ВЗ-14 - 5 отчетный
Игра "Вышивальный забег"
Привет всем, Вчера устала после работы. все отчеты проверила сегодня за 2 дня. Все умнички.
Табличка здесь, можете посмотреть на наши совместные достижения)
Отчитываемся до 7.00 по Москве 7 февраля
В позапрошлом отчете я рассказывала про Демиловскую дачу. Были вопросы про Матильду, племянницу Наполеона. Расскажу эту историю
…В ту пору, когда в наших турбюро были популярны походы выходного дня, маршруты практически всех экскурсионных автобусов пролегали по улице Красногвардейской, вдоль берега пруда. Многие гости нашего города, заметив среди деревьев то ли парка, то ли сквера двухэтажный домик с остроконечной крышей и резным крыльцом, спрашивали: «А что это у вас тут за теремок?..» И тогда экскурсовод, напустив в голос нотки величия, значимости и таинственности, отвечал: «Это место с 1843 года носило название «Матильдино предместье», а этот «теремок» - демидовская дача, которую Анатолий Демидов построил для своей жены - племянницы Наполеона - Матильды де Монфор…»После этой фразы экскурсовод делал торжественную паузу, в течении которой экскурсанты успевали сообразить, о котором из династии Демидовых идёт речь, и вспомнить, что фамилию де Монфор они встречали в книгах цикла «Проклятые короли» Мориса Дрюона…

(фото дачи в 2008 году)
…Легенда о даче Матильды де Монфор на берегу Тагильского пруда оказалась невероятно живучей, по времени хождения и количеству интерпретаций уступающей только историям рождения первого русского паровоза, да легендам об острове Сосновом. До сих пор мало кто знает, что правдивым во всей этой истории является лишь сам факт брака Анатолия Николаевича Демидова с племянницей Наполеона по имени Матильда. При этом об Анатолии Демидове тагильчане ещё более-менее знают, а вот кто такая была Матильда, многие из жителей нашего города не имеют представления.
Поэтому, сегодня наш рассказ о Матильде.

…Если Читатель заберётся во французские исторические справочники, то он, к своему удивлению, обнаружит, что французы нигде не называют бывшую жену Анатолия Демидова по фамилии «де Монфор». Везде эта дама фигурирует под именем «Матильда-Летиция-Вильгельмина Бонапарт, дочь младшего брата Наполеона Бонапарта Жерома, бывшего короля Вестфалии…» Неужели французы не знают своей истории? Нет, конечно. Но чтобы разобраться во всём досконально, нам с Вами придётся набраться терпения и погрузиться в пыль веков.
Матильда родилась в Триесте 27 мая 1820 года, и была вторым ребёнком в семье Жерома Бонапарта и Екатерины Вюртембергской (которая, к слову, являлась родной племянницей российской императрицы Марии Федоровны). Её отец успел прославиться на всю Европу задолго до рождения будущей принцессы, и его биография читается, как приключенческая книжка.
Поучаствовав в 1815 году в военных кампаниях старшего брата, и не стяжав на бранном поле особой славы, Жером оставляет военную службу. После фиаско стодневного правления Наполеона на французский трон восходит король Людовик XVIII. Через год своего правления он объявляет всеобщую амнистию, под которую попадали так же сторонники Наполеона I и его родня. Жером поспешил воспользоваться королевской милостью, и в числе первых присягнул на верность монарху. В знак признательности за этот шаг, король жалует младшего Бонапарта титулом графа де Монфор, и дарит ему недвижимость Монфоров, включая их фамильный замок в Рамбуе. Однако, во время первого же выхода в свет с новым титулом, парижская знать подвергла новоиспечённого графа де Монфор обструкции. После этого, Жером с супругой уезжают из Франции в Австрию, а затем в Италию.
