ПРОЕКТ ЛОПАТЫ. Мой взгляд на домашние задания с компьютерными презентациями в начальной школе
Поговорим(Связь с этим моим опросом: округляя - 70% ПРОТИВ домашних заданий с компьютерными презентациями в начальной школе; 20% ЗА).
Впервые слово ПРОЕКТ в его связи со школьной презентацией я услышала лет 10 назад, когда старший сын учился в 5-6-ом классе. Трудовик тиранил сына-хорошиста угрожающими «трояками» за отсутствие проектов. В те годы слово проект у меня ассоциировалось исключительно со строительством здания, стадионного комплекса, архитектурного ансамбля, сквера с памятниками или аттракционами…
Никак не укладывалось в моей голове словосочетание «проект лопаты». Уже были наструганы снегоочистительные устройства различных вариаций и калибров, в т. ч. помощью озадаченного плотника госпиталя, где служил отец; опробованы дошкольниками на снегоуборке детсадовских дорожек, где работала я. ЛопатЫ были, «четвёрок» не было! В чём дело?! Сынок, а может быть, проекЦИЯ (три проекЦИИ), а не проекТ лопаты? Нет?.. Без 100 г не разобраться! «…Я понял: это намёк, я всё ловлю на лету!...» Отец двинулся на аудиенцию к трудовику….
Спустя пару лет (год 2007 где-то) на педагогических курсах повышения квалификации нас знакомили с проектной деятельностью младших школьников и использованием для её реализации самой популярной компьютерной программы. Суть проектной деятельности младших школьников с обобщающей презентацией в конце исследования, созданной с помощью взрослого, сводилась тогда к внеклассной работе, расширяющей кругозор способного ребёнка по смежной с основным материалом теме.
Так, например, организовали родители поход по местам славы (ещё на Севере). Папы-военные обеспечили кунг до места, безопасность лесной тропы, артефакты военных лет, информацию по ним, костёр (солдатская каша и брусничный чай), я фотографировала, дети написали черновые отчёты о полученных знаниях, на основе их впечатлений - статья в местную газету с авторскими строчками детей (каждому приятно увидеть свою фамилию в газете). Презентация, скомпонованная мной, подытожила интересное дело, как памятный информационный фотоальбом, приятно вспомнить.
Или в пришкольном летнем лагере был у меня исследовательский кружок, где мы в дообеденных прогулках с кружковцами бродили с определённой поставленной целью по школьной территории, ближайшему лесу, посёлку. Рассматривали, фотографировали, шли в библиотеку, опознавали по книжкам растения и открытия, дети диктовали мне, выбирали картинки для вставки, я ваяла итог-презентацию, а потом торжественно показывали всему пришкольному лагерю, сидящему в актовом зале «Аптеку школьного двора», «Редкие растения нашего леса», «Памятники гарнизона» и т. п.
Родительский интерес к теме презентаций у меня вновь обострился год назад и был связан с выбором учителя своему ребёнку. Тогда у меня возникли разногласия во взглядах с мамой друга младшего сына (с ним сыну было комфортно в детском саду и мы первоначально собирались идти в один класс). Она в восхищении убеждала меня в своём выборе: «Там интересно! У них всё время праздники, презентации! ПрЕзЕнТаЦиИ! ПРЕ-ЗЕН-ТА-ЦИ-И!!!»
Работая через стенку с теми, у кого «…ПрЕзЕнТаЦиИ!!!…», я видела, что это не те общие, редкие, яркие исследовательские дела, объединяющие детей и родителей класса, а исключительно дело рук каждого отдельно взятого родителя для своего отдельно взятого ребёнка в качестве домашнего задания. Учителю остаётся посидеть, посмотреть-послушать, качая ногой и головой, и поставить «5». Перекос!!!
Бывая в течение трёх лет на заменах в этом классе***, где традиционным домашним заданием по окружающему миру являлась компьютерная презентация, я НЕ наблюдала стабильности положительной динамики, дОлжного результата к выходу из начальной школы по окружающему миру в частности. А ведь это очень показательный предмет в развитии речи, мышления, кругозора, понятий, связей.
(***Бывала я чаще всего на заменах уроков окружающего мира. В нашей школе расписание класса, которому требуется замена, подгоняют под «окна» заменяющих учителей так, чтобы получилось предметное обучение: каждый заменяющий учитель в системе ведёт и видит свой заменяемый предмет.)
Нередко те, кто имел «пятёрки» по окружающему миру, заработанные на частых родительских презентациях, не знали материал учебника. Скажу больше: многие активно пользовались возможностью заработать «лёгкую пятёрку», показав родительскую презентацию. Даже, понимая, что в электронном дневнике написаны темы ближайших уроков, ?под прикрытием родителей и с их потакания? «недомогали» в тот день, когда в планировании стоял тест/проверочная. Цена такой четвертной «пятёрки»? Что эти «пятёрочники» покажут в ближайшую проверку качества знаний (=соответствия оценок реальным знаниям), которая систематически проводится Комитетом Образования СПб? Зачем грядущие разочарования творят взрослые детям (одни задают, другие молчат)? Каков конкурс на первую парту среднего ряда будет к концу началки при использовании гаджетов, если в первом классе он 6 из 30?
В параллельном же классе, где учитель НЕ инфицирован пауэр-поинством настолько, чтобы задавать домашние задания презентациями, стабильная положительная динамика в развитии изначально более слабого набора детей, обеспеченная какими-то другими, кроме презентаций, способами виделась отчётливо. Вот туда сына и отдала (пусть мальчики дружат на перемене и после школы).
В современной начальной школе невозможно уйти от программных тем «Наши проекты» («Школа России»), расположенных на страницах учебника. Я задаю их на выбор по желанию и прошу исполнить самостоятельно в любом рукотворном виде, основываясь на том, что при вырезании/рисовании/склеивании/лепке работает мелкая моторика (согласно учениям «бородатых» психологов - мышление на кончиках пальцев, да и зрение крепче вдали от компьютера). И каждый раз представляю, будто задаю я это своему ребёнку и помню, что мне важнее увидеть знания падежных окончаний, таблицы умножения, вычислительные навыки, умение решать задачи, понимание связей в окружающем мире и тому подобное, гораздо более важное, фундаментальное, чем обсуждаемое шоу.
Требования домашнего задания для младших школьников в непременном компьютерном исполнении незаконны.
И если вдруг случится, что моему ребёнку зададут презентацию в PPt раньше, чем они пройдут её в 8 классе по информатике, и за неё, невыполненную, поставят бяку, я пойду на баррикады (в соседней школе был прецедент).
P. S.: Однако если родитель сам пожелал совместно с ребёнком показать что-то в компьютерной презентации (летний отдых, своё производство), я сопротивляться не буду, порадуюсь вместе с учеником и его родственниками. Да и своему ребёнку, как родитель, помогу сделать, если это потребуется для его внеклассного выступления/социализации (но это НЕ обязательное домашнее задание, заметьте).