Письмо. Ребенок не любит прописи. Часть 2.
Процесс обученияПост в большей мере для родителей СО-шников, но если вы находитесь в поиске альтернативных подходов к обучению ребенка и хотите по-другому решить проблему с письмом, то, наверное, и вам будет полезен мой рассказ. Добро пожаловать под кат.
Здесь напишу своё мнение, которые на данный момент у меня сформировалось.
Когда я подводила итоги нашего пробного года на СО о том, что письмом дела обстояли туго.
Потом я написала пост о том, как мне удалось мотивировать на письмо сына, о том,как мы создали альбом и начали в нем коллекционировать буквы.
Мотивировать-то удалось, а дальше?
Если еще в в июле Тигран сам (!) просил позаниматься письмом и говорил:
-Мама, я хочу довести букву "В" до идеала.
То уже уже в середине сентября интерес погас.
Сынок даже стал писать в прописях, немного, но стал. Но сам задания в прописях не просил. И писал без желания. А потом у меня что-то ёкнуло: ну не хочет ребенок писать, нужно сделать так, чтобы у него самого появилось желание.
Он у меня быстренько разузнал как пишутся все буквы, понял как их соединять.
И... и все, прописи писать не захотел.
вот так он писал:
Конечно, можно найти интересные прописи.
Может, кому пригодятся ссылочки:
Здесь можно скачать интересные прописи.
Забавные прописи «Хулиганскую тетрадь» Ники Дубровской можно скачать здесь
Я находила интересные варианты прописей. Но дело было не в прописях. Или мне ещё не попались те прописи, которые заинтересуют нашего ребенка. Они вообще существуют?
И на какое-то время я решила не предлагать ему прописи.
Мы купили перьевую ручку и ручку-кисть ( браш-пен / brush pen).
Тигран пописал ими 2 раза, понял как они устроены. И? И всё.
Никакого интереса. Я пишу этими инструментами, чтобы на своем примере показать, но никакого интереса у ребенка они не вызывают.
А вообще нужно ли чтобы ребенку родители подавали личный пример? Тигран в 4 года встал на ролики ( я встала на ролики после сына, у мужа роликов нет ), в 5 лет сынок встал на коньки катается так, будто родился с ними (у нас тоже нет коньков), в этом году научился кататься на лыжах (я вообще на лыжах ни разу не стояла и лыж для взрослых в доме нет). Наверное, в некоторых моментах нужен личный пример, а в некоторых достаточно собственного желания ребёнка.
На момент написания данного поста дела обстоят следующим образом.
Тигран каждый день пишет что-нибудь печатными буквами.
Подписывает свои рисунки, особенно любит рисовать животных ( подписывать части тела, внутренние органы)
Не заставляю его, он сам пишет свои сказки, рассказы.
Покажу самые большие по количеству страниц самодельные книги Тиграна.
Выдумал милых зверьков - пушОников и написал про них книгу с иллюстрациями.
Написал историю про бумагоедиков.
рисует и подписывает реплики в комиксах,
элементы в поделках и календарях стал оформлять в виде письменных букв.
инструкции к лего,
Любит делать карты парка, нашего района, придумывать города и название улиц:
Выпустил несколько своих газет:
маленьких и больших.
Периодически делает карты разного масштаба
выписывает с карты Росии города (сортирует их по алфавиту, по численности населения, по расположению),
делает зарисовки и подписи в аудио сказкам:
составляет расписание: записывает свои сны.
Составляет списки покупок, записывает свои желания. Сначала записывал свои желания на листочках, потом завел отдельную тетрадь.
делает настольные игры и пишет к ним правила. Оставляет записки другу, пишет послания мне и папе, подписывает открытки и подарки:
Переписывает рецепты из книг, придумывает свои рецепты и тоже записывает их.
И все это печатными буквами.