В Италии Бонапарт-младший живёт на широкую ногу, привечая у себя в доме бонапартистов, как французских, так и поклонников своего старшего брата со всей Европы и даже из России. На одном из таких приёмов Жерому представили русского миллионера, промышленника и мецената Анатолия Николаевича Демидова. Тем временем, финансовое положение Жерома находилось в плачевном состоянии: практически вся недвижимость, принадлежащая семье, была распродана, фамильные драгоценности, включая приданое дочери, заложены. Знакомство с русским миллионером, увлечённым идеями бонапартизма, Жером решил обратить на пользу для своего кармана. Поначалу Анатоль охотно жертвовал крупные суммы, свято веря в то, что деньги идут на дело восстановления власти Бонапартов во Франции. Однако довольно скоро Демидов прозрел, и стал, если не сторониться общества Жерома, то старался посещать его как можно реже. Да, и титул графа де Монфор сыграл с Жеромом злую шутку: в 1837 году Анатолий знакомится в Симферополе с настоящим графом де Монфор, пусть и бывшим, но оказавшимся куда более полезным для уральского заводчика, чем Бонапарт-младший. Заметив, что богатый «русский друг» отдаляется, Жером принимает решение сосватать за Демидова свою дочь - Матильду. Тот факт, что Анатоль на тот момент был страстно влюблен в Валентину де Сант-Альде Жонде, герцогиню де Дино, Жерома не смутил: Бонапарт-младший слыл мастером светских интрижек, и вскоре отношения герцогини де Дино и Анатолия Демидова стали прохладными.
Неожиданно для всех, Анатолий тоже заинтересовался племянницей своего кумира.
Биографы принцессы отмечают, что уже во время третьей их встречи Матильда полушутя сказала Анатолию: «Мой друг, вам будет выгоднее взять меня в жёны, нежели удовлетворять запросы моего отца». Демидову понравилась Матильда, и он начал делать ей подарки и присылать роскошные букеты цветов…
…По свидетельству современников, Матильда никогда не представлялась графиней де Монфор, и требовала ото всех не называть её так. «Я - Матильда Бонапарт», - гордо говорила девушка тем, кто пытался обратиться к ней как к де Монфор, - «Подачки Бурбонов мне не нужны». Впрочем, точно так же Матильда относилась к фамилии и княжескому титулу своего мужа.

…Тем временем, разговоры о предстоящей свадьбе русского миллионера и французской принцессы в изгнании не утихают по всей Европе. Однажды Луи-Наполеон спросил кузину, осознаёт ли она все риски, связанные с браком «с этим русским мужиком». Матильда, не задумываясь, ответила: «Этот русский мужик может купить всю Францию. А вы, Луи, не имеете малости, чтобы выкупить у ростовщиков моё приданое, которое заложил мой отец». Будущий император Франции, тайно влюблённый в сестру по уши, обиделся, хотя Матильда сказала правду: обладая громадным состоянием, доставшемся ему от матушки, Луи-Наполеон был редким скупердяем.
Демидов и Матильда встречаются всё чаще и чаще. Анатолий делает широкий жест: он выкупает заложенные Жеромом драгоценности из приданого Матильды. Сумма шокировала европейскую знать: «русский мужик» выложил за бриллианты более миллиона тогдашних франков. А вскоре была объявлена дата свадьбы принцессы Матильды Бонапарт и Анатоля Демидова, князя Сан-Донато - 1 ноября 1840 года.
Свадьбу сыграли в Риме в назначенный день.
После свадебного путешествия по Европе, Анатоль привозит молодую жену в Сан-Донато. Но Матильде не понравились ни усадьба, ни дворец, ни княжеский титул. «Мой друг!», - писала она мужу, в Париж, спустя полгода совместной жизни, - «Заберите меня из этого захолустья! Я лучше буду при вас простой пастушкой, чем без вас княгиней Сан-Донато…»
Надо сказать, что первые два года молодожёны прожили душа в душу несмотря на то, что о Матильде в ту пору ходили различные пикантные слухи. Современники отмечали её вольное поведение, тягу к запретным ощущениям и сомнительным приключениям. Однажды, Анатолию это высказала его бывшая возлюбленная - герцогиня де Дино. На что Демидов совершенно спокойно ответил: «Мадам, если бы мне не нравилось поведение моей жены, я бы продолжал делать безуспешные предложения вам…»
Но стоило Анатолию надолго уехать из Флоренции, как у Матильды завёлся любовник. Им стал голландский граф, а по совместительству скульптор, Альфред Эмильен O'Хара фон Нёверкерк. Впервые фон Нёверкерк увидел Матильду в 1843 году, в усадьбе Сан-Донато, куда приехал специально, чтобы познакомиться с коллекцией живописи, собранной Демидовым. Неверкерк был красавцем и слыл известным на всю Европу ловеласом. «Устоять было невозможно…», - признавалась позднее Матильда в письме к брату Жозефу, - «Эмильен являлся воплощением всего того, чего не хватало мне с Демидовым…»
Анатоль, узнав об измене жены, не стал поднимать шум, и ответил той же монетой - возобновил отношения с Валентиной де Дино. Матильда, было, одумалась, но - поздно.
