Выходные в Минске на велосипедах
Круизы морские и речные.Закинули велосипеды в машину и в пятницу после работы поехали в Минск. Что понравилось:
- город маленький. В первый же день проехали его два раза туда-обратно, получилось 66 км. Для сравнения - в Москве мы от Юго-Западной до Коломенского вдоль реки и обратно тратим около 73 км. На второй день в Минске мы уже откровенно ломали голову "Куда же поехать?" Проехали с запада на восток 36 км, после чего уже отправились в Москву.
- очень просторно, широкие тротуары. Есть где развернуться.
- пешеходов очень мало (по сравнению с Москвой). Они обучаемые и по велодорожкам почти не ходят. К велосипедистам относятся с пониманием.
- в городе только славяне, вы услышите только славянскую речь.
- очень чистый город. Просто удивительно чистый. На улице не валяются пакеты из-под чипсов, на асфальте нет рекламы наркотиков, столбы и остановки не испорчены объявлениями.
- очень свежий воздух. Да, машины иногда чадят, но по сравнению с Москвой это идеально чисто. И песка в воздухе совсем нет. В Москве я то и дело жую песок на губах.
- на асфальте нарисована сеть велодорожек. Хотя в некоторых местах эта разметка чисто символическая. Просто на асфальте в нескольких местах нарисовали велосипед и стрелки, без установки дорожных знаков и прорисовки линии движения велосипедов.
- киосков, где можно купить воду и мороженое, нет. Но есть уличные кафе, где можно или взять кофе с собой или посидеть, поставив рядом велики. К великам кафе лояльны.
- в черте города много зеленых парков с тропинками разной степени устроенности.
- мы останавливались в апарт-отеле "Комфорт". Он находится неподалеку от центра города, м. Грушевка. Это квартиры в новом доме. Есть кухня, мы там варим кофе на дорогу. Есть большой грузовой лифт для великов. В номере просторно.
По дороге нашли стационарный советский туалет под землей. Платный, 5000 бел. рублей. Это около 25 р. Карты к оплате не принимают, это правило для всех туалетов города. Меня пропустили так, но потом мы нашли банкомат и сняли там эквивалент 2000 р. Нам хватило на туалеты, чаевые и еще осталось.
Главная велодорожка города вдоль реки Свислочь оказалась удивительно пуста. Кстати, пешеходы в Минске воспитанные, идут по своей части. Мы не встретили на велодорожке ни взявшихся за руки роллеров, ни мам с колясками. По маршруту довольно много мест для отдыха велосипедистов, с навесами. Словно остановки, но по бокам стекла не вставлены. Видимо чтобы объявления не клеили и не писали вольнодумства :)
Туалеты вдоль трассы есть, но они чуть в стороне и платные. Поставили бы бесплатные, как в Москве в парке Горького или в Хельсинки. Еще вдоль трассы очень не хватает палаток с едой и питьем. Ну или хотя бы автоматов продажи еды. На маршруте мы свернули в сторону и купили кофе с собой, но он оказался гадкий, горький.
Но вообще велодорожка хороша. Асфальт ровный, лучше чем на тротуарах в Москве. Есть освещение вдоль трассы.
Кажется, мы были единственными, кто днем ехал с включенными габаритами. У местных это почему-то не принято. И контактные педали мы видели лишь один раз за все время.
Прочитали правила велосипедного движения в Минске. Оказывается, при наличии тротуара ехать по дороге нельзя. А пересекать "зебру" можно только спешившись. И мы первый десяток раз действительно останавливались, слезали с великов и переходили дорогу. Вернее, перебегали, поскольку сигнал для пешеходов очень короткий по времени. Я не знаю как бабули успевают перейти.
Минск - призрак несбывшейся Москвы, какой она могла бы быть, но не стала благодаря последним 25 годам. На окраинах города огромные зеленые территории и маленькие деревянные домики. По диагонали с севера на юг красной полосой проходит главная велодорожка.