Вот на этом фото все-таки есть прогресс. В прошлом году на листе А4 записал сон ( посмотрите, какие буквы), а в этом году перед Новым годом купил себе ежедневник и ведет в нём записи. Уже и буквы поменьше и поровнее и в строчку попадают.
А дальше?
Что мне помогло успокоится:
статья "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"
видео - выступление М.Н. Безруких
"Психофизиологические особенности обучения письму и чтения"
Недавно я смотрела выступление М. М. Безруких "Школьные трудности. Кто виноват и что делать" на саммите, который проводила команда https://freefromschool.ru, так вот её выступление дало мне больше ясности в данной теме и успокоения.
видео психолога Елизаветы Пархоменко
Очень рекомендую книгу, о которой говорит в своем видео Елизавета - "Мальчики и девочки -два разных мира" авторы: Еремеева В.Д, Хризман Т.П . Я её прочла, книга заслуживает отдельного поста.Пока скажу, что она мне очень понравилась, много нового и полезного узнала для себя.
Хочется к вышеперечисленным статье и видео роликам добавить следующее: сейчас в гонке участвует весь мир (ну, или почти весь) и своих детей в этот поток берут многие родители. Сейчас у младших школьников столько дел, что они просто отдыхать не успевают.
Именно перегруз учебной программы обычной школы лишней информацией и бессмысленными заданиями, совершенно безобразное качество современных учебников и учебных пособий заставляет некоторых родителей, заботящихся об образовании для своих детей, переводить детей на семейную форму обучения. Но у тех, у кого нет такой возможности, вы можете, хотя бы не торопить своих деток ( особенно мальчиков), не тащить их в школу с 6 лет, а подождать 7, а лучше 8 лет. Кстати, у нас в вами по закону есть такое право-не отправлять ребенка в 1 класс до 8 лет без объяснения причины.
Поэтому я отстала от ребенка, пусть пишет так. Главное, чтоб желание не отбилось.
А если гнаться за письмом только как за единственным источником развития моторики, тогда можно и невроз заработать (если ребенок не готов к письму).
Что же с развитием моторики у нашего сына?
Все в порядке: сынок лепит из пластилина,
вырезает,
делает аппликации,
в этом году полюбил раскраски.
конструирует ( вот такой подарок подарил папе на Новый год)
Ну, и конечно же, пишет, манускриптом, зато пишет.
Единственное, что теперь я знаю о необходимости зрительно-пространственного восприятия. Неправильное написание цифр и букв для дошкольников колы допустимо и является показателем нормы. Сохранившееся зеркальное отображение в возрасте 7-8 лет - это уже отклонение, требующее коррекции. Тиграну в январе исполнилось 8 лет и он буквально на моих глазах стал меньше зеркалить буквы.
Возможно, что такое отзеркаливание некоторых букв связано с тем, что Тигран родился
с доминирующей левой рукой, но я ( по незнанию) дала ему ложку, карандаш в правую руку.
Нашла информацию, что если ребенок не переученый левша,но он зеркалит цифры и буквы, то у нарушено восприятие пространства, ему трудно ориентироваться во времени и пространстве, сравнивать предметы, обозначать словами их месторасположение. У сына с эти все в порядке. Поэтому пока делаю вывод о возможности того, что я его переучила с левой руки на правую.
Или возможна еще одна причина- раннее обучение навыкам письма..
Отделы мозга, отвечающие за освоение письма, созревают к 7-8 годам. До этого возраста «незрелость» может стать причиной зеркального почерка. Причиной зеркального почерка может стать раннее обучение навыкам письма.
В норме зеркальное написание цифр и букв должно пройти в начальной школе. Если этого не происходит, нарушение приобретает устойчивый характер.
В заключении хочу обратиться ко всем взрослым.
Дорогие родители, бабушки и дедушки, прислушивайтесь к своим детям, знайте, у ребёнка нет негативного намерения. И если он что-то делает "не так" ( как маме хочется, учителю, школе), то на это есть причины. Нам, как родителям, нужно в этом разобраться.