Когда ребёнок остаётся любознательным, наука для него не труд, это смысл жизни. Даже если ему сейчас какая-то тема не интересна, она будет интересна через несколько месяцев. Именно поэтому семейное образование с редкими аттестациями идеально подходит.

Когда сын увлекся каменным веком, его не интересовало письмо. Конечно мы тренировали руку, но не через письмо, он лепил своих мамонтов, строил жилища из лего, клеил разных динозавров и т.д. Потом мы писали письма динозавров друг другу, но объём был не столь велик, как это требовалось по школьной программе. Спустя 3 месяца у него возник интерес к письму, он стрелой помчался и догнал своих сверстников. Тоже самое было с математикой. Его долго не интересовали уравнения и геометрия, потом увлекся, и вуаля, сейчас он проходит геометрию 4-5 класса.

По факту, чтобы пройти первый класс окружайки, нужно либо тупо вызубрить текст в учебнике, либо разобраться в каждой теме основательно. В учебнике говорится о том, что в России живут разные народы и идёт перечисление с процентным соотношением. Откуда эти народы, чем отличаются, почему они там оказались, почему это тогда одна страна - нет инфы. Ты, главное, запомни, сдай, а в пятом классе тебе объяснят.

Я учу ребенка понимать, для этого приходится пройти историю человечества, политику, географию, и немножко экономики.

Чтобы пройти тему клетки в живом организме, нужно пройти эволюцию, биологию, узнать, что такое белок, фотосинтез, кем были раньше митохондрии, захватить немного химии и физики. Ребенок понимает структуру, будто сам эту клетку создавал. Он не зубрит и не забудет.

Да, школьный курс - легкотня, но он пустой и бессмысленный.

Получается, что мы сейчас проходим курс 1-5 класса, все это за год. Да, аттестации сильно отвлекают и не дают серьёзно увлечься темой.

Ответить
Россия, Екатеринбург

все то что вы пишите (про науч поп) есть и всегда был у моего ребенка и мне странно что это как то может мешать усвоению соц минимум школьной программы.

мешать может только в 1 случае, но это уже раздел ОВЗ и кор работы.

и как бы вы не фантазировали что вы з год прошли курс 1-5 класса, это не так.

вы сама себе противоречите.

чтобы сдать курс окружайки за 1 класс надо просто иметь нормальный познавательный интерес, интеллект и нормальных родителей, которые занимались ребенок до школы.

а если вы не занимались, то тем более нужно нормально учить ребенка.

а чтобы понимать историю знать не надо, история не учится детьми младшего школьног уровня, они не способны ее усваивать в том виде как науку.

причина проста - полное отсутствие сформированного понятийного аппарата + отсутствие того что сейчас именуют УУД.

и чтение рассказов по истории (что мне казалось само собой разумеющимс и не имеющим отношения к учебе как таковой) не есть изучение истории.

я не обыватель, не понимающий сути обсуждения. стоит притормозить и фантазировать на эту тему с другим оппонентом.

Ответить
Россия, Москва

Если ребёнку подавать науку сухим, учительским языком, то да, он не осилит программы 1-5 класса в 7 лет. А вот если дать интересно, вкусно, через игры, мультики, любимые книги, разговоры с интересными людьми, то он способен не только запомнить, но и понять, что из чего вытекло, почему именно так, а не иначе.

Ответить
Россия, Екатеринбург

вкусно это про еду.

А вообще у вас какое образование?

исходя из того что пишите вас ни образования ни знаний.

Через игры, мультики учат умственно отсталых и ЗПР.

все остальные способны читать тесты по возрасту, слушать нормально подготовленный по возрасту материал и усваивать его.

А понимание материала гарантируется сформированным понятийным аппаратом.

Я понимаю что тем кто не имеет нормальной базы сложно нормально учить ребенка не превращая это все в абсурд и безсистемность.

Я вам подскажу - есть 3 вещи которые надо знать - материал, методики и технологии.

К этому еще нужно прибавить знание ученика, его возрастных психологических и физиологических особенностей, уровня сформированности понятийного аппарата - и все получится само.

пс: вы пишите охинею. мир не черно белый и кроме выпускников классических университетов, способных только читать лекции, есть еще и те кто имеет квалификацию "учитель" и умеет учить детей не превращая обычное формирование базовых понятий и понятийного аппарата в заглубление материала до бесконечности.

И не стонет что свое неумение организовать процесс обучения мешает сдачи социального минимума.

Ответить
Россия, Москва

Ну тогда у нас и взрослые умственно отсталые)) Если вы не заметили, то сейчас любую новую инфу подают с песнями и танцами, если хотят, чтобы максимально большое количество людей ее усвоило. Та же реклама, агитации, коучи на своих семинарах, инглиш через все формы, от сериалов до проигрывания ситуаций. И никто не считает своих учеников тупыми. Психологи изучают и открывают новые способы подачи, десятилетиями крутят психологию, и так и этак, а у вас это оказывается "для тупых".

Ну да, надо сесть, руки на стол и внимать. А учитель будет зачитывать параграф из учебника, это его максимум. А кто не понял, тот тупой, сразу диагноз. Не дай боже предложить учителю рассказать интересно - это унижение, ибо у великого педагога комплекс бога.

