"Самостоятельные дети. Как ослабить контроль и научить ребенка управлять собственной жизнью."
Книги для родителейВ наше время эта очень актуальная книга. Мы боимся опустить своих детей, лишая их самостоятельности. Вот даже если вспомнить наше детство и сравнить его с детством современных детей, то мы увидим колоссальную разницу. У нас самостоятельности было в разы больше.
Книга написана в доступной форме для родителей, но вместе с этим в книге встречается много ссылок на научные исследования поведения детей и взрослых.
В книге 458 страниц и уйма полезной информации!
Над книгой работали Уильям Стиксруд и Нед Джонсон.
Это настолько непохожие люди, что не верится, что книга написана именно ими.
Уильям - широкоизвестный практикующий нейропсихолог, 30 лет он помогает детям бороться с тревогой, решать проблемы с обучаемостью и поведением.
Нед основал одну из самых успешных репетиторских компаний, он энергичный и творческий человек. Несмотря на разницу в опыте оба этих человека помогают детям и их родителям преодолеть схожие проблемы, и их методы удивительно дополняют друг друга.
Уильям Стиксруд - доктор философии, является клиническим нейропсихологом и преподавателем в Детском национальном медицинском центре и Медицинской школе Университета Джорджа Вашингтона. Он читает лекции по развитию подросткового мозга, воздействию медитации, стресса, недосыпа и современных технологий на мозг.
Нед Джонсон - основатель службы репетиторства в Вашингтоне, и соавтор «Завоевания SAT: как родители могут помочь подросткам преодолеть давление и добиться успеха».
Авторы сначала поясняют, какими точно не должны быть дети, которые принимают решения, и обозначают исключительные случаи - когда дети просто пока не готовы принимать самостоятельные решения. Затем предоставляют читателю убедительный аргумент, почему родители должны поощрять ребёнка принимать обоснованные решения и быть готовыми к этим решениям (если, конечно, решения не совсем безумны).
Авторы рассказывают, как нужно вести себя с детьми по мере их взросления, чтобы родители могли реализовать эту стратегию независимо от того, сколько лет ребёнку - два года или двадцать два. Это очень интересно. Можно много полезного взять для себя и своего ребёнка.
Авторы объясняют, почему так сложно отказаться от контроля, рассказывают о самых распространённых проблемах и вопросах, которые они получали от родителей на консультациях. Интересно почитать рассказы людей, в некоторых можно увидеть себя. 😉
"Мы не можем контролировать своих детей - и это не должно быть нашей целью. Наша роль состоит в том, чтобы научить их мыслить и действовать самостоятельно, чтобы они сами хотели преуспеть в школе и, самое главное, в жизни. Вместо того, чтобы заставлять их делать то, чему они сопротивляются, мы должны помочь им найти то, что им понравится, и выработать мотивацию"
Постепенно, от главы к главе, авторы подводят читателя к выводу: даже если вам кажется, что ваш ребенок не способен принять ни одного правильного решения - нужно дать ему шанс. И себе тоже )))
Мне понравилось, что после каждой главы авторы предлагают выполнить конкретные шаги-упражнения, которые можно использовать прямо сегодня вечером.👍
Покажу фото интересных мыслей из книги.
Только подумайте, функции контроля за рассудок созревают к 25 годам, а функции контроля эмоций - приблизительно к 32 годам! А ведь часто родители требуют от детей контролировать свои эмоции в 3 года.
Главы, касающиеся выполнения домашнего задания будут интересны всем родителям, чьи дети испытывают проблемы с выполнением уроков.
Вот такое название имеет вторая глава: " Я слишком сильно тебя люблю, чтобы ругаться из-за уроков" 😇
Рассмотрены вопросы взаимодействия с детьми, имеющих особенности развития (СДВГ, РАС-расстройства аутического спектра).
На счёт детей с РАС я не могу ничего сказать, а вот на счёт СДВГ могу вставить свои 5 копеек. Они пишут, что риталин улучшает процесс обработки дофамина. У большинства детей с СДВГ обычно низкий базовый уровень дофамина. Здесь я не спорю, но вот риталин имеет гораздо неприятные побочные явления, чем сам факт СДВГ.
Но советы, которые авторы дают для родителей, чьи дети имеют СДВГ, очень действенны. 🙂 Некоторые из них я и сама применяла.
"Важно, чтобы родители и дети с СДВГ понимали, что созревание префронтальной коры у подростков с СДВГ, как правило, отстаёт на годы. Вот почему дети с СДВГ раскрываются в более позднем возрасте: им просто нужно подождать, пока их префронтальная кора созреет и будет полностью искать способы делать то, что раньше у них не получалось"
Авторы подчёркивают, что если ребенок и родители хотят найти альтернативный путь смягчения симптомов СДВГ (не за счёт лекарств, которые вызывают привыкание у ребёнка и имеют неприятный побочный эффект), то можно воспользоваться советами из данной книги.
Не обязательно ждать подросткового возраста, пока созреет префронтальная кора головного мозга у ребенка, можно освоить эффективные способы смягчения этой проблемы. Да и родители, чьи дети имеют СДВГ знают, как это "сидеть и ждать", когда у тебя такой ребёнок хочется что-то делать и немедленно. 🙃
"СДВГ не отменяет самопознание, дисциплину и самоконтроль. Нелегко быть ребёнком с коротким периодом концентрации внимания, ограниченной способностью сосредоточится на чём-то, что не очень интересно, или усидеть на месте и вести себя надлежащим образом. И воспитывать таких детей непросто. Но всем будет легче, если мы будем помнить: чтобы быть счастливыми и жить полноценной жизнью, детям с СДВГ, как и другим детям, нужно чувствовать свою самостоятельность."
"Мы исходим из предположения, что у ребенка есть мозг и он хочет, чтобы у него было все хорошо в жизни, и что при определенной поддержке он сообразит, что ему делать. Он знает, что утром нужно вставать и одеваться. Он знает, что важно делать уроки. Он чувствует давление, даже если не показывает этого, и если у него дела идут неважно, а вы его пилите, это лишь усилит его сопротивление. Штука состоит в том, чтобы проявить к нему уважение и предоставить свободу самому разобраться. Даже если бы было возможно контролировать детей полностью и лепить их такими, какими мы хотим их видеть, мы испытывали бы меньше стресса, однако тогда они были бы послушны, но не самостоятельны."
Книга будет полезна как родителям, так и всем, кто работает с детьми, в том числе, с особенностями развития.
Книга оказалась для меня очень полезной, рекомендую к прочтению. Надеюсь, она пригодится всем вдумчивым читателям и чутким родителям.
Купить книгу можно на сайте издательства МИФ,на book24.ru, на Оzon.ru, в my-shop.
Спасибо за внимание!
Полезных вам книг и всего самого доброго!