Как открыть в себе педагогический талант?

У меня тоже был момент, когда чуть не ляпнула про уважение к знаниям и неуважение к необразованным (считай дворник). Потом отпустило) Учиться ради учебы - вот наш девиз пока. Просто "хочу знать то и то". По чтению: Моему букварь не интересен, нет там про машинок и вообще. Поэтому делала карточки на пружине. Порезала тетрадь на кольцах на три части. На каждой по букве, меняли и так и сяк, получались слова (посередине гласная, понятно). Так же на кольцах: на картонных карточках писала слова приятной ему тематики, короткие (сыр, луна, гриб и пр), на таких же карточках рисовала рисунок соответствующий слову (гриб, сыр и пр), или вырезала из старых рабочих тетрадей, или принтер. Получались карточки со словами и карточки с картинками. Все это на кольца по очереди, за словом идет картинка, потом новое слово и опять картинка к нему. Он должен был прочесть слово, чтоб отгадать, что спрятано на рисунке под словом. Картинки делала смешные, ему нравилось. Есть еще книги для самых первых попыток. 8 книжек в коробке, от простого к сложному. В первой книжке 8 слов, кажется, и все из 3-4 букв. С красивыми картинками, с загадкой и сюжетом. С частыми повторениями прочитанного. В общем хорошая вещь, продуманная. Моему очень понравилось, что он такой умный, книжку за раз прочел. Там еще наклейку надо наклеивать, на каждую прочитанную книгу - мотивирует. Автор Татьяна Руссита. сначала 8 книг "Чей нос?", потом "Дом для лис" (тоже 8 книг в коробке). Комиксы вам в помощь, тоже много разных. Моему "Малыш робот" понравился, там уже посложнее, после "дома для лис" самое то для самостоятельного прочтения. У Кац есть такие же книжки на кольцах, там предложение составлять из 4-х слов. Предложения получаются смешные. Сначала я сама читала, потому что он не мог. Потом сам захотел. Есть еще тетя, попробую найти. Волшебно ребенка за 40 минут научила читать, хотя ребенок первоначально две трети алфавита знал. Тетка профи и я у нее много игр захватила, мой во все рад был играть, до сих пор просит, хотя уже задачки для него простые. Теперь то же самое с цифрами делаем))) https://www.youtube.com/watch?v=B16gQWwLblw Еще игра: Много картона)) Взять лист А4, разрезать напополам. Вот эту половинку степлером приделать к целому А4, чтоб получился кармашек на картонном листе А4. Сделать два таких кармашка и прикрепить на стену. Дальше, из картона сделать карточки со словами, по любимой тематике, но простые и короткие. Задача прочитать карточку и понять в какой кармашек карточку засунуть. У нас были кармашки "легкое-тяжелое" (слон, пух, игла, кит и пр.), "большое-маленькое" (дом, кот, жук, тот же слон и кит), "живое-неживое", "передвигается по небу-земле-воде". В общем много можно сделать. Самое главное, особенно для мальчишек, это не делить слово на слоги, типа давай отрабатывать слоги, сто штук мне прочитай. Для них это бессмысленно поэтому не интересно. Интересно читать, это когда слово - вроде кода, зашифрованное что-то. Поэтому читайте сразу слово, просто из трех букв. Позже мы делали карточки (принтер) там кто-то что-то делает на рисунке. Например, кот спит, лампа горит, кит плывет, шар летит. Распечатывала, клеила на квадратные карточки. Из картона же делала длинные карточки со словами "спит", "горит", "лампа", "кот" и т.