Ответить
Россия, Екатеринбург

Я не знаю кому и что подают, но подавляющее большинство учится по старинке.

На тему комплекса Бога - он у вас.

И не надо писать что все и везде учат через игру. Игровые технологии обучения весьма ограничены в применении, как не смешно заметить.

А вообще начните с малого - прочтите все то что читают нормально образованные педагоги, потом посетите психотерапию, пролечите собственных тараканов и глядишь мир из черно-белого с врагом в лице школы превратится в цветной с полутонами и разными прекрасными педагогами.

а тему открытия психологами - психологи не открыли ничего нового, все давно открыто и описано, а все что типа новое это методики обучения детей с нарушением интеллекта.

Почему вы избрано читаете? Сейчас очень интересные открытия от нейрофизиологов, которые очень многое прекрасно объясняют.

А если бы это читали то прекрасно понимали что вы делаете не так и почему ваш ребенок на индивидуальной форме не способен сдавать соц минимум, который сдают все дети, даже с ОВЗ и не придумывали отговорок почему написание трехконтрольных в четверть мешает вам читать научпоп 🤣

Ответить
Россия, Москва

У меня есть педагогическое, специально получила второе высшее для занятий с сыном. Сейчас буду ещё повышать квалификацию. Но мне нравится подход к обучению именно игровой, дети так легче усваивают материал. Да, где-то должна быть работа и просто по пособиям и материалам, но в основном подача должна быть через игру, экскурсии, путешествия. Чтобы это было интересно и увлекательно, а не нудный учебный процесс. Зачем тогда переходить на СО?🤷‍♀️

Ответить
Россия, Екатеринбург

Через игру подача материала для ДОшкольников и детей с проблемами с обучением, те это умственная отсталость.

все остальные в школе имеют развитую произвольность и спокойно обучаются без игровых методик. Исключение деловые игры, но это уже групповые формы прежде всего.

пс: корка может у вас есть, но базовых знаний нет. ни в возрастной анатомии и физиологии, ни в педагогике, ни в психологии. Методики вы тоже не знаете, как и технологии.

пс: на СО переходят: первая группа ради качества обучения, вторая группа : индивидуальный подход (для обучения как детей с трудностями обучения, так и с теми кто одарен), еще одна группа "горе от ума" родителей, которые решили что они точно-точно крутые типа педагогики и четвертая группа это идейные (сектанты любых конфессий, ограждающих детей от влияния социума).

так вот первое (качество) и второе (индивидуальный подход для способных) это больше чем соц минимум, но всегда с опережением и всегда в системе, с формированием нормальных базовых основ. Это я про началку. все углубленное это прежде всего опережение программы обычной школы.

Это значит что ребенок уходит вперед, ему дают базу из элементарного, потом когда есть базовые элементарные начинают расширять.

Пример: 1 класс - слова делят на группы отвечающие на определенные вопросы, во 2-м уже вводят понятие части речи. если ребенок занимается индивидуально, то он неминуемо (при норме интеллекта) уходит вперед.

так же с математикой - если взять двух детей с одинаковыми знаниями, то тот что на индивидуальной форме при регулярности и качественности занятий способен будет усвоить программы 1,5-2 лет за год. Объяснение одно и очень логичное - индивидуальная форма самая эффективная форма обучения.

пс2: мне вообще странно писать элементарное человеку типа с высшим образованием.

пс3: все давно придумано и опробовано, густо описано и давно известны пути эффективного обучения детей. ваш путь в принципе мертворожденный изначально.

Ответить
Россия, Москва

Для младших классов сейчас тоже советуют давать материал через игру. Вот Вам самой как легче запомнится допустим история Египта, если Вы просто прочитаете книгу, или если после книги еще сходите 6а экскурсию, где Вам все расскажут в лицах и красках?

Сейчас даже взрослым людям часто через игру знания подают. Мужа недавно на курс повышения квалификации отправляли, для руководителей отдела. Так они всю неделю только играли)) Лекция была только одна, вступительная и все, а дальше игры, игры, игры))

Ответить
Россия, Екатеринбург

кто советует? для каких классов?

я помимо первого образования имею еще одно и по той специальности повышаю квалификацию.

К меня есть 2 учебника, это перевод англисйких изданий (на языке оригинала они у меня тоже есть), предназначены для студентов английских колледжей по направлению "мода, дизайн и конструирование одежды".

так вот в 4 издании, которому лет 20 нормально записанные формулы с сокращенным названием мерок и никаких дополнительных справочных материалов.

А в 6 издании (напоминаю страна, автор и назначение те же), сокращений нет, а в справочных материалах рассказывается как построить круг. Ни про какое число Пи там и речи не идет, там сразу написано 6,28.

те прямая тенденция на отупение массы видна.

Для обучения умственно полноценных детей с нормальным уровнем интеллекта игровые формы нужны в минимальных количествах в определенных темах.

на тему изучения истории Египта. Вы зря вообще про это напимали, история египта моя специализация в институте.

вы ей не сможете научить первоклашку и вообще изучение истории начинается не с египта.

