Лев Толстой . Реформа питания. Написано в 1903 г.!!!
Знаменитые вегетарианцыРеформа питания"
http://www.vita.org.ru/veg/veg-literature/l-tolstoi-son_reforma_pitania.htm
(Слово убежденного вегетарианца)
М. Г. и М. Г-ри или лучше сказать: любезные сестры и братья!
Мне хочется поделиться с Вами несколькими мыслями, хотя не новыми, занимавшими меня последнее время по вопросу о реформе нашей пищи.
Петербургское вегетарианское общество служит именно этой важной и доступной каждому стороне реформы нашей жизни, и поэтому здесь уместнее всего говорить о ней.
Петербургское вегетарианское общество, проповедуя необходимость для всех нас бросить питание мясом, советует заменить его пищей растительной, что и справедливее, и выгоднее, и нравственнее. Мясоедение не имеет ни малейшего оправдания ни с какой точки зрения; доказано наукой и опытом, что мясо вредно человеку и что оно - не естественная пища для него. Доказано и проверено, что человек как тип высшей обезьяны - не всеядное, а плодоядное животное по внутреннему строению своему, зубам и кишечнику; что мясо, попадая в желудок человека, переваривается в нем с большим трудом, вызывая болезненное напряжение всех внутренних органов. Доказано, что мясо вводит в организм человека множество ядов, гораздо большее количество, чем отбросы от растительной пищи, заражая и портя этим кровь и производя многие болезни. Доказано и проверено опытом, что люди, живущие на растительной пище, живут дольше мясоедов, и что они здоровее и выносливее последних. С физиологической точки зрения поэтому не может быть сомнения в том, что мясо - яд, и что оно должно быть отброшено, как вредный продукт питания.
Теперь с экономической точки зрения. В этом отношении доказано, что только самая ничтожная часть человечества, какая-нибудь пятая часть его, питается мясом, все же остальное громадное большинство на земле - вегетарианцы. Если бы все люди стали есть мясо, никаких пастбищ бы не хватило для убойного, искусственно разводимого скота. С другой стороны доказано, что с одной и той же площади земли можно получить во много раз большее количество здоровой растительной пищи - зерна, овощей или фруктов, чем можно выпасти на этой площади скота и получить от него животной пищи. С заселением земли пастбища поэтому непременно сокращаются и сократятся и заменятся и заменяются пашнями, огородами и садами.
Кроме того, растительная пища дешевле мяса и, если обратиться к цифрам, они красноречиво докажут нам это. В прекрасной книге одного шведа-вегетарианца, заглавие которой "Здоровая жизнь", приведены следующие сравнительные примеры между содержимым белка в мясе и растительных продуктах вместе с ценами того и другого.
В 100 граммах гороха мы находим 20 грамм белка, столько же, сколько в 100 граммах бычьего мяса, между тем, как первые 100 растительный грамм стоят 2 эре, то есть, 1 коп., а 100 последних - 13 эре, то есть, 6 1/2 копеек. То есть, мясо дороже гороха в 6 ? раз.
В 100 граммах пшеничной муки мы находим столько же белка, сколько в 100 граммах телятины, курицы или свинины, тежду тем как мука стоит в пять раз меньше этих сортов мяса.
Я бы мог привести еще множество примеров той же правды, но довольно пока и этих, чтобы показать преимущество растительной пищи перед животной с экономической точки зрения.
С нравственной стороны мясоедение также не имеет оправдания и представляется в наши дни темным, позорным пятном нашей культуры. Мы размножаем и убиваем животных для питания нашего, когда это не только не необходимо нам, но даже вредно. Мы уподобляемся в этом случае сумасшедшему, который вообразил себе, что ему надо съесть собственную руку для того, чтобы жить, и поэтому до крови искусал себе пальцы. Когда этого сумасшедшего стали кормить, он постепенно стал успокаиваться и поправляться. Мы едим животных, этим точно так, как сумасшедший, уничтожая наше здоровье, губя себя этим и раздражая, и не выздоровеем, пока не бросим этого и не насытимся естественной для нас растительной пищей.
