Японская вышивка: сашико, бунка, гладь
Интересная и полезная информация для вышивальщицВышивка на ткани, выполненная искусными мастерами, по красоте не уступает живописным картинам. Не верите? Тогда вспомните расшитые шелком японские кимоно. Как настоящие произведения искусства, вышиваются они вручную и только в единственном экземпляре. Повторить узор, конечно, можно, но, как любое рукотворное изделие, вышивка неповторима. В каждый стежок мастер вкладывает частичку души, передает тепло своих рук, поэтому ручная работа всегда стоила очень дорого.
Техники шитья кропотливые японцы передают из поколения в поколение, поэтому современное сашико почти не отличить от того, каким оно было в эпоху Эдо (достаточно большой период в истории – с 1603 по 1867 гг.). Я говорю сейчас именно о традиционном японском сашико, потому что сегодня эта вышивка популярна не только в Европе, но и в России.
Интересно, что саму технику вышивания можно перевести как «маленький прокол». Но в Японии Сашико это еще и имя. Тогда его переводят как «большое счастье» (есть второй вариант – большая удача). В древней Японии вышивке придавалось огромное значение, считалось, что узоры на ткани защищают от злых духов и приносят богатство и удачу. Но сашико использовали и с практической целью: японские крестьяне «реставрировали» старую одежду, простегивая домотканую материю в два-три слоя. В результате получались красивейшие узоры, секрет которых передавали из поколения в поколение. Стежка традиционно выполнялась толстой перламутровой нитью белого цвета на темно-синей ткани, потому что индиго тогда был самым доступным красителем. Сегодня сашико не только оригинальная декоративная вышивка, но и своеобразная медитация, помогающая погрузиться в свой внутренний мир и уйти от проблем. Техника шитья достаточно сложная, точные стежки при всем многообразии узоров не должны пересекаться. Орнаментный рисунок особенно красив, когда нити лежат ровно, поэтому от мастера, работающего в технике сашико, требуется внимание и терпение.
Примеры вышивки сашико:
***
Японская вышивка бунка в сравнении с сашико может показаться очень простой. Действительно, в самой технике вышивки нет ничего сложного: нужно прокалывать материю специальной иголкой и выводить ее обратно так, чтобы с изнанки получалась маленькая петелька. Но это обманчивая простота. Только мастер сможет «прорисовать» рельефные детали, правильно подобрать цвета и учесть очередность проработки деталей.
Бунка в отличие от сашико не орнаментный рисунок. В ее основе сочные цвета и плавные линии. Кажется, еще мгновение – и вышивка оживет, но реалистичной картинка получится только в том случае, если рисунок, который изначально наносится на ткать, выполнен правильно. Секрет бунки не только в специальной игле определенной толщины. Особенным этот вид глади делают нитки. Прежде чем начать работу, шнур для вышивки распускают, разделяя его на четверть, на две или на три четверти. Нужно, чтобы полученная нитка не распрямилась. Благодаря завиткам и получается такой оригинальный рисунок. К вышивке хочется прикасаться, а изображения животных и птиц поразительно реалистичны.
Примеры вышивки бунка:
***
Мир живой природы служит сюжетом и для традиционной японской вышивки гладью. Стилизованные мотивы традиционно вышивают шелковыми нитями. Сегодня, как и столетия назад, длина японских нитей неизменна, она равна ширине ткацкого станка. Техника вышивания тоже не меняется. Выполняется она так называемым «рисовальным» швом, который принято относить к разновидности теневой глади. Правильный подбор оттенков цветных нитей и филигранная точность стежков передают глубину цвета, возникает ощущение светотеневых переходов.
Примеры вышивки традиционной гладью:
Нельзя выделить какой-то вид японской вышивки и признать его самым красивым. В каждой технике шитья свои особенности. Но есть в них нечто общее: особая философия японцев, их картина мира, в котором простое и сложное находится в гармонии, а человек – часть окружающей его природы.
Данная статья обходит стороной ещё один вид японской вышивки - темари.
История темари насчитывает уже несколько столетий.
В 8 веке в Японию из Китая пришла игра кемари (ножной мяч), в которую сначала играли только знатные люди. Мячи для игры были сделаны из кожи оленя и не отличались богатым декором. Позже игра стала более массовой. Известно, что в 13-16 в подобные шары использовались уличными жонглерами для представлений.
Видимо, к этому времени относится начало развития искусства темари в том виде, как оно известно сейчас. Игра кемари (ножной мяч) трансформировалась в темари (ручной мяч), и в эту игру стали играть девочки знатных фамилий. Поскольку мячики уже не пинали ногами, а обращались с ними аккуратно, стало возможным богато украшать их шелковой вышивкой. Темари стало искусством аристократии, и благородные дамы конкурировали в создании все более сложных и запутанных узоров. Женщины-служанки в домах самураев также соревновались друг с другом в умении вышить лучший подарок для своей госпожи.
Темари стали драгоценным подарком, их блестящие шелковые и золотые нити символизировали пожелания блестящей и богатой жизни. Темари были непременным атрибутом праздника девочек, во время которого девочки играли в особые игры с шариками, подбрасывая их со специальными ритмичными песнями. Когда дочери самураев выходили замуж, то, покидая родной замок, они брали с собой темари как талисманы и память о родном доме. Эти увозимые в новую жизнь темари даже имеют специальные названия.
Если сначала искусство темари было привилегией только высших слоев общества, то постепенно оно становилось все более массовым. В 19 веке с развитием технологий шелковые нити стали более доступны широким слоям населения и начался расцвет искусства. В каждом из многочисленных регионов страны были разработаны свои характерные узоры, которые потом передавались из поколения в поколение. Поскольку шелковые нити оставались все-таки дорогим удовольствием, то появились узоры, позволяющие использовать даже самые короткие обрывки нити. Для этих узоров используется не вышивка, а обмотка шарика нитью, которая может быть связана из отдельных кусочков.
В начале 20 века, с появлением резиновых мячей, интерес к темари пошел на убыль. Однако в середине 70-х годов, в связи со всплеском внимания к традиционным культурам, темари снова попали в поле зрения любителей рукоделия. Несколько хороших публикаций о темари на английском языке сделали это искусство известным далеко за пределами Японии, и оно стало стремительно набирать поклонников. Сегодня темари опять считаются в Японии дорогим подарком и традиционным сувениром, а во всем мире известны как необыкновенно занимательное рукоделие, имеющее множество фанатов.
Примеры вышивки темари:
Источники текста:
Изображения взяты с яндекса и гугла