Вот еще удобный вариант карты велодорожек Минска. На самом деле здесь отмечены далеко не все туалеты, а столько велопрокатов мы не встретили.
Для знакомства с минскими велодорожками хочу рекомендовать отличный пост novotor по маршруту "Немига - Парк Победы" - http://novotor.livejournal.com/85058.htm
И огромное спасибо denizion за его подробный пост об организации всей велодорожки - http://denizion.livejournal.com/850.html. Особо ценны фотографии крутых арочных мостов с бетонными стенами в качестве стоперов для неловких велосипедистов. Благодаря его фото-работе, я была готова к этому непростому испытанию, но такого выброса адреналина я давно не испытывала. Не знаю зачем проектировщики и чиновники сделали настолько опасные участки маршрута. Но теперь я знаю свои возможности (умение внезапно переходить на 1-ю передачу и бить по тормозам дабы не уйти лицом в стену).
Вот пара фото этого чудо-моста, будь он неладен:
Да, маршрут вдоль реки Свислочь интересный, но второй раз ехать не хочется - скучно. Было бы лучше, если велодорожка петляла бы дальше, а не заканчивалась тупиком. И мы покрутили педали обратно в центр города. Проехали через парк Янки Купалы. Там ему установлен грандиозный памятник. В парке уютно, много цветов, огромные ели. Бонус - ручные белки. Так что запаситесь орешками.
Какое-то неимоверное количество кормушек в парке.
Мы выехали на Проспект Независимости и покрутили педали к "Василькам", где вкусно кормят белорусской кухней. При входе в "Васильки" пристегнули велосипеды, нам довольно быстро принесли наши грибные супы и драники.
Во второй день температура радовала. +29. Небо мгновенно прояснилось, словно вчера не было тяжелых серых туч.
В этот день мы решили проехать город с запада на восток. Ехали немного отклоняясь от прямого маршрута, чтобы накрутить побольше километров и посмотреть на изнанку улиц. Проехали мимо ж/д вокзала. Очень красиво, чисто. "Ворота в город" впечатляют. Нигде нет запаха бомжей, мусора, наляпанных объявлений. Никаких палаток и продажи вещей с рук.
В городе есть небольшие перепады высот, что добавляет тонуса в поездку. Удивили большие пространства в центре города, наполненные газонами и деревьями. В Москве такую роскошь не найти, любой клочок свежего воздуха и пространства экстренно застраивается. Наш Гагаринский район (спроектированный не дураками) испортили жадные и бездумные застройщики. Теперь существуем в тоннеле нависающих высоток. А когда-то это были парки...
Ботанический сад за высоким забором мы объехали, вход в него оказался закрыт и обвешен неимоверным количество объявлений в стиле "Запрещено" и "Воспрещается". В парк Челюскинцев нас с велосипедами не пустили, хотя при входе никакого запрета не указано.
Мы выехали на соседний Проспект Независимости, одну из главных улиц города, и поехали искать уличное кафе. На Пр. Независимости д. 111 нашли кофейню Sorso di espresso. На улице были расставлены столики, велосипеды мы оставили рядом с липой. Мне хотелось бы, чтобы и Тверская была такая я же широкая, тихая, зеленая, с настоящими большими липами.
Внутри кафе есть экран и на нем каждую среду показывают фильмы на оригинальном языке.
У кофейни есть Facebook и Instagram.
Кофе был вкусным, ароматным, в меру мягким и в меру терпким. Нам понравилось. Чизкейк с абрикосами и творогом был прекрасен. Ролл с ветчиной послужил нам обедом.
И мы покатили дальше в сторону Национальной библиотеки. В прошлом году мы поднимались на ее крышу и обозревали окрестности с высоты 73 м - http://homaaxel.livejournal.com/1016528.h
В этот раз мы решили проехать вдоль канала Слепянской водной системы. Он выглядит как маленькая извилистая речушка.