Анатолий всегда очень болезненно переживал измену близких людей. Он долго не мог простить отца, бросившем когда-то его мать - Елизавету Строганову. Не смог простить и Матильду.
В 1844 году Анатоль сообщает супруге: её дальнейшее содержание будет возможно при выполнении двух условий: поведению, подобающему добропорядочной жене на людях, и невмешательство в личную жизнь друг друга. Ответ Матильды был столь же быстрым, сколь и опрометчивым. На бал-маскараде в честь дня рождения Анатолия Матильда в грубой форме оскорбила свою соперницу, за что тут же, на глазах у гостей получила от мужа две пощёчины.
В ответ принцесса прилюдно назвала Демидова рогоносцем. Тот выволок скандалистку в спальню, привязал её к кровати и высек плетью…
…Скандал получился громким, но на этом не закончился. Некоторое время спустя, Матильда, прихватив из дома изрядную сумму денег и все драгоценности, сбежала с графом Неверкерком. Ответ Анатолия был быстрым и решительным. Он подал заявление о краже и прошение на развод. Матильда была вычеркнута из завещания, лишена всех прав на имущество Демидовых и денежного содержания…
Отголоски европейского скандала добрались и до Нижнетагильского завода. Дело в том, что сразу после свадьбы Анатолий Николаевич велел управляющим подыскать «…живописное местечко близ завода и непременно у воды, для постройки жилого дома для жены и, случись такое, будущих детей». Так на карте Нижнетагильского завода появилось «матильдово предместье» - участок пустующей земли на берегу пруда, близ заводской заставы. Но уже четыре года спустя на Урал приходит распоряжение предать забвению имя Матильды Бонапарт. Более того: Анатолий отдаёт этот участок земли «в дачу» своему бывшему крепостному, а ныне управляющему технической частью тагильских и луньевских заводов Фотию Ильичу Швецову. «…Место сие будет весьма удобным для твоих, Фотий Ильич, пароходных изысканий…», - писал Демидов Швецову из Италии, - «Стройся, да живи. И мне будет удобнее заехать к тебе на рюмку сюда, нежели на твой рудник, в грязь и бездорожье…»
…Судебная тяжба Матильды и Анатолия Демидова закончилась в пользу последнего. Без денег, без прав на недвижимость и состояние бывшего мужа принцесса Бонапарт оказалась на грани разорения. В отчаянии, она обратилась за помощью к своим российским родственникам - царской чете Николаю Павловичу и Александре Фёдоровне.
Николай I и без того недолюбливал Анатолия. А когда царь узнал о том, что Демидов купил титул князя Сан-Донато, то наотрез отказался признавать новоиспечённого князя в пределах своей империи. «Хочет быть князем? Пусть им и остаётся, но только там. Мне и своих хватает…», - заявил Николай.
Матильда лично попросила русского царя вмешаться в сложившуюся ситуацию. Николай Павлович потребовал от Демидова письменных объяснений.
«…Сия девица оказалась лгуньей и воровкой……была блудлива, в срамных утехах принимала мужчин и женщин, а так же удовольствия имела от прочих престранных и богопротивных занятий, описать которые я не имею возможности ввиду своего воспитания…», - написал Анатолий государю в своей «объяснительной».
Николай пригласил Анатолия Демидова на аудиенцию. Встреча проходила тет-а-тет и была довольно продолжительна. Александра Фёдоровна позже записала в своём дневнике: «Никс беседовал с Анатолием Д[емидовым]. более часа и опоздал к столу. Но, кажется, они расстались друзьями. И, слава Богу!..»
Вскоре, Анатолий Николаевич распорядился назначить Матильде денежную «пенсию» в сумме около 200 тысяч франков (50 тысяч рублей) в год.
