Что делать с "Васей"?
Выбор школы и учителяСтолько всяких историй. Комментировать все я не осилю.
Не ругайтесь. Уважайте друг друга.
Все, написанное ниже, не претендует на истину последней инстанции.
Является частным мнением, подкрепленным материнским и "рабочим" опытом".
Любое хамское, деструктивное и оскорбительное общение в посте будет моментально удаляться. Даже на основании того, что мне не понравился ваш тон.
У меня сегодня "накипело" и я выскажусь.
Как вы все знаете, а кто не знает - знайте. Я провожу школьные мероприятия, детям книжки читаю.
Чаще выходит хорошо, редко отлично, иногда полное гауно.
Когда выходит гауно, я жутко рефлексирую, ищу проблемы в себе, в педагоге классном. И никогда в детях.
Сегодня в провела мероприятие после которого вокруг меня прыгали четыре мальчика и радостно в песне пели:
- больше к нам не приходите, больше к нам не приходите. Ха-ха-ха.
Справедливости ради замечу, что одна девочка из класса подошла посмотреть книжку, вторая спросила приду ли я к ним еще? (Не приду)
И вот сегодня моя рефлекция ушла в другую сторону.
***
Если вы почитаете сообщество, то через один будет пост про "неадекватных детей в классе". Со списком их достижений:
- дерутся, орут, мешают, прыгают на стол.
Там же в комментариях вы прочитаете :
- педагог не может решить проблему. Педагог плохой
- ребенок показывает, что ему нужна помощь (он одинок, ему не хватает внимания итп).
Пока я сегодня ехала в автобусе, мне стало жалко педагога, который:
- несет УГОЛОВНУЮ ответственность за жизнь и здоровье ребят
- вынужден изо дня в день идти на работу, как на войну, а это действительно так. Какой бы хороший педагог не был, в классе его ждет "Васечка", который обязательно сорвет урок, побьет Гришу, плюнет в Веру. А ты ничего не можешь с этим сделать, кроме задушевных разговоров, на которые "Васечке" плевать с высоооокой колокольни.
Вы мне сейчас скажете, что это "инкллюзия". Это не она. У этих детей нет диагноза, а если и есть, то тщательно скрывается и скидку на это сделать нельзя, нет плана индивидуального обучения, тьютера и прочих радостей.
(Если у ребенка есть диагноз - это совершенно другая история, о которой я здесь писать не буду!!!)
Я именно про педагогически запущенных детей.
Еще вы мне можете сказать, что всегда такие дети были. Были, но прав у школы и учителя было гораздо больше, чем обязанностей. И школа могла влиять на ребенка, семью, детей, сейчас не может.
Такой ребенок, а то и два, есть практически в каждом классе.
Сегодня я видела около десяти таких ребят одновременно.
В чем же дело?
А дело в РОДИТЕЛЯХ!
И сейчас вы опять расскажете, особенно, если это ваш ребенок, что "мы хорошие, ребенок тоже, а вы все плохие и наговариваете на нас".
Так вот:
- обычно мама такого ребенка рассказывает, что вы все САМИ виноваты
- мама этого ребенка в обороне вечной. Даже если она знает, что у "Васи проблемы" вы никогда об этом не узнаете и все разговоры с ней сведутся к тому, что ВАШИ ДЕТИ ПОЛНЫЕ КОЗЛЫ, УРОДЫ (я это слышала в отношении своего ребенка и его друзей) и далее по списку, а мой прекрасный одуванчик
- этому ребенку действительно не хватает внимания, со стороны отца, деда, тренера из спортивной секции. Таким детям нужна ОЧЕНЬ жесткая рука. Не бить, бить детей нельзя, даже если очень хочется, не орать, ор никто не слышит. Должны быть очень жесткие рамки и правила.
- рамок и правил нет. Родители не установили. Да, да. Это все не особенности ребенка, это все очень хреновые родители. Где ребенку можно все, а лишь бы не орал "на тебе конфетку и планшет".
Когда ему 5-6-7-8 все это списывается на "они же дети", "они не могут вести себя нормально".
Когда это 9 -10-11-12- понятно, что это плохое воспитание, на "онижедети" уже не спишешь. Дети в 10 лет совершенно четко осознают "границы дозволенного".
Когда это 12+. Поздравляю вас товарищи, у вас все плохо.
Аудиторию поста я не очень определила, буду сбиваться.
Для мам таких детей. Жестко сейчас напишу и вы обидитесь, расскажете мне, что я "плохой специалист".
- разочарую вас, у вас проблемы. Потому что 90% детей отлично слушает, сидит, внимает. У каждого есть свои личные особенности, мы не роботы и не солдаты. Кто то активный, кто то громкий, скромный и итп. Но хорошо воспитанный ребенок в 9-10 лет не скажет педагогу в лицо, что она "Тупая дура". (Это было сказано Диминому классному руководителю) . Обычный ребенок в обычной школе не падает на пол и не рыдает из-за двоек, обычный ребенок не лезет постороннему в сумку итп.
