о комбинаторике или наши игры с палочками Кюизенера
Все о развивающих игрушках, пособиях и книгах (обзоры, рекомендации,хвастики, ссылки)Чем занять ребенка, если мама не готова к занятиям?
Мне на помощь среди прочего приходят палочки Кюизенера:) И в этом посте я решила собрать все наши игры с ними.
Позволю себе напомнить вам, что их создатель,
- бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976). Согласно его идее, эти палочки - дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.
Палочки Кюизенера - это набор счетных палочек. В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
Что входит в набор, кроме палочек? Картонный трафарет с цифрами и методичка.
Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения.
С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше - меньше, больше - меньше на…, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.
Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.
Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2,4,8 образуют «красную семью», 3,6,9 - «синюю семью». «Семейство желтых» составляют 5 и 10. Подбор палочек в одно семейство (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в семейство красных входят числа кратные двум и т.д. В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.
Как играем в палочки Кюизенера мы?
1. Разумеется, не можем обойтись без традиционной лесенки. Тут я прошу Агату ее дополнить (вставить соответсвующие палочки, увеличить, уменьшить, сделать широкой/узкой, вставить пропущенные мной палочки и тп)
3. Знакомимся с частью/целым. Т.е. смотрим сколько коротеньких палочек умещается на длинной, выкладываем из коротких длинную - того же размера и тп.
4. Я делаю для Агаты области простым карандашом, а она заполняет их разновеликими палочками.
5. Оказывается! Можно ритм любой стихотворной строчки передать с помощью этих палочек! Для этого понадобятся палочки побольше и поменьше. Эта идея не только помогает быстро запомнить стихотворение, но и познакомить ребенка с понятием "ритма" в целом.
6. Разумеется, строительство:)
7. Нельзя не сказать про альбомы по палочкам Кюизинера! У нас все три есть, честно говоря качеством они похвастаться не могут, но идеей авторов мы все же пользуемся. Вот пара картинок:
Вот тут, в посте прекрасной Наташи, можно скачать эти альбомы.
8. Для самого маленького свое задание : класть каждую палочку на свою тень того же цвета
И, конечно, знакомимся с понятиями большой/маленький, длинный/короткий, выше/ниже и тп
Отдельно хочу отметить, что пособий для занятий по пособию бельгийского педагога довольно много сейчас .
Например:
Как работать с палочками Кюизенера?
На золотом крыльце
Спасибо за внимание. А вы любите эти палочки?