География для всех (часть 1)
ГеографияБыл у меня этот пост уже, но в другой теме и общий. Поскольку я его постоянно дополняла (тема-то огроменная, за неделю-две и даже три не пройдешь), редактировать лично мне очень не удобно. Не говоря,наверное о читающих (если они вообще были :-) ). Так что разобью его по частям.
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
Все началось с создания самодельной географической карты мира. Масштаб и расстояния, конечно же далеко не идеальны, но и не это пока главное (тем более,что для более точного представления о расположении материков на Земле у нас имеется большой глобус)
Самодельная карта это моя гордость,делали мы ее долго ,примерно неделю. Говорю «мы» т.к. и дети и даже муж принимали участие так или иначе. Сделана она из листка ватмана и картона. Все континенты объемны. Арктические льды , Антарктида и о.Гренландия сделаны из пены для бритья +клей ПВА. На остальных материках наиболее значимые и известные горы также фактурно выделены, они выступают над общей плоскостью карты
Создание самой карты мне письмо, простоквашинского дяди Федора родителям, напоминает. То один подойдет что-то свое вложит,то другой, и тем карта хороша, что это общее творение.
Занятия географией весьма увлекло всю семью т.к. использовались различные ресурсы, но обо всем по порядку.
Планета Земля
Прежде чем приступить к изучению нашей планеты не плохо бы рассказать и показать детишкам, где же наша Земля находится. И вообще объяснить что же такое Земля.
Для этой цели мною был сделан такой коврик из флиса. Где схематично обозначена звезда Солнце и 9 планет нашей Солнечной системы
С Сашей мы вспомнили,что были в планетарии и что из сказанного там она запомнила. Темке мы (уже совместно с Санькой) назвали все названия планет, рассмотрели какие планеты большие,а какие маленькие,нашли нашу Землю, расставили планеты согласно их местонахождению в системе (наши планетки двигались вдоль тесемочки). Сравнили с эталонном.
И плавно перешли к устройству самой Земли.
«Раз - кружочек,
Два - кружочек,
Три - кружочек,
Снова круг...
Столько разных оболочек!
Не Земля, а просто лук!»
(А.Усачев)
Для этого случая у нас тоже есть флисовый коврик. Где схематично обозначены слои Земли. Разумеется все без подробностей, потому что цель- чтобы было интересно. А уточнения будут по мере роста детей.
Разбирая и собирая эту не хитрую схему Земли (она на липучках) даже двухлетний Тема усвоил, что у Земли есть ядро-мантия-земная кора- вода , а выше -атмосфера.
Дальше мы говорили о том какая бывает природа. Живая (это все что дышит, размножается и питается) , не живая (соответственно это то,что не делает всего ранее перечисленного). Плюс существует один важный момент- вещи,сделанные человеком.
У нас даже образовалась такая игра- я называю вещь(животное, явление,предмет,устройство и пр) дети причисляют его какой-то группе ( живая природа/не живая природа/сделанное человеком). Когда дети довольно ловко уже стали в данной игре ориентироваться правила несколько изменились. Теперь я просила их назвать что-нибудь и любой категории.
Вот такой вот досуг по дороге.
Природные явления дома
Ветер
Ветер и воздух это то,что проще всего ребенку объяснить. Дунул и вот он ветер. Саша-ветер и Тема- ветер затеяли спор кто из них самых «ветристый». Пришлось устраивать испытание для определения победителя. Помпоны и собственные легкие вот наши инструменты. Дети дули на помпончики на скорость и «гнали» их из гостиной до кухни и обратно. Победила мама))))
Радуга дома
Понадобился СD диск, фонарик (в идеале лучи солнца)и вполне себе можно увидеть радугу. Направляем фонарик на диск и диском «направляем» радугу на что-то белое-стену,лист бумаги. Говорят что если вместо фонаря использовать лучики солнца радуга будет ярче. Надо будет попробовать
Буря в стакане
Настоящий смерч можно устроить у себя дома,в своей собственной кружке с чаем. Но мы решили масштабировать это дело и взяли по банке с водой. Капелька жидкого мыла (чтоб смерч было лучше видно) и крутим.
С детьми мы добавляли различные мелкие,легкие предметы чтобы увидеть на что способен смерч.
Дождевые облака
Это действие нельзя отнести к научным опытам и всю правду о дожде оно не покажет. Но очень завораживает.Пена для бритья в качестве облаков и краска в качестве дождя. А за наблюдением вполне можно рассказать о круговороте воды в природе.
Еще очень рекомендую с детьми что-нибудь вырастить. Это позволит рассказать о плодородности почвы,научит созидать и ухаживать. Садить лучше что-то простое в уходе и быстровсхожее- овес,рожь,пшеница,просо и т.п.
Знакомство с материками и обитателями
Приобрели мы такой замечательный журнал с наклейками животных мира и теперь у нас не просто карта мира, а карта мира с жителями)))
Для расклеивания зверей по нужным континентам здорово использовать такого плана книжки
Прям ну вот все за нас сделали,открывай книгу,ищи нужную наклейку, пока дети ищут и клеят куда надо, прочли про животинку ребенышу.
Далее у нас была Арктика и Антарктика