- У любого возраста есть "возрастная" норма по "сидению и поведению". И если ребенок не в ней, у вас проблемы. Причем очень крутые. Ни один педагог В ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ, какой бы он не был распрекрасный, не примет вашего ребенка. Нет и все. Хоть вы ему конфеты носите, хоть деньги в конверте.
У него еще 30 среднестатистических детей, у него план по обучению, ему надо годовые контрольные писать.
А он должен тратить свое внимание не на тех 30, а на вашего. Если педагог хороший, он будет вести с вами беседы, предлагать варианты помощи. Если педагог не очень хороший или с огромным опытом жизни в школе, он приложит все усилия и выживет вас из класса.
Что вы можете сделать:
Вариант 1. осознать проблему ДО школы. Закрывать глаза на проблему НЕЛЬЗЯ. Психолог, занятия спортом, установление жестких рамок и границ. Вы не убьете индивидуальность, вы впишите ребенка в среднестатистический социум. В школе выбирайте очень жесткого педагога и находитесь с ним в постоянном контакте. Нон-стоп. Вы знаете, что у вас проблемы, педагог знает, что вы АДЕКВАТНАЯ МАМА, которая слушает.
Вариант 2. Осознать проблемы ДО школы. Понять, что вы не собираетесь вписывать ребенка в обычную школу и это не для вас. И искать альтернативу: семейный, частный, вальдорфские (надеюсь так пишу). Итп. В Москве таких школ валом. Были бы деньги, желание и время.
Возможно есть еще варианты, не придумала.
Если вы уже в обойме, смените школу, педагога и коллектив. Начните с чистого листа, здесь на ребенке "клеймо". Хорошим он уже не будет. И хвост его достижений пойдет с ним дальше. Школа будет "адом".
Самое важное перестать обвинять ВСЕХ вокруг. Если все вокруг ПЛОХИЕ - смените всех. Не бывает так, чтобы 29 плохие, а ваш один хороший. НЕ БЫВАЕТ!!!!
Самое плохое, что вы можете сделать для своего ребенка это "уйти от реальности".
Вы все равно его любите, он ваш ребенок.
Вы будете его защищать если надо. Вот только ваша задача сделать школу "не полем боя, а местом хорошей тусовки на 11 лет".
/////
Теперь для тех, кто уже учится в школе. И у него в классе "Вася" и он "задевает вашего ребенка". Что можете сделать вы. Не школа, а именно вы родители.
Это мой мамский опыт и опыт общения с другими людьми, профессионалами своего дела, теми, кто работает в ШКОЛЕ (это важно, все люди вокруг школы, хорошо говорят, а надо вариться в этом, только тогда приходит понимание)
- гимназий и лицей не являются способом избежать проблемы "Васи" есть везде.
- если у вас в классе один/два таких ребенка, радуйтесь. Классов где таких детей нет, почти не осталось. У сына в классе один такой и я "смирилась", потому что вижу, что может быть хуже
- даже если у вас "девочка- одуванчик" и "мальчик- колокольчик" выбирайте ЖЕСТКОГО ОПЫТНОГО педагога. Никаких молоденьких девочек и тетушек 60+. 30-45 лет с опытом, еще " с огоньком". Вашему ребенку не будет хуже, а вот дисциплина в классе с большей гарантией будет хорошей.
- если вы нарвались на конфликт с таким ребенком. Очень жестко СРАЗУ обозначайте свою позицию. Никакой жалости (это была моя ошибка в том году, я пожалела ребенка, который воткнул в подбородок моего сына вилку. Все было списано на неосторожность). Любой синяк, все фиксируйте в полиции. Вообще все. Если вам будут рассказывать, а вот, когда учились мы.... Не слушайте! Мы учились, время было другое.
- ходите за своим ребенком хвостом. Пока возраст позволяет. Вот сколько надо столько и ходите. Пример из практики. В понедельник сын и его друзья играли в снежки, к ним прилепился "наш Вася". Не успел прилепиться ему прилетело снежком в лицо. Как он орал. Минимум ногу резали наживую. Мальчишки испугались:
- Тетя Катя, что теперь будет, нас заберут в полицию. Нас отведут к директору.
Того отправила домой (мама его фигурирует только визгом по телефону).
Мальчикам разъясняла, что им не будет ничего. Ребят трясло.
Слава Богу была я рядом. И видела все.
Потому что пару недель назад, когда "Вася" нарочно разбил моему сыну телефон, а взрослых рядом не было, на претензии об этом было сказано:
- ничего не докажете
- в полицию
- ваши устроили групповое избиение "Васи".
И мама Васи орала так....