В 1846 году Матильда с Эмильеном фон Неверкерком переезжают в Париж. Принцесса купила дом по адресу ул. Кюрсель, дом 10 (Rue de Courcelles, 10), где вскоре открыла литературный салон, в котором стал собираться весь цвет литературных, художественных и политических кругов Парижа…
…Скандал получился громким, но на этом не закончился. Некоторое время спустя, Матильда, прихватив из дома изрядную сумму денег и все драгоценности, сбежала с графом Неверкерком. Ответ Анатолия был быстрым и решительным. Он подал заявление о краже и прошение на развод. Матильда была вычеркнута из завещания, лишена всех прав на имущество Демидовых и денежного содержания…
Отголоски европейского скандала добрались и до Нижнетагильского завода. Дело в том, что сразу после свадьбы Анатолий Николаевич велел управляющим подыскать «…живописное местечко близ завода и непременно у воды, для постройки жилого дома для жены и, случись такое, будущих детей». Так на карте Нижнетагильского завода появилось «матильдово предместье» - участок пустующей земли на берегу пруда, близ заводской заставы. Но уже четыре года спустя на Урал приходит распоряжение предать забвению имя Матильды Бонапарт. Более того: Анатолий отдаёт этот участок земли «в дачу» своему бывшему крепостному, а ныне управляющему технической частью тагильских и луньевских заводов Фотию Ильичу Швецову. «…Место сие будет весьма удобным для твоих, Фотий Ильич, пароходных изысканий…», - писал Демидов Швецову из Италии, - «Стройся, да живи. И мне будет удобнее заехать к тебе на рюмку сюда, нежели на твой рудник, в грязь и бездорожье…»
…Судебная тяжба Матильды и Анатолия Демидова закончилась в пользу последнего. Без денег, без прав на недвижимость и состояние бывшего мужа принцесса Бонапарт оказалась на грани разорения. В отчаянии, она обратилась за помощью к своим российским родственникам - царской чете Николаю Павловичу и Александре Фёдоровне.
Николай I и без того недолюбливал Анатолия. А когда царь узнал о том, что Демидов купил титул князя Сан-Донато, то наотрез отказался признавать новоиспечённого князя в пределах своей империи. «Хочет быть князем? Пусть им и остаётся, но только там. Мне и своих хватает…», - заявил Николай.
Матильда лично попросила русского царя вмешаться в сложившуюся ситуацию. Николай Павлович потребовал от Демидова письменных объяснений.
«…Сия девица оказалась лгуньей и воровкой……была блудлива, в срамных утехах принимала мужчин и женщин, а так же удовольствия имела от прочих престранных и богопротивных занятий, описать которые я не имею возможности ввиду своего воспитания…», - написал Анатолий государю в своей «объяснительной».
Николай пригласил Анатолия Демидова на аудиенцию. Встреча проходила тет-а-тет и была довольно продолжительна. Александра Фёдоровна позже записала в своём дневнике: «Никс беседовал с Анатолием Д[емидовым]. более часа и опоздал к столу. Но, кажется, они расстались друзьями. И, слава Богу!..»
Вскоре, Анатолий Николаевич распорядился назначить Матильде денежную «пенсию» в сумме около 200 тысяч франков (50 тысяч рублей) в год.
В 1846 году Матильда с Эмильеном фон Неверкерком переезжают в Париж. Принцесса купила дом по адресу ул. Кюрсель, дом 10 (Rue de Courcelles, 10), где вскоре открыла литературный салон, в котором стал собираться весь цвет литературных, художественных и политических кругов Парижа…
Именно в салоне Матильды Наполеон III познакомился со своей будущей женой Евгенией де Монтихо.

… Матильда оказалась причастна и к возникновению известного бренда «Картье». В 1853 году она купила у неизвестного ювелира Луи Франсуа Картье три брошки. Украшениями она, как водится, похвасталась в своём салоне, и через неделю в мастерскую Карьте прибыла сама императрица Евгения, супруга Наполеона III. За три последующих года женщины заказали и купили у Луи Франсуа более 150 украшений…
…Шли годы.
В 1870 году умер Анатолий Николаевич Демидов. А год спустя, от Матильды сбежал граф фон Неверкерк. Поначалу принцесса отнеслась к измене любимого мужчины спокойно, но, узнав, что Эмильен живёт с молоденькой и красивой простолюдинкой, оскорбилась и отомстила. Неверкерк, ставший при Наполеоне III главным смотрителем Лувра и директором французских музеев, был с треском изгнан со всех должностей без выходного пособия.
…Матильда была единственным членом семьи Бонапарт, которая осталась во Франции после мая 1886, когда французская Республика выслала принцев прежних правящих династий. До глубокой старости она сохранила свежий ум, подвижность девушки и любовь к выражениям, не всегда приличным в большом свете. Она продолжала свои опыты в живописи, интересовалась фотографией, которая, кстати сказать, развивалась во Франции не без её поддержки.
Фотографировалась Матильда часто, при этом относилась к процессу очень ответственно. Много её фотоизображений сейчас хранятся в частных коллекциях.
…Матильда-Летиция-Вильгельмина Бонапарт умерла в Париже 2 января 1904 году в возрасте 83 лет.
И вид на демидовскую дачу с акватории Тагильского пруда

После
Думаю за выходные закончить