Лекция Александра Колмановского. Отрывки
Статьи.Вчера наткнулась на лекцию «Как отношения с ребенком влияют на его школьную успешность». Очень мне понравилась. Делюсь с вами выжимками.
О ПОЧЕРКЕ И ПРОПИСЯХ
Прописи - необходимость вырабатывать универсальный, читаемый почерк. Вы все знаете, как важна моторика, особенно мелкая, для развития детского интеллекта. Представьте себе: сидит ребенок, собирает Lego или играет в какой-то конструктор. А рядом сидит взрослый и говорит: «Поаккуратнее! Так не ставят детальки». Никакой пользы такой подход не приносит. Только вред.
Почерк - это гораздо более интимный фактор психики. Очень важно, чтобы у ребенка была возможность развивать свой почерк. Необходимость писать так, чтобы тебя могли прочесть… Это необходимость, с которой правильно столкнуться самому. Пусть сам убедится в том, что адресат не смог разобраться в каракулях, тогда ребенок будет подстраиваться. Это будет позитивным развитием.
Требование писать по линеечкам, косо, достаточно округлые дуги и так далее - это такое же варварство, как попытка вырабатывать универсальную походку.
Мы с вами не может претендовать на революцию и идти с голыми руками против системы. И совсем вывести ребенка из-под этого удара мы не можем. Но дома мы можем быть или дополнительным проводником этого удара, или щитом. Что значит быть проводником? Это тыкать ребенка в листок и говорить: «Кто это может прочесть, как по твоему?». А что значит быть щитом? Это значит сказать ему: «Знаешь, пиши как можешь, пиши как хочешь. Это очень важно - чувствовать свободу рукописи. Учительница будет ругать. Жаль. Если хочешь, чтобы меньше ругали, постарайся ей угодить». Надо бесстрашно, без взрослого ханжества называть вещи своими именами. Ребенку это не нужно, это нужно ей.
ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ ЗАНИМАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ ДОМА ДО ШКОЛЫ
Конечно, да. Только я бы это назвал не занятиями с ребенком, а развитием. С ребенком надо просто очень много общаться. Проводить с ним как можно больше времени.
КАКОЙ УЧИТЕЛЬ ПРАВИЛЬНЫЙ
Правильный учитель - не тот, который умудряется всех своих учеников держать на одинаковом уровне. Это невозможно. Правильный учитель - это тот, который дает возможность всем детям, даже отстающим, чувствовать себя спокойно, защищенно. Если этого нет - это неправильный учитель. В этом случае надо смотреть, есть ли возможность от этого учителя бежать. Не оглядываясь.
КАК ВЫБРАТЬ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Прийти в присмотренную вами школу. Примерно в феврале, в конце учебного дня. Прийти несколько раз и поговорить с родителями. Спрашивая о возможном учителе только одно: насколько она ДОБРАЯ тетка. Именно в такой терминологии. Это самое важное. Ни языки, ни наличие бассейна и т.д., а этот фактор.
О МОТИВАЦИИ К УЧЕБЕ
Откуда в принципе может взяться мотивация?
Во-вторых, от интереса. Но это сильно во-вторых.
А во-первых, знаете от чего? Познавательная активность у нас с вами вшита генетически, на нижнем этаже психики. Это освоение окружающего мира. Любое животное, оказавшись в новой ситуации, осваивает территорию, предметы на ней, запахи и т.д. В каком случае животное начинает избегать какого-то участка территории или предмета? Когда опасно. Ребенок занимается любой новой предложенной ему деятельностью (как правило, занимается охотно) до тех пор, пока она безопасна. Как только он перестает безопасность чувствовать, как только возникают назидательные ноты, он моментально поджимает уши-хвост и всякий энтузиазм уходит.
ЕСЛИ ВЫ НАНИМАЕТЕ РЕПЕТИТОРА РЕБЕНКУ, НЕ УСПЕВАЮЩЕМУ ЗА ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ
Репетитора нужно специально настроить. Репетитор должен понимать, что его задача - не подтянуть по программе, не нагнать упущенное, не подготовить к контрольной. Ни в коем случае. Его задача - академическая реабилитация ребенка. Т.е. так выстраивать занятие, чтобы ребенок с первых минут первого урока почувствовал свою успешность. Оказывается, я это могу! Пусть для этого придется спуститься на сколько-то этажей ниже: ребенок учится в 7 классе, а вы начнете с курса 5 или 6. Это не страшно. Это должен быть человек, в лице которого ребенок никогда не увидит вскинутых бровей и не услышит «Как, ты этого не знаешь»? Никогда. Нужна полная безопасность.
КАК УВЛЕЧЬ РЕБЕНКА, КОТОРЫЙ НИЧЕГО НЕ ХОЧЕТ (Ребенку 10 лет)
У меня два предположения.
Одно: вы описываете ребенка с сильно пониженным тонусом. Значит, его нужно не пытаться заинтересовать какой-то активностью, а повышать тонус. Это менять свою родительскую практику с назидательной на дружелюбную, принимающую.
Другое предположение: это традиционный детский перебор активностей.
О ЛЕНИ
Лень - это защитная реакция, которая выражается в избегании отрицательных эмоций при нехватке положительных.
Чтобы не лениться (сложить одежду, сделать домашнее задание, сложить игрушки), надо пойти на усилие над собой. Это трудно и неприятно. И при прочих равных менее доступно обессиленному, истощенному человеку. Но не с точки зрения физических, а психо-эмоциональных сил.
ПРО СОЦИАЛИЗАЦИЮ В УСЛОВИЯХ СОКРАЩЕННОГО ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ
Знаете, какие дети созревают и социализируются раньше всех? Беспризорники. Дети, максимально предоставленные сами себе и свободному внутридетскому общению. А оранжерейные семейные дети созревают гораздо позже. Но это не единственная разница между теми и другими.
Чем раньше ребенок вынужденным образом созревает, тем он более жестко созревает. Он лучше приспособлен к жестким отношениям и хуже к отношениям более тонким, доброжелательным.
ЧТО ВЛИЯЕТ НА ШКОЛЬНУЮ И ЖИЗНЕННУЮ УСПЕШНОСТЬ РЕБЕНКА
Это доверительные отношения с родителями. Это ощущение, что родитель меня полностью принимает. Родитель может быть разочарован каким-то моим поступком, но не мной как таковым.
Родительские амбиции правильные. Правильное желание, чтобы ребенок вырос успешным. Но для этого нужно дать ребенку почувствовать себя в максимальной безопасности и принятости.
Чем меньше ребенок нагружен нашей требовательной выжидательностью, тем он академически успешнее.
Лекция очень интересная, поднимается много школьных и околошкольных вопросов: о домашних заданиях, о медлительных детях, о ситуациях стресса на экзаменах, об отметках, о том, что может сделать ребенок в условиях травли, о гаджетах и т.д. Но главное, он много рассказывает о том, как дать ребенку ощущение безопасности, принятия и поддержки, отказавшись от назидательности.
Очень рекомендую. На youtube есть начало лекции. Лекцию полностью я слушала на MyBook (нужна подписка). Есть она на Литрес (если будете покупать, ищите скидки и баллы).