чтение науч попа по типа истории чтобы дать представление что это все таки когда то было не надо особо много времени. пара красивых и достойных книг от издательства лабиринт и это никак не помешает ребенку придти и написать 3 раза за четверть тест по окружайке или диктант или контрольную по математике.

пс: у каждой педагогической технологии (куда входит "игра") есть свое строгое назначение. я в курсе когда и для чего применяют игры, а ваш муж точно не бух учет подтягивал или знание технологий.

Ответить
Россия, Москва

Управление отделом подтягивал.

Ну ладно, каждому свое, я видимо тоже умственно отстала, всегда интересней было когда преподаватели вносили какую- то креативность и игры в обычный урок.

А про то, что в младших классах нужно чаще использовать игровой подход, нам рассказывали в Мпгу (московский педагогический государственный университет ). Точно не вспомню, но кажется предмет так и назывался Игра: современный подход. Вела удивительный преподаватель и психолог, с многолетним стажем Авдулова Т.П. и мне кажется это очень логичным, так как младшие классы это еще совсем дети.

Ответить
Россия, Екатеринбург

вы могли не писать, исходя из примененной технологии я понимаю чему учили.

Ответить
Россия, Москва

Я Вами искренне восхищаюсь! Побольше бы таких мам с таким отношением к ребенку👏👏👏

Ответить
Россия, Москва

Судя по динамике, их становится все больше. Раньше мама родила, сдала в ясли-бабушкам и пошла к станку. Сейчас мода на совместное времяпровождение, карточки Домана, кубики Зайцева. Некоторым мамам это по-прежнему не айс, а кто-то вдруг открывает, что это круто, что ему нравится наблюдать за развитием, видеть удивленные глаза ребенка. Психология стала доступней, больше понимания, что там, в этой маленькой головке, почему он так себя ведёт и как нужно реагировать.

Следующее поколение вырастит детей с большей привязанностью, эти дети превратятся в спокойных родителей, которые не боятся любить своих детей. Рожать будут позже, с осмысленностью, с состоявшейся карьерой, готовые к родительству.

Главное, чтоб войны не было) А так, динамика отличная.

Ответить
Россия, Москва

Больше, но не так как хотелось бы. Я одна из таких мам, которая с удивлением обнаружила , что мне очень интересно заниматься со своим ребенком, время проводить вместе. И муж у меня такой же. Но мы среди своих друзей исключение. Все быстро своих поспихивали на бабушек или в сад (а выходные к бабушкам) и продолжают жить своей жизнью. Мы даже со многими перестали общаться, слишком разная жизнь теперь, не смотря на то, что дети у всех примерно одного возраста. Я здесь на бб, как раз в свое время зарегистрировалась, чтобы найти единомышленников, таких же увлечённых мам.

Ответить
Россия, Москва

Тогда вы, по логике, должны были уже найти Фреду в ЖЖ и группу поддержки СО в ФБ.

Здесь мало СОшников и посты раз в пол года.

Ответить
Россия, Москва

На фб нашла , и в иг тоже сейчас много. А вот за фреду спасибо)

Ответить
Россия, Москва

Ой, а где в инсте, не подскажите?)

Ответить
Россия, Москва

Больше всего мне нравится @marikry она как раз в этой передаче тоже есть. У нее сыну уже 13, интересно пишет.

@ychim.doma

@tati_tale

@deti_doma_dnevnic

@mama.uchit

@lyudmila_binko

Ответить
Россия, Москва

Спасибо большое)

Ответить
Россия, Москва

Просто многие интересуются этой темой, часто возникают споры на блоге. Я скинула это для тех, кто думает переводить ли ребенка на со или нет.

Ответить
Россия, Екатеринбург
информации масса. причем у всех свое СО.
а те кто думают, явно не в спорах участвует,а переводит.
Я больше вижу каких странных идейных людей на СО с навязчивой идеей отличаться и быть вне системы.
Ответить
Россия, Москва

Вы не правы. В эфире как раз участвовали, реальные родители, дети которых на со. На одну из мам, я давно подписана в иг, она очень интересно рассказывает о со, её сыну уже 13. А также круг людей, где она общается не может не заинтересовать. Все очень интересные личности, активные, которые находят для своих детей лучшие образовательные платформы, педагогов, занятия. Я раньше тоже думала, что на со переходят только странные люди, пока не начала всерьёз этой темой интересоваться.

Ответить
Россия, Екатеринбург

я знаю лично тех кто учит и или учил. И вижу какие он разные. А еще у одной типа блог читаю. там столько вранья и того чего нет.

Так что как видите опыт совершенно разный у всех.

У меня тоже по сути СО, только именуется заочкой и мой ходит сдавать в школу несколько раз в четверть.

И я учу не так принципиально как те о ком я выше писала.

А странных там не просто много, а очень много. Не идейных, а вынужденно там единицы.

Ответить
Россия, Москва

Видимо действительно разный опыт))

Ответить
Россия, Екатеринбург

учитывая уровень знания предмета с названием "как и чему учить ребенка", у нас разный уровень понимания что происходит на самом деле.

Ответить