д. Выкладывала рисунки и мы искали к ним слова. Получались уже предложения, фразы со смыслом, а это хорошо стимулирует. На прогулке, пока идем в лес, спрашивала, что будет если соединить О и Р, В и А, С и О. Все это игра. В ней нет проигравших. Это весело. Отнеситесь к обучению, как к игре, даже свою работу учителя воспринимайте, как игру. Можно сказать "тяжело и трудно учить ребенка", а можно сказать "это будет весело". По окружающему миру мы идем по учебнику, но смотрим ютуб. Просто открываем и "А хочешь узнать, как строят корабли?", "А почему рыбы мигрируют?". ВВС, Нашинл Географик (пардон, лень искать англ. написание), Галилео, просто таймлапсы всего, или "как строят метро", "как спускают корабли на воду". Красивые фильмы типа "Птицы" или "Наш дом", с красивой музыкой. Лишь бы мозг просил еще, постоянное любопытство должно быть. Волшебный школьный автобус - мульт моего детства и до сих пор без ума. Мой тыщу раз пересмотрел. Писать и правила русского - я не заставляю. Потому что отобью желание. Человек хочет писать тогда, когда уже легко читает и ему хочется это использовать, написать кому-то письмо и пр. Когда он захочет - его не остановишь, он станет усидчивым, упертым, будет сидеть и выводить крючочки. А пока для него это бессмысленная мука, даже если он научится выписывать красиво три буквы, как он их сможет использовать, если он их прочесть толком не может. Ну, это мое мнение. Руку развиваем лепкой и прочим. Прописи с цифрами т.к. их он уже во всю использует, решает примеры, отгадывает в рабочей тетрадке загадки. Появился смысл, пишет, старается. С математикой все просто, думаю и у вас без проблем, тем более вы ТРИЗ знаете, задачи можно выдумывать на ходу. Про музыку не знаю, мы просто слушаем, много. Ходим на концерты изредка, бардовской или классической. Он знает инструменты. Но ноты не учим, играть дома не на чем. Слушать он любит, но играть и слушать - разные вещи, я к этому серьезно отношусь. Не знаю, как дальше будет. Если ему не нравится, может не надо? Помню себя, услышала сонату Моцарта, захотела научиться играть ее, тогда и занималась с упорством и удовольствием. Ну вот навскидку, если что вспомню - добавлю. Главное отпустите, получайте удовольствие, вам же тоже должно быть любопытно, как это у него в мозгах происходит, как он до этого дошел, что там вертится, когда он пытается две буквы сложить, о чем он думает, что чувствует, когда не получается. Ваш ребенок, самое загадочное существо) И самое милое, самое смешное, у него такие логические ходы - закачаешься. И ведь пыхтит, старается, его главное просто направлять, а любопытство у него всегда есть. Если вы не наезжаете и не пугаете своей злостью.
28.09.2018
Спасибо, столько пищи для размышления :) У нас с момента написания этого поста несколько все поменялось. Например, занимаемся на свежем воздухе (берем с собой книжки или альбом для рисования). Дома почему-то ему сложнее сконцентрироваться...А на плошадке он поиграет, потом занимается. Правда, стокойно (т.е. сидя на лавке) он может только минут 10-15 позаниматься, потом ерзает, стоит на лавке или садится на стол. В таком темпе я уже могу выдержать еще минут 25, и не всегда это совпадает с окончанием темы в букваре, например. У вас также было? С музыкой тоже более-менее разобрались.Выяснилось, что ему легче всего заниматься (сконцентрироваться и не лениться) утром, когда ждем приготовления завтрака. Соответственно, и на завтрак уже не приготовишь того, на что надо отвлекаться:))) То есть в дни занятий никаких блинов и жареных кабачков, только каши, а лучше пекущиеся в духовке кексы :) И вот пока у него ни в чем такого нет, чтобы настолько чего-то захотеть, чтобы прямо не отвлекаться. Пока стараюсь донести мысль, что на все требуется время и тренировки (как с велосипедом и теннисом уже было, научился ведь). Надеюсь, с возрастом выработает и упорство в достижении целей.