А педагог очень просила не раздувать дальше, иначе за полгода до конца четвертого класса мы потеряем ее. МЕНЯ ПРОСИЛА! Потому что только я могла тогда спустить ситуацию на тормозах. Доказать, что телефон разбил "Вася" мы, действительно, не могли.
- Тут следующий момент. Обозначьте педагогу, свою очень жесткую позицию. Что вы на стороне СВОЕГО ребенка, что вас не устраивает "Вася" потому то и потому, что вы будете собирать жалобы и готовы возглавить "комитет по борьбе с Васей". Вы можете ничего из перечисленного в реальности не делать. Но и "мама Васи", и учитель должны знать, что у вас есть зубы и вы кусаетесь. А "Вася" обязательно узнает от родителей, что вашего ребенка трогать не стоит, мама у него еще та и если тронешь, то хреново тебе будет.
- Кстати, из бесед с педагогом можно узнать много нового про своего. Не всегда приятного и хорошего. И при должной реакции скорректировать. Потому как "Вася" есть, а есть еще другие дети, которые "Васю" уже не любят и могут вполне осознанно делать гадости и подлости. Вы как мама, которая тоже про "Васю" знает, будете верить вашему ребенку. А иногда очень полезно посмотреть на ситуацию с другого ракурса. "Васю" это не изменит, а вот "нехорошее" в вашем ребенке подвинет на раз два. "Вася" это временно, "Вася" это хороший повод научить ребенка не быть подлым, не быть трусом, защищать слабых.
- Обычно "Васи" сыкливы и трусливы. Совершенно непедагогично, научите давать сдачи. БОЛЬНО! "Вася" чувствует силу и не лезет к тем, кто сильнее. Обходит их стороной. Даже если ваш ребенок его ударит пару раз, вас вызовут на разговор, вы послушаете, покиваете и в ответ скажете:
- Ну да. Дети дерутся. Вот "Вася" например на прошлой неделе и даете весь список.
- Никаких разговоров с мамой "Васи" один на один. Завуч, педагог, директор. Любое ваше слово может быть использовано против вас. Все может быть вывернуто в ту сторону, что ПЛОХИЕ ВАШИ ДЕТИ, а не "Вася". И тем более не смейте воспитывать чужого ребенка. У вас нет на это прав. Все через педагога. Это его работа разруливать такие ситуации.
- Дома слушайте рассказы про "Васю" обязательно. Вы должны быть в теме. А далее на ваше усмотрение. Правильнее не давать Васе оценок. Просто слушать. Так вы не настраиваете ребенка своего против "Васи". Ну есть он и есть.
Неправильно, но действенно. Особенно если конфликт уже есть, сообщить ребенку, что да "Вася" .... (далее сами), ДЕРЖИСЬ ОТ НЕГО ПОДАЛЬШЕ. Чем ты от него дальше, тем меньше У ТЕБЯ ПРОБЛЕМ. Вспомните свои школьные годы. Вася был. Скорее всего вы его просто не замечали. Он где то там на задней парте подпирал стенку.
- Помните, что ваш классный учитель НЕ ОБЯЗАН воспитывать "Васю". Он должен учить! он не рад "Васе", но он вынужден. Поберегите педагога. Если будет один "Вася" и 30 детей и ИХ РОДИТЕЛЕЙ (это важно) в адеквате, то ПЕДАГОГУ будет легче жить. Есть надежда,
что он справится.
Дайте педагогу делать свою работу и дайте педагогу ощущение вашего родительского плеча рядом.
///
Увы и ах, вы действительно ничего не можете сделать с таким ребенком "пока он не проломит кому-либо голову".
Я пообщалась с массой людей на эту тему, я была в комиссии по делам несовершеннолетних.
"Тяжкое телесное"- полиция- комиссия итп.
Пока это "поведенческие" проблемы только родители могут забрать ребенка из школы, по своему собственному желанию. Может додавить педагог, можете вы. (Тут вас скорее всего объявят в травле. Таких рассказов на ФБ много. Как плохие родители 29 детей стали стадом и под предводительством главной овцы изгнали агнеца).
Прав у школы на ликвидацию "Вась" НЕТ!!!
////
Справедливости ради замечу.
Я много путешествую по школам.
За пять лет я видела ДВА ТАКИХ КЛАССА. Когда хотелось сбежать. Когда я не понимала, зачем я здесь.
В том году и сегодня.
Основная масса ОБЫЧНЫХ школ с ХОРОШИМИ педагогами и КЛАССНЫМИ ДЕТЬМИ!.
Учителя началки в своем большинстве веселые, открытые, строгие, отличные педагоги, которые любят свою работу, если бы не любили, не смогли бы работать.
"Вась" да, их много. От них никуда не денешься.
И если вы идете в ОБЫЧНУЮ школу вы просто это принимаете.
Вы не делаете школу "полем боя", вам тут быть 11 лет.
11 лет войны это ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ МНОГО.
///
Всегда Ваша Е.С.
За ошибки понять и простить. Не буду проверять.