
Только ещё вчера ваш малыш был ласковым и послушным, а сегодня внезапно превратился в упрямого и непослушного капризулю.
Только ещё вчера ваш малыш был ласковым и послушным, а сегодня внезапно превратился в упрямого и непослушного капризулю.
Этот период, через который проходят все дети и очень непросто переживают все родители, называется кризисом трёх лет.
Первые признаки его могут проявиться в период от 2,5 до 3,5 лет. Любимым выражением вашего чада становится: «Я не хочу!» Ох, уж это «Я»! Пока малыш говорил о себе в третьем лице, таких проблем не было…
А сейчас, осознав себя самостоятельной личностью, он испытывает на прочность родительское терпение, пытаясь выяснить границы дозволенного. Происходит это ежедневно и ежечасно. Родители в панике, не узнают своего ребёнка и не понимают, как себя вести.
Что такое кризис 3-х лет?
Психологи трактуют это состояние, как особый, непродолжительный период, характеризующийся резким скачком в развитии ребёнка.
Сам кризис может протекать стремительно и бурно, а может оставаться незамеченным и после
Психологи рекомендуют отдавать детей в сад до начала кризисных неприятностей или же после
Начало кризиса
Ребёнок пытается выделить своё «Я» и сделать так, чтобы теперь родители играли по его правилам. А мама с папой, не успевая перестроиться на ходу, продолжают общаться со взрослеющим ребёнком, как с беспомощным крошечным карапузом. Именно такие ситуации провоцируют и приумножают кризисные явления, свойственные
Кстати, они никогда не направлены против ровесников. Это исключительно протест ребёнка против засилья мира взрослых.
Помните, что ваши крики, угрозы, авторитарность и раздражительность только усугубят положение. В то время как желание решить все проблемы «мирным путём» и доверительность в отношениях с ребёнком помогут спокойнее пережить этот период.
Негативизм
Это типичная протестная реакция ребёнка на ограничения, запреты, излишнюю требовательность, а также недостаточное внимание со стороны родителей. Малыш игнорирует любые слова только по одной причине — они исходят от взрослых, с которыми он ведёт необъявленную войну.
Если негативизм сильно выражен, тогда вы можете услышать немотивированный отказ на любую вашу просьбу, иногда даже вопреки собственным желаниям маленького «отказника». Например, он мечтал пойти в цирк, но когда мама попросила начать собираться, малыш резко отказывается.
Поскольку он сам же и страдает в этой ситуации, следовательно, ребёнок начинает плакать или сердиться (в
Примером может служить и детское «словотворчество», когда дети каждое предложение начинают со слова «Не», лишь бы повторять его почаще: «нестул», «некнижка».
Что делать родителям?
- отвлеките чадо от конфликтной ситуации или оставьте ребёнка на время в покое;
- в некоторых случаях проблему помогают решить просьбы наоборот (или инверсные просьбы). «Не нужно идти домой, оставайся здесь». Главное — при этом вести себя спокойно и
эмоционально-нейтрально .
Нужно понимать, что в детском негативизме есть и положительные стороны: ребёнок учится выражать своё отношение к окружающим явлениям и людям, он уже не действует только под наплывом эмоций, как раньше. Если не подавлять негативизм слишком властно, он со временем проходит.
Упрямство
Здесь следует разграничивать понятия «упрямство» и «настойчивость» Настойчивость — это положительное качество, которое позволяет достигать намеченной цели, невзирая на все сложности (когда малыш раз за разом пытается построить разваливающийся домик из кубиков).
А упрямство — это желание настоять на своём лишь потому… потому и всё! «Я не буду надевать эту шапку, хочу другую!» Когда мама пытается объяснить, что в другой шапке будет холодно, малыш соглашается с доводами, но всё равно хочет надеть именно её.
Здесь нужно держать золотую середину — не отмахиваться от желаний ребёнка постоянно, но и не идти на поводу, иначе упрямство может остаться на всю жизнь, став чертой характера.
Что делать родителям?
Не запрещать, а объяснять.
Своеволие
Независимо от ситуации и своих возможностей, ребёнок стремится всё сделать самостоятельно (переходить дорогу, не держась за руку мамы; делать покупки в магазине; выбирать лекарства, которые нужно принимать
Что делать родителям?
Постараться достичь компромисса: «Давай вместе понесём тяжёлую сумку, ты — за одну ручку, я — за другую». Для ребёнка каждая такая ситуация значима, и если родители позволяют сделать
Деспотизм
Поведение ребёнка может быть противоречивым. С одной стороны, он стремиться освободиться
Что делать родителям?
Объясняйте, что у каждого человека есть свои желания и потребности. Нужно просто стараться всё делать вместе, дружно: «Мы с тобой собрали пазл, а теперь пойдём приготовим папе ужин», «У тебя есть стол для рисования с фломастерами и красками, и у меня — с книжками и ручками. Давай вместе поработаем?».
И помните, что одобрение правильных действий ребёнка, даже самых незначительных — это очень важно. Он должен периодически испытывать ощущение успеха, тогда кризисные явления пройдут не так болезненно и поведение выровняется.
Вперед →