28.09.2018
Знакомая тема с велосипедом)) Тоже часто про него напоминала, мол, ты же постарался, не все сразу получалось. Это помогало на две минуты, чисто сбросить раздражение. Но оно же возвращалось, ведь проблема не решалась. Сейчас помогает другое. Когда ребенок растет, он хватает методы решения проблем у родителя. Родитель часто решает свои проблемы молча, т.е. порядок мыслей во время решения проблемы ребенок не видит и идет своим путем (зачастую истерическим). Сейчас я проговариваю вслух решения многих вопросов, бытовых, например. "Тааак, у нас проблема, надо доехать туда, а автобус не едет и мы опаздываем, а нам еще нужно доехать туда и сюда. Что можно сделать? Можно поменять местами дела и поехать сейчас в другое место, или часть дел отложить на завтра или переложить на кого-то". "Чайник сломался, а нам нужно нагреть воды. Что можно сделать? Можно нагреть на плите, значит нужно найти кастрюлю такого размера, чтобы нагрелось вот столько воды". И ребенку я постоянно задаю вопрос "А что нужно сделать?" Он же вечно комментирует происходящее вокруг, "Мам, смотри, у машины бампер помят", "А что нужно сделать, чтоб его исправить?" "Мам, этот мальчик никому не дает свою машинку", "А что нужно сделать, чтоб он захотел дать?". Теперь у него в голове вечный вопрос на действие "Что нужно сделать?", это уже превратилось в шило в попе. Он просыпается с этой мыслью и пошло-поехало. Его завтраком невозможно накормить, он часами занимается, усидчивость и увлеченность на лицо. На прогулке мы учимся, но не на площадке, там он видит детей, хочет играть. Мы ходим в парк, по дороге проходим математику или чтение, на словах, с помощью игр. Потом он играет на тамошних площадках, и мы уходим на озеро, идти минут 15-20, опять я учу чему-то новому, чаще всего это окружающий мир, потому что после беготни и игр мозг не способен переключиться на чтение. На озере спокойно, мы кушаем, сидя в беседке, а затем идем на площадку и опять по дороге что-то изучаем. Когда он был поменьше, книги шли на ура, пикничок, посидеть, почитать, обсудить. А сейчас он хочет движения, поэтому работу с тетрадями выполняем только дома. На улице слишком много всего нового и интересного, ему будет сложно не отвлекаться. В любом случае, общение и обсуждение на природе очень хорошо идет)
29.09.2018
Ничего себк! А я далеко не такой человек-энциклопедия и рассказывать про окружающий мир сама много не смогу :( Книга у нас есть на эту тему, сама сначала изучу тогда :) У нас утром никого нет на площадках, да сын сам ни к кому и не подходит обычно, так что заниматься на улице удобно.
02.10.2018
))) Я тоже не книга) Поэтому рассказываю, что знаю. В итоге всегда наступает тупиковая ситуация. Я сразу признаюсь, что не знаю или не помню, что там ежики едят, зачем кору сняли с берез и зачем пересаживают елки. Говорю, что надо заглянуть в гугл, у нас в головах сразу возникает вопрос. Он начинает строить догадки, я тоже. Получается либо сказка, либо открытие. Мне главное не заложить побольше в голову, а приучить задавать вопрос, всегда всему интересоваться.
03.10.2018
Извините, что встряну) Получается у Вас научить задавать вопросы? С какого возраста ребенок начал спрашивать про окружающий мир именно? Просто интересно мне, дочери чуть больше трех, начала много всяких "почему" спрашивать, но у нее не про мир, а просто балуется, в стиле "почему папа на работе", "почему конь заржал", "почему будем читать эту книгу" и т.п. То есть, она нечасто спрашивает о чем-то новом, что видит, или мы читаем, а если я рассказываю - иногда и вообще не хочет слушать. Причем на каждый ответ у нее новый вопрос "почему", и это такая игра, ответ не важен по сути. А я всё жду, когда уже будет "почему небо голубое, а листья зеленые", ну или хотя бы про ёжиков, что там они едят (хотя..про листья она уже знает и, наверное, поэтому неинтересно)😆. Я вот что имею в виду - если бы она увидела ёжика (живого или в книге, скажем), ни в жизнь бы сама не спросила, что они едят или почему колючие. Это нормально вообще, или я ее перегрузила может информацией? Или такие вопросы с возрастом постарше будут?)