Три десятилетия назад, в 1981 году, в эксплуатацию была принята Слепянская водная система - рукотворная река, украшающая восточную часть белорусской столицы.
Протяженность этой водной артерии более 20 км. Вода, вытекающая из Цнянского водохранилища, далее самотеком идет по 11 каскадам. В основании рукотворного русла лежит грунт. Специалисты поясняют, что по своей биофауне и растительности рукотворный канал не отличается от Свислочи, тем более что питаются они одной и той же водой. Только в Свислочь из водохранилища Дрозды вода самотеком попадает через Комсомольское озеро, а в Слепянскую систему закачивается насосами через Цнянское водохранилище.
Купаться в Слепянской системе нельзя - этого не позволяют ее технические параметры. В некоторых местах скорость движения воды велика, и это весьма опасно - человека может попросту унести течением. Еще одной технической причиной, не позволяющей купаться в Слепянской системе, является оформление ее берегов: выпрыгнуть на бетонную набережную с полутораметровой глубины весьма затруднительно - все равно что взобраться на бортик бассейна.
Вот здесь лежит отличная подробная статья с картами и фотографиями по всему руслу, рассказывающая о проекте и создании этого искусственного канала - http://realt.onliner.by/2012/09/08/darri
"Строительство Слепянской водной системы было закончено в середине 1980-х. Масштаб проделанного здесь архитекторами сейчас уже сложно представить. Вся работа выполнялась в условиях маловодного режима города на экологически запущенных территориях. Вместо технических каналов и подземных водоводов к предприятиям было рекультивировано более 150 га земли, занятых ранее многолетними свалками промышленных отходов. За десятилетие работы город получил практически непрерывную систему парков и скверов общей площадью более 300 га, где одновременно могут отдыхать более 60 000 человек.
Ландшафтных работ такого колоссального размаха не проводилось нигде в Советском Союзе. Реализация проекта позволила озеленить и обводнить огромные жилые массивы, где живут сотни тысяч минчан, приблизить места отдыха фактически к порогу их дома. Трудно оценить и масштаб потребовавшихся от государства инвестиций.
В 1989 году авторский коллектив во главе с Н. Ф. Жлобо за «Архитектурно-ландшафтные комплексы восточных районов г. Минска» был удостоен Государственной премии СССР в области архитектуры. Это единственный минский объект, получивший общесоюзную творческую награду такого высочайшего уровня."
В апарт-отеле "Комфорт" мы останавливаемся уже третий раз. Отель представляет собой отдельный корпус свежепостроенного дома в несколько подъездов. Большой лифт позволяет легко поднять велосипеды на свой этаж. Если хотите, вас накормят завтраком. Он довольно простой, но сытный. Нам было лень ориентироваться на время завтрака (учитывая, что спать мы легли в 2 ночи и мечтали выспаться), поэтому с собой взяли арбуз, бутылку сардинского вина, всякие заварные каши и супы, яблочные пюре, зефир, шоколадку и конфеты. Арбуз и бутылка вернулись обратно в Москву :) Конфеты "Ёшкина коровка" фабрики Рот-Фронт оказались самым вкусным энергетиком для велопоездок.
Номер прекрасный, просторный. Есть где поставить велосипеды. На кухне есть все необходимое, вплоть до кухонного полотенца и соли. Единственно озадачивает отсутствие чистящего средства для мытья посуды, но судя по блеску тарелок, их моет сам персонал.
Матрас на постели довольно жесткий, подушки плоские и относительно плотные. Спали мы как сурки, все понравилось. Особенно одно большое одеяло на двоих, что бывает далеко не всегда при одной большой кровати.
Ванна просторная, есть большая сушилка. Все новое и приятное. Белье вам поменяют даже если вы в 2 часа дня вышли из номера. Мы были приятно удивлены :)
В вашем распоряжении еще будет застекленный балкон с видом на внутреннюю детскую площадку.