Между тем, вряд ли кто-нибудь из нас согласился бы пойти на бойню и убить там быка, как это делается палачами, ежедневно и ежечасно.
Если кто не видал наших современных городских боен, я советую сходить туда в какое-нибудь яркое весеннее утро и взглянуть, как кругом вас падают на передние колена, сраженные ударом мясников, беспомощные, бессловесные животные с большими глазами. Это очень поучительно. Потом, в мгновенье ока, с животного, еще теплого и трепещущего, сдирают шкуру и также живо вынимают из него дымящиеся внутренности. После посещения бойни вряд ли кто захочет съесть за завтраком кусок красного ростбифа или бифштекса, а если кто и сделает это, так только вполне испорченный, бездушный человек. Я говорю "бездушный", потому, что не может душа человека не возмутиться и не содрогнуться и не почувствовать страдания, при созерцании того, как была погублена перед ним другая душа, хотя и принадлежащая животному низшего порядка. Чуткий человек страдает при виде березы, которую срезали пильщики, которая, трепеща листами и вздрогнув перед смертью макушкой, с шорохом и треском ударилась об землю.
Я убежден, что в будущем человечество перестанет питаться и растениями, а будет питаться одними плодами, которые созданы самой природой, как идеальная пища для человека. Фрукты, созрев, сами падают с дерева и, съедая их, вы не губите ничего живого. Вы не губите даже зерна и семени.
Идеал реформы нашей пищи лежит именно в достижении фруктового питания, - питания плодами. Может быть, много тысячелетий пройдет прежде, нежели мы достигнем этого, а может быть, мы добьемся этого и гораздо раньше потому, что никто не знает будущего движения жизни.
Но оставим будущее и вернемся опять к настоящему.
Мы видели, что мясо - яд; мы видели, что есть его всем людям на земле невозможно; что делать это безнравственно. Мы убедились во всем этом и сделались вегетарианцами. Прекрасно. Что же мы будем есть теперь, пока нам недоступно еще питание одними плодами? Достаточно ли у нас питательной растительной пищи, которая могла бы сейчас заменить нам животную? На это не может быть двух ответов. У нас достаточно и слишком много не только хлеба и овощей, но довольно и плодов, если бы мы захотели питаться исключительно ими. У нас есть превосходные русские яблоки и груши, превосходный русский чернослив и разнообразные русские ягоды. Нам доступны и фрукты южных стран, при все облегчающихся способах сообщений. Почему бы нам не питаться исключительно плодами?
Раз это естественная пища человека, мы, наверное, будем прекрасно чувствовать себя, употребляя ее исключительно.
Но нам страшно прямо и открыто перейти к правде.
Среди нас не найдется ни одного такого храбреца, который бы решился сделать над собой такой опыт и это, может быть, от того, что человечеству уж так на роду написано, - двигаться вперед черепашьими шагами, и только постепенно достигать лучших форм жизни и исправляться и освобождаться от своих предрассудков.
Вегетарианство, в современном смысле его, и служит этому.
Бросим сначала мясо, будем питаться зернами, овощами и фруктами, кашами, хлебом, репой, морковью, капустой, яблоками, грушами и так далее, - будем питаться всем этим сначала в вареном, жареном и тушеном виде, то есть, испорченном огнем виде, - чтобы перейти потом к питанию сырыми плодами, о есть, естественной пище человека.
В двух заседаниях этого Общества, на которых я присутствовал, из публики было несколько человек, желавших знать определеннее, что же есть людям, бросившим питание животной пищей? Я говорю "животной", потому что я убежден, что и яйца, и молоко, которые допускает Петербургское Вегетарианское Общество, вредны человеку, и не суть его естественное питание. Вместе с растительной пищей животные продукты в желудке человека производят брожение, вредно отзывающееся на организме. Впрочем, это не так важно. Важно, чтобы мы сознали сначала, что мясо для нас яд, чтобы идти дальше....
http://www.vita.org.ru/veg/veg-literature/l-tolstoi-son_reforma_pitania.htm