08.10.2018
Все нормально, ведь если ей будет интересно, она мимо не пройдет. Просто сама привыкла искать ответ. Когда она чем-то интересуется, она смотрит молча, в этот момент и нужно задавать вопрос и отвечать на него. Увидели ежика, она всматривается, а вы описываете "Смотри-смотри, фурчит, носом что-то вынюхивает, что он там ищет? может еду? Или следы хищника? Или следы своей подружки? А нет, смотри, поймал жучка, значит он его унюхивал, значит носом находит еду, по запаху. А быстрый какой, раз, и схватил! А кажется таким толстеньким и не поворотливым. Это все из-за иголок. Если иголки убрать, то там тоненький грызун, похожий на мышку. Только мышке без иголок опасно жить в лесу, а с иголками вон как хорошо." Я постоянно ловлю его на любопытстве, ведь человек в принципе от животных оторвался благодаря своему любопытству. С самого рождения вечный эксперимент и подвиг, поднять голову. чтоб узнать, как оно вокруг, встать на ноги для того же. И так до бесконечности. Тут только подкидывай темы для размышления. Первые годы вы сами задаете вопросы и сами отвечаете, потом делайте вид, что забыли факты, ребенок сам будет догадываться, а затем повторять на автомате за вами - задавать вопросы. Сейчас у вас возраст познания через движения и глаза, все должно быть быстрым (коротким), эмоциональным, на виду. Возможно еще не хватает самостоятельности, ведь когда мы многое запрещаем, ребенок перестает интересоваться ВСЕМ дабы не услышать критику в очередной раз. Поэтому дети к школе ничего не хотят знать, только мульты, потому что мульты - безопасная территория, там не напортачишь, а интерес услаждается. Чтобы этого не случилось. нужно во всем подбадривать, а в опасные моменты не запрещать, а предложить страховать, и объяснить правила безопасности. Если не можете страховать, объяснить, почему сейчас это делать опасно и предложить компромисс.
09.10.2018
С самостоятельностью у нас всё в порядке, я стремлюсь наоборот к этому (в пределах разумного, конечно). Ну и на ее вопросы отвечаю всегда, даже если они кажутся глупыми, ребенку же это важно, наверное, раз спрашивает) Спасибо, впринципе так и делаю, по поводу рассказов о чем-либо, сама ей что-нибудь интересное по ходу объясняю. Я очень не хочу отбить этот познавательный интерес, вот и задумалась в таком плане, что если предлагать сразу готовый ответ, не будет ли ребенок думать, что вопросы вообще задавать не нужно - и так же все расскажут) А так да, несколько раз ловила на том, что она сама придумывает ответ, какое-то объяснение своё.
10.10.2018
Математика _ берете Петерсон, и дальше без самодеятельности. Писать цифры- не самый важный математический навык. Чтение отложила бы пока. Можно Остера попробовать. Можно Ч/б Фединых "Как научить ребенка читать". Надо убрать отвлекающие моменты. В Петерсон будут шифры - зачитает.
18.09.2018
только что заметила, что даже спасибо не сказала :( извиняюсь-спасибо :) Петерсон, конечно, поинтереснее нашего:)
25.09.2018
Дело не в том что она интереснее. В детсадовских пособиях Петерсон есть система и все сбалансированно. Много внимания уделено развитию логики. Результат есть, проверено на двух детях)
25.09.2018
классно:)
25.09.2018
Вы пытаетесь убедить следовать образцу? Русский язык 2 класс